Методические рекомендации Традиционный урок русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаМетодические рекомендации Традиционный урок русского языкаПсихологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. Специалисты считают, что если ученик сам ставит цель работы, в том числе и цель урока, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. А традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике преподавания. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.

Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционные формы уроков как "технологии", "нетрадиционные технологии урока". Он характеризует их как "основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах". Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.





Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект - объективные взаимодействия в системе "учитель - ученик"

Субъект - субъектные позиции в системе "учитель - ученик"

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок - учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: "метод прямого доступа", проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель - координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся









Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:
субъект - объектные взаимодействия в системе "учитель-ученик", изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:
субъект - субъективные позиции в системе "учитель - ученик", возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Из данной таблицы видно, что достоинства нестандартных форм урока намного доминируют, чем недостатки.

Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

1. Урок- игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)

2. Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)

Особенность данных уроков в том, что каждый ученик примеряет на себе какую-то роль: судьи, режиссера, журналиста, артиста, какого-нибудь литературного героя…Они требуют от школьников хорошей подготовки и знания материала, текста.

3. Урок- мастерская

Этапы «Мастерских»:

1 этап - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого ученика. Предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации.

2 этап - работа с материалом, погружение в него.

3 этап - «социализация» - каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других.

4 этап - «разрыв» - новое видение предмета, неожиданность.

5 этап - «Творчество» - написание текста, сочинения.

6 этап - «рефлексия» - самоанализ.

4. Урок- проект

Этапы проектной деятельности :

1 этап. Обсуждение с учителем предложенную для изучения информацию.

2 этап. Выявление проблемы, выдвижение гипотезы, установление цели.

3 этап. Учащиеся предлагают идеи, высказывают предположения.

4 этап. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет.

5 этап. Выполнение проекта.

6 этап. Анализ информации.

7этап. Вывод. Защита и обсуждение проекта

Различные по форме уроки способствуют развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся, пониманию учебного материала.



Класс: 5 класс

Тема: Жемчужины народной речи.

Количество часов: 1 час

Тип урока: урок- игра

Цели: образовательные:

- повторить пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы.

Развивающие:

- развить умение работать в группе,

- развить творческие способности,

- развить устную речь,

- развить умение объяснять значение пословиц.

Воспитательные:

-воспитать любовь к жемчужинам русской речи (пословицам, фразеологизмам, загадкам, скороговоркам)

Наглядность: рисунки с пословицами и фразеологизмами

Оборудование: шкатулка с бусинками- жемчужинами, иголки с ниткой, кружочки- карточки

ХОД УРОКА

I. Подготовка к новой теме

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам принесла шкатулку, не простую, а волшебную. Волшебство ее в том, что она хранит жемчужины народной речи. Что же это такое? Мы узнаем на сегодняшнем уроке.

(Разделяем класс на 3 группы) Каждой группе даем по иголке с ниткой, куда они должны нанизывать заработанные бусинки- жемчужины.

II. Изучение новой темы.

1. Первую жемчужину народной речи вы должны угадать сами. В этом вам поможет этот рисунок.

Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой.

1-я жемчужина: пословица

2. Беседа: Что такое пословица?

Пословица - это поучающее краткое изречение, в котором содержится мудрость народа.

3. «Словесная дуэль»

м/ц Проверим как много вы знаете пословиц

4. «Угадай пословицу»

м/ц: Ученик показывает жестом, мимикой, пантомимой пословицу, его команда должна догадаться.

5. Беседа.

Объяснение значений пословиц:

Яблоко от яблони недалеко падает, шишка от сосны недалеко откатится.

Труд человека кормит.

Камень с души упал. (фразеологизм)

6. Вторая жемчужина- фразеологизм:

Мчаться на всех парусах.

Глаза на лоб полезли.

Прикусить язык.

7. Фразеологизм.

Побежал сломя голову .

Труслив, как заяц

Не держит язык за зубами

8. Угадай фразеологизм по рисункам и картинкам.



9. 3-я жемчужина- загадка.

10. Отгадаем- ка загадки. Рассыпался горох на четырнадцать дорог (звезды).

На дворе горой, а в избе водой(снег).

Дедушка без топора мост мостит (мороз).

Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб).

Летит - воет, сядет - землю роет(жук).

Всякому мальчику по чуланчику(парчатки).

Два кольца, два конца - в середине гвоздь(ножницы).

У двух матерей по пяти сыновей(руки).

Два брата глядятся, а вместе не сойдутся( пол и потолок)

11. Придумать загадку.

м/ц: Это русские народные загадки, а теперь вы сами попробуйте придумать загадки.

12. Четвертую жемчужину вы должны угадать. Даю три подсказки:

- она тренирует речь,

- она бывает в рифму, также в ней преобладают отдельные звуки,

- в якутском фольклоре есть аналог- чабыр5ах.

13. Скороговорка.

Кто быстрее и правильней всех прочитает скороговорку?

III. Итог урока.

Итак, мы узнали все жемчужины народной речи. Как вы думаете, почему их так назвали?

Жемчужина- богатство, ценность, красота.

Заслуживают ли они это название?

