Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Учитель: Сергеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Киреевский центр образования № 4»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Межпредметные связи: литература

Форма проведения урока: урок

Тип урока: повторение и обобщение изученного

Используемая технология: технологии развития критического мышления.

Время проведения: 40 минут

Пояснительная записка

Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие» является заключительным в серии занятий по разделу «Части речи. Деепричастие». Занятие проводится по технологии развития критического мышления, на каждой фазе урока («вызов», «осмысление», «рефлексия») используются определенные методы и приёмы. Синквейн на первом этапе урока пробуждает интерес к теме, совместно составленный кластер активизирует имеющиеся ранее знания, работа с художественными текстами помогает сделать учащимся выводы о роли деепричастия в речи, домашнее задание нацеливает ребят на самостоятельный выбор. На каждом этапе урока задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли максимально понять тему и закрепить свои знания, делать самостоятельные выводы по теме урока. Различные формы заданий, работа со схемами и иллюстрациями помогают учащимся получить полное представление о роли деепричастий в нашей речи, способствуют развитию мышления, внимания.

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Цели урока:

  • Повторить и обобщить изученное о деепричастии, систематизировать полученные знания.

  • Совершенствовать навыки правописания и употребления в речи деепричастий и деепричастных оборотов.

  • Развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.

  • Воспитывать внимание, наблюдательность, любовь к родному языку.



Задачи:

  • Усиление практической направленности обучения в области морфологии.

  • Усвоение теоретических сведений, осуществляемых в практической деятельности учащихся.

  • Обогащение словарного запаса учащихся.


Используемая технология: технологии развития критического мышления.

Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций - приём показа, обсуждение увиденного, метод самостоятельной работы, составление кластера, синквейна.

Предварительная подготовка: составление синквейна по теме «Деепричастие», подборка иллюстраций, изображающих фразеологизмы.

Формы работы: устная, письменная; индивидуальная, коллективная, групповая.



Ход урока

I.Организационный этап.

II. Стадия вызова.

Ученик зачитывает синквейн, составленный дома. (слайд 1.)

Часть речи.

Образное, изящное.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

Соединяет в себе признаки глагола и наречия.

?

- Ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор на нашем уроке? (о деепричастии).


Запись темы урока. Формулировка цели и задач. (слайд 2,3,4)

- Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии и составим кластер.


Составление кластера (заполняется коллективно). (слайд 6,5,7,8,9)


Неизменяемая часть речи

Обозначает добавочное действие при основном действии глагола

нННн

Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)

Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)

Деепричастие

Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)

В словосочетании с главным словом соединяется связью примыканияКонспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)

Бывает совершенного и несовершенного видаКонспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)

Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)Конспект урока по теме Повторение темы Деепричастие (7 класс)



В предложении бывает обстоятельством

Какую роль играет в нашей речи?

Часть кластера «Роль в речи» мы заполним в течение урока.

III. Стадия осмысления.

1. Задание «Четвёртое-лишнее».(слайд 10)

Назовите лишнее в ряду деепричастие и укажите, по какому принципу оно из ряда исключается.

  1. Свернув, замерзая, перепрыгнув, прикоснувшись (замерзая - деепричастие несовершенного вида).

  2. (Не)думая, (не)выбирая, (не)навидя, (не)глядя (ненавидя - не употребляется без не ).

  3. Думая, питая, ждя, возрастая (ждя - в русском языке нет такой словоформы).

- Какие виды орфограмм мы вспомнили? (образование деепричастий совершенного и несовершенного вида, написание не с деепричастиями).

2.Задание.Образуй деепричастие. А прежде вспомним, как образуются деепричастия.(слайд11,12,13,14,15,16,17)

3.Работа с художественным текстом.(слайд)

- О чем говорят схемы на доске?

- Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении? Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте?

- А сейчас мы проверим, ребята, умеете ли вы ставить знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. В предложенном тексте вам нужно выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания.

Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной.

Ф.Нестеров.

- Найдите в тексте приемы олицетворения. Какую роль они играют в тексте?

4. Работа в группах.

Класс разделен на 4 группы по 2 человека. Работа выполняется самостоятельно.(слайд20,21)

I группа: работая над текстом, должны пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Определить, из какого произведения эти строчки.

Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спе­шит, дав ночи полчаса.

Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось - либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

II группа: зачитывают текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

- Ребята, определите, что теряет при этом текст?

- Какую роль играют деепричастия в нём?

III группа: определяют видовую принадлежность деепричастий, наблюдая за тем, какого вида деепричастия употребляются в одном предложении, отчего зависит использование деепричастий определённого вида в тексте в целом.

IV группа: выразительно читают стихотворные строчки, объясняя орфограммы и пунктуацию в предложениях. (слайд 22,23)

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым грохотом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

И.Бунин

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

А.Плещеев

Проверка выполнения заданий, обсуждение выполненной работы.

Вывод: деепричастие помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Они делают нашу речь богаче, мы убедились в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.

4. «Отгадайте фразеологизм!»(слайд 24)

- В пословицах, в живых и образных оборотах мы довольно часто встречаем деепричастия. Дома вы подготовили рисунки с изображением фразеологизмов. Нам нужно отгадать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Учащиеся отгадывают фразеологизмы и поясняют значения устойчивых сочетаний:

  • говори подумавши, садись осмотревшись;.

  • не зная броду, не суйся в воду;

  • сломя голову, очертя голову, стремя голову (стремглав);

  • ходить, задрав нос.

Вывод: деепричастия помогают нам уточнить, дополнить наши представления о действиях предмета или лица. Используя их, мы можем избежать однообразия в речи, сделать ее более выразительной, конкретной.

Заполните последнюю ячейку кластера.

6.Тест.

Вариант 1

1. Какие слова являются деепричастиями?

а) поглядывая;

б) сделав;

в) умевший;

г) начавший

2. Какие деепричастии относятся к совершенному виду?

а) узнав;

б) крича;

в) ржавея;

г) принявшись.

3. Какие слова пишутся с не раздельно?

а) (не) годуя;

б) (не) выспавшийся;

в) (не) уставая;

г) (не)увидев.



Вариант 2

1. Какие слова являются деепричастием?

а) ринувшийся;

б) глядя;

в) успев;

г) стремящийся.

2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?

а) закричав;

б) черпая;

в) размахнувшись;

г) балуясь.

3. Какие слова пишутся с не раздельно?

а) (не) прекращающийся;

б) (не)коснувшись;

в) (не)доумевая;

г) (не)возвращаясь.

(слайд. 25)

Оценка Ошибки

«5» 0

«4» 1-2

«3» 3-4

«2» более 4-х (слайд)

V. Рефлексия.(слайд26)

- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Что вам понравилось на уроке? (ученики называют разные виды деятельности).

- Осталось ли что-нибудь непонятым?

- Передайте ваше состояние, составив предложение с деепричастиями и деепричастными оборотами.

(Я рад, что так много узнал о деепричастии. Постараюсь употреблять деепричастия, украшая свою речь, дополняя ее деепричастными оборотами).

Выставление оценок.


Домашнее задание (по выбору учащегося):

  1. Упражнение № 182 (конструирование предложений с деепричастными оборотами).

  2. Составить тест по теме «Деепричастие».

  3. Написать эссе на тему «Роль деепричастий в нашей речи».(слайд27)

















































© 2010-2022