- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»
Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жакупов Б.У. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Использовать игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите, с каким азартом работают дети.
Имея педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
Игра - это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр.
По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве игрового средства;
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Д.Б.Эльконин.
В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности.
Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает четко-поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Попытку классифицировать педагогические игры осуществил Г.К.Селевко.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек).
Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы»:
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Фонетические игры.
1. «Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.(Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
III.Игры по морфемике и словообразованию.
1.Игра «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача - за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) -раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
Задания «на засыпку»
Лингвистический диктант.
Наука о языке (языкознание). Графическое обозначение звука на письме. (буква). Часть слова перед корнем ( приставка). Определение, выраженное существительным (приложение). Вода, от воды, к воде…( склонение).
Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (словосочетание).
2.2. Разработка технологии деловой игры.
Особенностями игры подростков является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.
Этап подготовки
Разработка игры.
разработка сценария;
- план деловой игры;
- общее описание игры;
- содержание инструктажа;
-подготовка материального обеспечения.
Ввод
в игру
- постановка проблемы, целей;
- условия, инструктаж;
-регламент, правила;
-распределение ролей;
- формирование групп;
- консультации
Этап проведения
Групповая работа над заданием
- работа с источниками;
- тренинг;
- «мозговой штурм»;
- работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия
- выступление групп;
- защита результатов;
- правила дискуссии;
- работа экспертов
Этап анализа и обобщения
- вывод из игры;
- анализ, рефлексия;
- оценка и самооценка работы;
- выводы и обобщения;
- рекомендации
I . Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуацию. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращают к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
II. Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:
-
Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
-
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
-
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
-
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемые.
III. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Здесь осуществляются выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Методическая часть. Конспект модели - игры.( Приложение)
Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю(больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Заключение.
Таким образом, для того, чтобы игровая технология выполняла свои функции и решала педагогические цели, необходимо тщательно проработать организационные и содержательные аспекты создания игровых групп, распределения в них ролей с учетом не только игровых, но и целевых интересов группового взаимодействия. Это дает возможность рационально использовать преимущества и развивающий потенциал игрового моделирования.
Выявлено, что изменилось отношение к изучению русского языка, появился интерес к выполнению творческих заданий, что способствовало развитию умственных и творческих способностей.
В то же время необходим системный подход, пошаговое использование игровой технологии; необходима диагностика. Как результат этого - участие ребят в олимпиадах, конкурсах. Больше занимающихся на «4» и «5».
Собрана определенная игротека по некоторым вопросам и по определенным темам.
«Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И.Буслаев.
Использование игровых форм помогают учитель сделать урок интересным, в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.
Приложение.
Урок - игра по теме «Лексика».
Цель урока: повторить изучение игры в форме игры.
Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона
человечки, изображающие синонимы,
антонимы, омонимы.
Ход урока.
На доске нарисован сказочный теремок.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок,
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:
Не мед, а ко всему липнут. (Слова).
Затем детям предлагается ответить на вопросы:
1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав
русского языка?
2. Для чего служат слова?
Следующее задание выполняется письменно:
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М. Белкина).
Задания к тексту:
1. Объясните орфограммы и пунктограммы.
2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков;
действий.
3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон.
С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными
являются эти слова.
- Угадайте, - говорит учитель , -кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?
( На доску прикрепляется рисунок).
- Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.
Как вы понимаете значение этого слова?
Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.
Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.
Что это за слова? (Синонимы).
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1.
Зовут его Смелый.
Задание 1.
Назовите имена остальных братьев? (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:
«Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось.
Помогите нам».
Задание 2.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
« После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и
лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах
родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Учитель: Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: Один высокий, другой низкий; один толстый, другой тонкий;
Один грустный, другой веселый. (Антонимы).
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения:
половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
Задание 3. Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы
людьми смелыми…»
Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.
Мы - слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла
доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в
серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я.Козловский).
Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».
Задание 4.
Пользуясь словарем, определите значения слова мир.
Составьте предложения с этими омонимами.
Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.
Юмореска.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски
Хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран!
Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…
(И.Верзилин).
Задание 5.
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?
( Средство создания юмора).
Учитель: А под самой крышей находится мансарда.
(Выясняется значение этого слова). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать,
и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский).
Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении).
Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова). Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Задание 6.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А. Громова).
Полз состав. Он устал -
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
( В.Левин).
Задание 7. ( на выбор).
Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова
Цель: Определение и внедрение в практику своей работы наиболее
эффективных методов, форм и приемов игровой технологий на
на уроках русского языка в средних классах.
Задачи: 1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую,
методическую литературу по использованию игровых
технологий на уроках русского язык
2. Разработать диагностический инструментарий и
критериальный аппарат для проведения диагностических
процедур.
3. Проведение диагностических процедур и анализ их
результатов.
4. Разработка и апробация методической системы работы
по проведению уроков русского языка с применением
игровых технологий.