( Подведение итогов игры) У кого бусы длиннее?

Изучайте, узнавайте и пользуйтесь ими.

Жемчужины народной речи делают нашу речь богатой и красивой

В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности. Также можно заинтересовать учащихся какой-нибудь историей или сказкой, как на следующем уроке.







Тема: Местоимение.

Класс: 6

Цель: сформировать умение узнавать местоимения; сформировать умение узнавать личные местоимения;

Оборудование: проектор, слайды, карточки, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Слово учителя.

-Любите сказки? Я сейчас вам расскажу сказку. В некотором царстве, некотором государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком.

А неподалеку от этого царства среди мрачных скал, в темном и сыром лесу жила злая колдунья. Она злилась, видя как счастливы люди в этом царстве. И злая колдунья придумала страшную месть: «Пусть все забудут свои имена, пусть все забудут названия всего, что их окружает!»

И в царстве начался беспорядок. И люди, удрученные бедой, обратились за помощью к доброй фее.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена и названия. А пока даю вам слова вместо имен. Используя их, вы можете разговаривать, понимать друг друга. Эти слова будут только указывать на лица и предмет, не называя их.

2. Попробуйте найти в данном тексте эти «волшебные слова».

В каком-то царстве, некотором государстве жил-был он. Пошел как-то он по этой дороге, и нашел нечто.

3. И назвали эти «волшебные слова» вместоимениями, но потом В куда-то исчезло и получилось - местоимение.

4. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Деятельность учеников: запись в тетради.

5. И вот наша фея долго искала дом колдуньи в темном лесу и, наконец, нашла. Она попросила вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что она отгадает ее загадки. Поможем же мудрецу их отгадать.

6. Загадка №1

м/в: Это личные местоимения. Первая колонка - единственное число, вторая колонка - множественное число.

7. Загадка №2

м/в: Личное местоимение 3 лица единственного числа изменяется по родам. Женский, мужской, средний.

8. Загадка №3

м/в: личные местоимения склоняются по падежам.

9. Беседа.

- Молодцы! Так как все загадки отгаданы, задания выполнены, пришлось злой колдунье возвращать имена жителям доброго царства. Все встало на свои места, но люди оставили местоимения себе. Как вы думаете, почему?

10. Чтение и обсуждение стихотворения.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Какие имена «заменяет» местоимение?

м/в: Местоимение может заменить имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.

11. Комментированное списывание.

м/ц: Попробуем заменить слово собака личным местоимением.

У меня есть собака. Собака очень умная и веселая. Когда я приказываю собаке сидеть, то собака машет хвостиком и садится. За собакой убираю я все сам, и кормлю собаку сам.

12. Проверка упражнения. Чтение учениками предложений.

13. Работа с карточками.

На доске:

Единственное число

Множественное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

м/ц: Прикрепить свою карточку с личным местоимением в нужный ряд. Составить предложение с личным местоимением.

14. Игра «Третий лишний»

15. Знакомство с таблицей и заполнение первой строки.

Разряды местоимений

разряды

местоимения

изменения

правописание

Синтаксическая роль

Личные

Возвратное


Притяжательные

Указательные

Определительные

Вопросительно-относительные

Отрицательные

Неопределенные

III. Итог урока.

1. С какой частью речи вы сегодня познакомились? Что узнали нового?

2. Подсчет фишек, выставление оценок.

IV. Домашнее задание. Повторить личные местоимения.







Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок - это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

Сравнительный анализ современного урока и традиционного.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. На уроке держалась традиционная и стоит современная школа. Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт учащихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.

На традиционных уроках применяется сенсуалистический подход, т.е. слушать, смотреть только на меня, а в современном уроке - деятельностный подход. Дети чаще всего запоминают форму, а не суть. Суть передать нельзя, её надо познать, а для этого надо действовать. Все знания в современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:

*традиционный урок - основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;

* традиционный урок - это привычные формы и средства обучения.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Самоопределение деятельности. ( Организационный момент)

2.Актуализация опорных знаний.

3.Постановка проблемы. (Создание проблемной ситуации)

4.Открытие новых знаний.

5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

7.Включение нового знания в систему знаний. (Повторение).

8.Рефлексия деятельности.

Структуры разные. Проанализируем, в чём существенные различия.

Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое - постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается - поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются, только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатывается многократным повторением действия. Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний). Открытие новых знаний в современном уроке - через коллективную деятельность(выдвижение гипотез).

Первичное закрепление в современном уроке - проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.

Теперь немного о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде «серых кардиналов», действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а домашние задания даются только на повторение и закрепление.

Совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, выявить его неиспользованные резервы. Традиционный урок неидеален для решения новых образовательных задач, которые стоят перед школой.

На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения - это граждане, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

Почему надо работать по-новому? Потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Т.е научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Метапредметные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающимися к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

В сфере регулятивных УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценка, саморегуляция - способность к преодолению препятствий.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся использовать знаков-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач постановки и формулирование проблемы.

В сфере предметных УУД изучение учащихся в учебных предметах опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, его преобразование и применение.

Так что же такое современный урок?

Что главное в уроке?

Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.



© 2010-2022