- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок литературы
Интегрированный урок литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова Т.Г. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 19» г. Кандалакша
Интегрированный урок
"По страницам повести Пушкина
"Барышня-крестьянка"
5 класс
Разработала
учитель литературы Котикова Т.М.
ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ ПУШКИНА "БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА"
Оборудование урока. Портрет А.С, Пушкина.
Комплект репродукций картин
русских художников.
Комплект фотографий народного
крестьянского костюма.
Фонограммы произведений М. Глинки.
На столах детей - ножницы, клей,
краски , цветная бумага.
Предметы для сервировки стола.
Фрагменты худ. фильма "Барышня-
крестьянка"
Оформление доски. Тема урока: "По страницам повести А.С.
Пушкина "Барышня-крестьянка"
Эпиграф урока:
… писать повести надо вот
эдак: просто, коротко и ясно.
А.С. Пушкин
Новые слова:
пейзаж, фасад, интерьер,
гостиная, дворянство.
План урока.
-
Слово учителя. Характеристика пушкинской эпохи (первая половина 19 века.)
-
Беседа на восприятие произведения.
-
Анализ литературного отрывка.
-
Инсценирование отрывка повести.
-
Анализ литературного отрывка.
-
Групповое задание. Нарисовать пейзаж к повести Пушкина.
-
Слово учителя. Русский пейзаж на полотнах известных художников.
-
Анализ литературного отрывка.
-
Слово учителя. Крестьянское платье на картинах русских художников и фотографиях.
-
Художественная мастерская. Изготовление деталей крестьянского костюма.
-
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма.
-
Слово учителя. Архитектура дворянских домов, поместий через анализ текста.
Ход урока.
1. Слово учителя литературы.
В "Повестях Белкина" (и в повети "Станционный смотритель", и в повести "Метель", и в повести "Барышня-крестьянка") Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина - 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая "Повести Белкина". Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести "Метель".
Обратимся сегодня к повести "Барышня-крестьянка". Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую - пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни - роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести "Станционный смотритель" показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
… Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца…
Деревня, 1812 г.
Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в "Повести Белкина". Произведение удивительно легкое, радостное.
2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
-
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в "Барышне-крестьянке"? (беседа на восприятие произведения).
-
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских).
-
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
-
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
-
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).
-
Какое чувство вызывает у вас финал повести?
3. Работа с текстом.
-
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок.
-
Какие художественные средства использовал автор в описании.
Беседу продолжает учитель ИЗО
Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.
-
Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
-
Что такое пейзаж?
Групповое задание (5-6 человек)
-
Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову Пушкина (работа выполняется на листах, прикреплённых к доске).
С остальной частью класс работает учитель литературы
-
Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.
-
Назовите детали крестьянского платья.
-
Кто изготавливал крестьянскую одежду?
-
Как украшали крестьяне своё платье?
Беседу продолжает учитель ИЗО
Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Групповое задание (3-4 человек)
-
Изготовьте при помощи цветной бумаги, ножниц, клея и т. д. детали крестьянского женского костюма: головной убор, бусы, ленты, колечки и т.п.
Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки.
Беседу продолжает учитель ИЗО
-
Подведение итогов групповой работы художников. Оценка работы.
-
Подведение итогов работы по изготовления деталей крестьянского костюма. .(лучшие работы используются для создания костюма Лизы).
4. Инсценирование отрывков повести.
(Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове)
(Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.)
Беседу продолжает учитель литературы
-
Найдите в тексте отрывок,где принимает Г.И. Муромский гостей - Берестовых, отца и сына.
-
Как выглядели гостиные в домах русских дворян? Какая мебель, что украшало залы (просмотр фрагмента фильма "Барышня-крестьянка").
Беседу продолжает учитель ИЗО
(Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова "В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях" 1833 г.)
Учитель литературы дает лексическое значение слов "интерьер", "гостиная", "фасад".
Групповое задание (5-6 человек)
-
Нарисовать детали интерьера гостиной дворянского дома.
Беседу продолжает учитель литературы
-
Как Муромский принимает гостей? Чем он их угощает?
Групповое задание (2-3 человека)
-
Сервировка стола званого обеда в дворянском доме 19 века.
-
Инсценирование отрывков из повести "Барышня-крестьянка" (Берестовы на обеде у Муромских)
Итоговое слово учителя литературы
-
Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести "Барышня-крестьянка?" (эпоха радости, любви ,счастья ,праздника).
-
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни - трагедия Самсона Вырина).
-
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза - подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства… Пушкин звал к этому.
Домашнее задание (вариативное)
-
Сочинение "Мой читательский опыт после прочтения "Повестей Белкина".
-
Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.
-
Подобрать музыкальное произведение, обосновать его выбор, к понравившемуся эпизоду.