Интегрированный урок по теме «Мы -вместе» история+литература

Урок проведен в рамках технологического проекта «Мы-вместе», посвящен присоединению к России  Крыма. рассматривается единая история народов, как это отразилось в развитии литературы, искусства. Отрабатываются навыки написания сочинения, приведения аргументов к сочинению.Урок начался с гимна России и обращения президента В.Путина к Федеральному собранию о присоединении Крыма к России. На уроке были использованы материалы из интернета, критической и исторической литературы. Итогом урока стал вывод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема интегрированного урока: «Мы вместе» история + литература

Цели: повторить историю Крыма в составе России,

Отрабатывать навыки написания сочинений-рассуждений с применением полученных знаний.

Оборудование: гимн РФ, портрет Путина, фото подписание договора о вхождении, слайдовая презентация, карта Крыма, плакат - лозунг

ХОД:

  1. Вступление. Гимн России, портрет Путина, начало обращения Путина - 2 мин

  2. Учитель истории. Сейчас наша страна переживает большие политические изменения. Со всех каналов телевизора говорят о Крыме. Что вы знаете о Крыме?

  3. Учитель литературы. Запишите полуостров Крым, Таврида, Таврическая губерния, автономная республика Крым, субъект Российской Федерации с 21 марта 2014 года.

  4. Учитель истории. Итак, произошло главное и большое историческое событие - присоединение Крыма к России. Этому историческому событию будет посвящен наш урок. Исторические данные о Крыме. (Слайды с 1 по 6) - 5 мин

Учитель литературы. Мы видим, что история Крыма тесно связана с российской историей. Сюда в Крым в 1820 году приехал А.С.Пушкин. (слайд 7). Здесь он продолжил работу над поэмой «Кавказский пенник», написал несколько лирических стихотворений. Здесь возник замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и замысел романа «Евгений Онегин». (запись в тетради) слайд 8 Сюжет. Страсти в ханском гареме. Одна из наложниц, грузинка Зарема, грустна оттого, что хан Керим разлюбил её ради дочери шляхтича, Марии. Эта девушка, похищенная из отцовского дома во время одного из татарских набегов, всё время проводит в молитвах Богородице. Она предпочитает смерть участи наложницы иноверца. Ночью Зарема проникает в комнату Марии и пытается угрозами убедить её отступиться от хана.

Вскоре после того Мария умерла, а Зарему утопили: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье!» Хан покидает гарем и, чтобы забыться, уезжает на войну. По возвращении он повелевает воздвигнуть во дворце в память о Марии водомёт, который нарекут «фонтаном слёз». - 7 мин

  1. Учитель истории. Крымская война. Оборона Севастополя. (слайд 9-10) 3 мин

  2. Учитель литературы. В обороне Севастополя участвовал великий русский писатель Толстой. Свои впечатления он написал в «Севастопольских рассказах». Это - цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны. Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом. Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами (в том числе во время второй усиленной бомбардировки 28 марта (9 апреля), участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города. (слайды 10 - 11) 7 мин

  3. Учитель истории. Крым в составе России, Украины. Референдум в марте 2014 года. 7 мин

  4. Учитель литературы. Итак, при аргументации каких проблем в сочинении можно использовать наш сегодняшний материал? (Проблема войны, проблема патриотизма, проблема мирного сосуществования народов).

  5. Учитель литературы. Вспомним, из каких частей состоит сочинение рассуждение? (тезис, доказательства, вывод). Тезис - это выражение или формулировка проблемы, которую мы должны раскрыть в своем сочинении. Например, сочинение мы можем начать так,

Л.Толстой - великий гуманист всегда в своих произведениях поднимает проблему человечности и ненужности, противоестественности войны.

  1. А вот великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям. Значит, на этой райской земле должен быть мир. (слайд 13) эти выражения можно использовать как вступление к своим сочинениям.

  2. Далее комментируем проблему по тексту, но не пересказываем и не переписываем текст. Почему проблема, которую поднимает автор актуальна.

  3. Самыми лучшими аргументами являются использование в сочинениях широко известные исторические факты или литературные произведения.- 10 мин.

  4. Кроме Пушкина, красоту Крыма описывали древнегреческий поэт Еврипид, А.Толстой, А.Ахматова, Паустовский, поэты Серебряного века и Советского периода.

  5. Обязательно пишем свое мнение. Наконец, когда мы пишем выводы, то не забываем включать тезис. Сочинение пишем научным или публицистическим стилем.

  6. Рефлексия. Итак, какие главные слова вы услышали сегодня на уроке? Крым - область России, дружба народов, война - это плохо. Крым - Пушкин. Одна страна - одна история. За вами будущее, вам жить в будущем и не повторять ошибок истории.



© 2010-2022