Фразеология и фразеологические обороты

Сценарий уроков предусмотрен ФГОСом, и как правило, начинающим учителям это сделать трудно. Данный урок поможет вам разобраться в сценировании и поможет вашим ученикам лучше понять тему о фразеологизмах Этот урок имеет ряд преимуществ в том, что все необходимые « нужные слова» для сценирования и составления технологической карты уже есть. Вам останется подкорректировать его и с успехом провести. А ученикам будет интересно участвовать в этом уроке, а затем применить полученные знания о фразеологи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фразеология и фразеологические оборотыФразеология и фразеологические оборотыФразеология и фразеологические оборотыФразеология и фразеологические оборотыФразеология и фразеологические оборотыФразеология и фразеологические оборотыСЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Сценарий № 1


Автор: учитель русского языка и литературы Корчагина О.П. (Новоузенский район с. Дмитриевка)

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Львова С.

Тема урока: « Фразеология и фразеологические обороты»»

Урок открытия нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка распознавания фразеологических оборотов, умение использовать их в разговорной и письменной речи, составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению.Фразеология и фразеологические обороты

Подготовка класса к работе.

Самоопределение (Л).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

- вы уже многое знаете о разговорном языке, умеете строить правильно предложения, выделять словосочетания.

- составьте предложение о своём настроении, исходя из того, какой смайлик вы для него выбрали.

Составляют предложения и словосочетания.

У меня хорошее настроение.

Я с утра недоволен собой.

Мне испортила настроение плохая погода.

Весёлое лицо, добрая улыбка, печальное выражение…

Планирование учебного сотрудничества (К).

Анализ объектов с целью выделения признаков (П - логические).

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

Создает проблемную ситуацию.

- Никогда вам не приходилось слышать от других: « Что ты ходишь как в воду опущенный»? Или « Что ты надулся, как мышь на крупу»? « Что ты сияешь, как начищенный самовар»?

- Они каким то образом дают характеристику вашему настроению?

- Можно каждое из перечисленных выражений заменить одним каким-то словом?

-Да, знаем такие выражения.

- Слышали их от взрослых и сверстников.

- Они тоже характеризуют наше настроение, но как-то необычно.

Ученики пытаются это сделать

Целеполагание (Р).

Постановка вопросов (К).

Самостоятельное формулирование цели (П - общеуч.).

Формулирование проблемы (П - лог.).

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Учитель предлагает составить кластер по ответам, которые дали учащиеся, делая попытки заменять данные выражения одним словом

Работают с кластером.

Самостоятельно обнаруживают, что некоторые такие выражения можно заменять не одним словом, а ещё и его синонимами

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

Работают с учебником (упр. 274. теория). На основе материала учебника

Толковым словарем С. Ожегова.

Планирование (Р).

Прогнозирование (Р).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование).

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правила узнавания фразеологических оборотов среди обычных словосочетаний и выражений.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

- Среди написанных словосочетаний есть такие, которые можно заменить одним словом.

- С какой целью они употребляются в речи? (Придают образность, выразительность, необычность сказанного).

- Как они называются? (Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, равные по лексическому значению одному слову.)

- Приведите ваши примеры.

Учитель организует физминутку.

1.Работают с учебником (упр. 275). Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

2. Устно работают с примерами фразеологизмов.

3. Распределительный диктант с взаимопроверкой ( 1 группа записывает обычные словосочетания, а 2-я - фразеологические обороты).

Песчаный берег, работать плохо, соловьиные трели, всё время врать, путь на берег, себе на уме, грачиное гнездо, дорога в лес, повесив нос, оконная рама, взять быка за рога, клюквенный морс, соломенная шляпа, сломя голову, оловянный солдатик, засучив рукава.

4. Игра «Четвертый лишний» (упр. 284) устно с проговариванием алгоритма.

Действие по аналогии (П). Контроль (Р).

Оценка (Р).

Коррекция (Р).

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.).

Управление поведением партнера (К).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности.

Организует деятельность по применению новых знаний

I. Выборочный диктант с самопроверкой.

2.Самостоятельная работа с использованием перфокарты (при условии правильного написания получается «5»).

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

Самоопределение (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (упр. 281).

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы:

• Какую цель ставили?

• Удалось достичь поставленной цели?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Где можно применить новые знания?

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).






Приложение 1.

Составьте предложения с этими словосочетаниями:

Хорошее настроение,

не доволен собой,

плохая погода,

весёлое лицо, добрая улыбка, печальное выражение…

Приложение 2.

Попробуйте заменить одним словом эти выражения.

Что ты ходишь как в воду опущенный»? Или « Что ты надулся, как мышь на крупу»? « Что ты сияешь, как начищенный самовар»?

Засучив рукаваРабота с кластером.

Словосочетания

Работать хорошо



Бежать сломя голову

Светлое небо

Быстро бежать

Смотреть в окно

© 2010-2022