Урок по теории литературы Как анализировать стихотворение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В школьной программе предлагается поэтапное изучение теории литературы. В 5-м классе учащиеся знакомятся с темой и сюжетом стихотворения, далее - знакомство с размером, рифмой, к 9-му классу учащиеся должны познакомиться со всеми элементами плана анализа стихотворения.

Но, чтобы научить детей правильно и полно анализировать предложенные стихотворения, нужно, чтобы сам план был у детей перед глазами, чтобы они видели, что они уже изучили, и что им еще предстоит узнать. Предлагаю схему плана анализа стихотворения.

Анализ произведения должен нести логическую направленность; частично иметь связный текст. Объем анализируемого произведения для старшеклассников должен быть не менее 2 - 2.5 страниц.

Урок по теории литературы Как анализировать стихотворение

План анализа стихотворения

1. Тема стихотворения: пейзаж;

- общественно-политическая;

- любовная/интимная;

- философская.

2. Сюжет:

- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

- без сюжета: образы чувств (...).

3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

a. Композиция: размер, рифма, ритм.

- Размер:

_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;

'_ _ _ дактиль;

_ _' _ амфибрахий;

_ _ _' анапест.

- Рифма:

аабб - парная;

абаб - перекрестная;

абба - кольцевая.

b. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

- эпитет - художественное определение;

- сравнение;

- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

- ирония - скрытая насмешка;

- гипербола - художественное преувеличение;

- литота - художественное преуменьшение;

- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

- паралеллизм.

c. Стилистические фигуры:

- повторы/рефрен;

- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

- антитеза/противопоставление;

- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

d. Поэтическая фонетика:

- аллитерация - повторение одинаковых согласных;

- ассонанс - повторение гласных;

- анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

e. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

4. Образ лирического героя, авторское "Я".

5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.



© 2010-2022