Лексика

наше занятие посвящено родному Уральску, по которому в течение урока мы будем путешествовать. Уверена, каждый из вас хорошо знает свой город, но, думаю, что к концу урока вы узнаете еще больше. Также в центре нашего внимания будут однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, так как мы завершаем тему «Лексика».У каждого населенного пункта -  аула, города своя история. Есть своя история и нашего города. Город Уральск – один из крупнейших городов Западного Казахстана. Сегодня нас ожидает...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лексическая тема: Уральск.

Грамматическая тема: Обобщение по теме «Лексика»

І. Огр/момент.

ІІ. Вводное слово. Сегодня наше занятие посвящено родному Уральску, по которому в течение урока мы будем путешествовать. Уверена, каждый из вас хорошо знает свой город, но, думаю, что к концу урока вы узнаете еще больше. Также в центре нашего внимания будут однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, так как мы завершаем тему «Лексика».

ІІ. Устное повторение по теме «Лексика»:

1. Что такое лексика? В каких словарях дается толкование слов?

2. Дайте короткие ответы - да или нет. Если толкование неверное, предложите свое:

- Богатырь - это богатый человек?

- Блокнот - это записная книжка?

- Черный - это цвет противоположный белому?

3. Рассмотрите рисунки:

- Где инструмент для шитья?

- Где колючки на теле животного?

- Где листья хвойного дерева?

- Каким одним словом называются все эти предметы? Сколько занчений имеет слово иголка? Как называются эти слова?

4. Многозначные слова имеют прямое и переносное значения. Рассмотрите рисунки, прочитайте надписи: Золотые часы - Золотые листья.

- В каком словосочетании слово «золотые» употреблено в переносном значении? Какие листья мы называем золотыми?

5. Придумайте к рисункам подписи:



Большой - маленький Грустный-веселый Пришел-ушел

ІІІ. Вступительная беседа по лексической теме: Рассмотрите картинки. Как вы думаете, о чем мы будем говорить во 2 части нашего урока? Узнаете ли вы эти места?

У каждого населенного пункта - аула, города своя история. Есть своя история и нашего города. Город Уральск - один из крупнейших городов Западного Казахстана. Сегодня нас ожидает интересная работа с текстами об Уральске.

V. Работа с текстом «Город на границе Европы и Азии».

- комментированное чтение текста учителем:

Город на границе Европы и Азии

Когда-то в далеком 1614 году на берегу бурного Яика (отделяющего Европу от Азии, в том месте, где вливалась в него речка Чаган), возник знаменитый Яицкий городок. Здесь влажные западные ветры встречались со знойным дыханием восточных пустынь. Над городком то сгущались туманы, и тучи обильно поливали его дождями, то проносились песчаные бураны и жгучие пыльные вихри.

В 1775 году река Яик была переименована в реку Урал, а город Яик - в город Уральск. Уральск - один из старейших городов Казахстана.

Уральск - город исторических событий, связанных с именами Махамбета, Г.Тукая, М. Маметовой, Ж.Молдагалиева.

Уральск - город высокой культуры. Здесь бывали и творили А.С.Пушкин и М.Шолохов, С.Сейфуллин и Т.Жароков.

Слова для справок: жаркий, известный, древнейший, мокрый.

- составление хронологической таблицы: запишите следующие даты - 1614 год, 1775 год; прокомментируйте их;

- выполнение грамматического задания: используя слова для справок, подберите к выделенным словам синонимы.

VI. Слово учителя об известных писателях, посетивших Уральск, О Владимире Дале.

С Уральском связаны биографии великих людей. В Уральске побывал великий поэт А.С.Пушкин. Он оставил нам в память об этом путешествии книгу «История Пугачева» и бессмертную «Капитанскую дочку».

В этих местах побывали и многие другие литераторы. Среди них Александр Плещеев, Лев Толстой, Владимир Короленко, Александр Гумбольдт и Владимир Даль. В творчестве каждого из них Уральск, река Яик оставили свой неповторимый след. Обогащалась и история нашего края - воспоминаниями, событиями, легендами. Я хочу рассказать об одной такой легенде.

VII. Работа с текстом сказки-загадки «Старик-годовик» (по В.Далю):

- пересказ содержания сказки учителем;

- чтение сильным учеником:

Старик-годовик.

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз. Полетели первые птицы. Стало холодно, пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз. Полетела третья тройка. Стало жарко. Люди стали убирать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз. Полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, пошел дождь, залегли туманы.

А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно.

(по В.Далю)

- беседа: О чем говорится в 1 части? Прочитайте предложения о зиме, весне, лете, осени. О чем говорится во 2 части?

- выполнение грамматического задания: к выделенным словам подберите антонимы, найдите слова, употребленные в переносном значении.

VIII. Заключительный этап. Работа по карточкам - схемам:

1 карточка. Заполни синонимами:

Уральск

какой?





2 карточка. Дополни:

Уральск

Расположен

в междуречье трех рек.

3 карточка. Соедини:

1. Река Яик была переименована в 1614 году.

2. Современный герб города Уральска был утвержден в 1775 году.

3. Яицкий городок был построен в 2000 году.

IX. Задание на дом: написать мини-сочинение «Я люблю Уральск, потому что…

© 2010-2022