- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теории литературы Как анализировать стихотворение
Урок по теории литературы Как анализировать стихотворение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кривонос Е.И. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
В школьной программе предлагается поэтапное изучение теории литературы. В 5-м классе учащиеся знакомятся с темой и сюжетом стихотворения, далее - знакомство с размером, рифмой, к 9-му классу учащиеся должны познакомиться со всеми элементами плана анализа стихотворения.
Но, чтобы научить детей правильно и полно анализировать предложенные стихотворения, нужно, чтобы сам план был у детей перед глазами, чтобы они видели, что они уже изучили, и что им еще предстоит узнать. Предлагаю схему плана анализа стихотворения.
Анализ произведения должен нести логическую направленность; частично иметь связный текст. Объем анализируемого произведения для старшеклассников должен быть не менее 2 - 2.5 страниц.
План анализа стихотворения
1. Тема стихотворения: пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
2. Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
a. Композиция: размер, рифма, ритм.
- Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
- Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
b. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- эпитет - художественное определение;
- сравнение;
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- ирония - скрытая насмешка;
- гипербола - художественное преувеличение;
- литота - художественное преуменьшение;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- паралеллизм.
c. Стилистические фигуры:
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
d. Поэтическая фонетика:
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- ассонанс - повторение гласных;
- анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
e. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
4. Образ лирического героя, авторское "Я".
5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.