РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

Цель работы – показать  применение КОЗ на уроках русского языка как одного из инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода.Актуальность работы определяется тем, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, а научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.Ожидаемые результаты: формирование и развитие универсальных учебных действий учащих...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ


Бурлуцкая Н. Г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34», город Нижневартовск


«Наша новая школа» декларировала компетентностный подход в образовании. Компетентность должна стать результатом образования - такова одна из ведущих идей ФГОС второго поколения. Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно-ориентированные задания (далее - КОЗ) позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Цель работы - показать применение КОЗ на уроках русского языка как одного из инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода.

Актуальность работы определяется тем, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, а научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.

Ожидаемые результаты: формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в работе с информацией, успешное выполнение заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Многие исследователи отмечают, что не следует компетентностный подход противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Так, А.Г.Каспржак, К.Г.Митрофанов, К.Н.Поливанова, О.В.Соколова, Г.А.Цукерман указывают, что отношения традиционного подхода (ЗУНы) и компетентностного сложнее, чем просто замена одного другим. Они предлагают три варианта сценария возможного развития событий, отмечая третий: выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде УУД, и называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно-ориентированных подходов.

В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающего комплексное внедрение компетентностного подхода, использую КОЗ. Конструирование компетентностно-ориентированного задания подчинено определенным требованиям.

Структура компетентностно-ориентированного задания: стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Для оценивания результатов КОЗ используется 3 варианта: ключ (то есть тест: прочитать и выбрать) - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа, чаще всего для первого уровня. Модельный ответ (это примерный ответ) - перечень вероятно верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Критерии оценивания (за что и в каких пределах даются баллы) процесса деятельности учащегося по выполнению задания.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать КОЗ, можно назвать организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя, укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

В государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.

Следующий тип компетенций - лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи - её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Эти компетентности должны стать результатом образования - такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения.

Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Как же происходит рождение учениками личного образовательного продукта? Путем создания на уроке той среды, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

А значит, первая задача учителя - изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированных заданий. От обычного задания КОЗ отличается тем, ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

В частности, изучение орфографии в 8-11 классах превращается в повторение давно изученного материала. Этому способствуют и учебники, которые не отличаются разнообразием упражнений. Работа с ними не приносит удовлетворения ни учащимся, ни преподавателю. Компетентностно-ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная, работа с ОК, контрольная работа) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.

Представим КОЗ, разработанное по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». Данная тема в школе изучается традиционно: объяснение учителя, закрепление изученного материала, практическая отработка навыков. Можно изучать эту тему несколько по-другому: использовать КОЗ как способ для мотивации деятельности учащихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых компетенций и обеспечить понимание основных принципов русской орфографии и процессов развития языка.

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование УУД в разрешении проблем.

Стимул

  • Наташа, нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной - и всё.

  • Нет, Оля, не всё так просто. Если будешь пользоваться этим способом проверки, допустишь много ошибок.

Задачная формулировка

Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры.

Источник информации

Пр..токол, соб..ру, укр..тить, ст..рожка, ум..рать, р..внение, к..т..лог, к..сить, к..сание, пр..оритет, пром..кашка, к..согор, к..нкурент, пр..зидент, объед..нить.

Бланк для выполнения задания

Безударные гласные в корне

?

?

?

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Инструмент проверки

Критерии оценивания

1 столбик

2 столбик

3 столбик

Классификация корней

Выбор гласной

Наличие правильного доказательства

Примечание: количество предложенных слов может быть увеличено по желанию учителя.

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ - 0,5 балла

За каждый неверный ответ - 0 баллов.

Максимальное количество - 15 баллов.

Приступая к выполнению задания, ученик должен внимательно прочитать задачную формулировку, изучить бланк для заполнения. В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения: классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной); выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря); аргументировать свой выбор.

Если учитель не владеет навыками составления компетентностно-ориентированных заданий, он может воспользоваться упражнениями учебника, составив по их текстам задания, учитывая необходимость организации деятельности детей в непривычной для них ситуации.

Трудная работа с гласными в корне станет, на наш взгляд, интересней и продуктивней, если вместо традиционного «вставьте буквы» мы предложим подобные задания. Их выполнение как нельзя лучше сможет убедить учителя в том, способен или не способен ученик применить на практике навыки, полученные при изучении темы «Безударные гласные».

Такая работа на уроке или дома более эффективна, так как не является механической, а требует мобилизации умственных усилий, и в ходе этой работы ученики используют не только имеющиеся по данной теме знания, но в поисках правильного ответа находят новую информацию. А добытое с трудом всегда запоминается лучше.

Подобная работа, мы уверены, приведет к тому, что ученик впредь не будет бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка темам.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов. Но результаты исследований показывают, что данная система на уроках русского языка способствует развитию универсальных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

© 2010-2022