- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Создание виртуальной образовательной экскурсии о жизни и творчеству А. Е. Кулаковского
Создание виртуальной образовательной экскурсии о жизни и творчеству А. Е. Кулаковского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова Л.Н. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа им.Е.И.Апросимова»
Усть-Майский улус
Создание виртуальной экскурсии о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского для учащихся средних и старших классов.
Работу выполнила: Иванова Ольга 8 класс
Руководитель: Павлова Л.Н.
Кюпцы 2015
Введение
«Алексей Елисеевич Кулаковский - великий якутский народный поэт. Он народен не только потому, что …вся его поэзия пронизана, освещена и согрета глубокой сыновней любовью к родным якутам: он народен ( и глубоко народен) потому, что после прочтения его поэм у читателя, мало, допустим, знакомого или вовсе незнакомого с характером якутского народа, возникает и складывается яркое и цельное представление… о деше якутского народа, о самом народе как части человечества…» В. Солоухин.
Алексей Елисеевич Кулаковскай (Псевдоним ОксокулээхОлоксой, что означает мифический двуглавый Орел Алексей) - якутский поэт, ученый - просветитель, один из основоположников письменной якутской литературы.
Целью своей работы я наметила:
Создание виртуальной экскурсии о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского для учащихся средних и старших классов.
Задачи:
-
отбор литературы и составление библиографии;
-
определение источников экскурсионного материала;
-
сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления экскурсии,
-
составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
-
подготовка текста экскурсии;
Актуальность:
Сегодня с определенной временной дистанции Алексей Елисеевич Кулаковский воспринимается как эпохальная фигура, как поэт и мыслитель, наследие которого представляет собой грандиозный синтез якутской культуры конца 19 - начало 20в.
Глава 1. Что такое виртуальная экскурсия?
Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. Также тщательно продумывается содержание, составляется план, в котором определяются задачи, этапы экскурсии.
При создании виртуальной экскурсии маршрут представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Одно из обязательных условий - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Составляя текст необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрывать все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части.
Виртуальная экскурсия, как и любое другое занятие, начинается с организационного момента. Педагог организует детей на работу, приветствует их, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру.
После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача - актуализация имеющихся у детей знаний по изучаемой теме. Это позволяет сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным.
Проведение следующего этапа виртуальной экскурсии может быть различным.
Вариант первый: учитель организует самостоятельную работу обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, проводит инструктаж, руководит их деятельностью, консультирует, помогает.
Вариант второй: учитель организует самостоятельную работу обучающихся по заданиям, составленным на основе собственного рассказа или рассказа экскурсовода.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.
Глава 2. Виртуальная экскурсия о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского.
-
Цель экскурсии: В доступной форме донести до учащихся историческое значение основоположника якутской литературы, просветителя, философа - гуманиста А.Е.Кулаковского.
-
Место проведения: школа.
-
Время проведения: по программе, неделя якутского языка и литературы.
-
План экскурсии:
-
Организационный момент.
-
Вводная беседа.
-
Жизнь А.Е.Кулаковского.
-
Творчество основоположника якутской литературы.
-
Итоговая беседа.
-
Содержание экскурсии:
Текст в слайду 1.
Алексей Елисеевич Кулаковский родился 4 (16) марта 1877 г. в местечке Учай 4 Жехсогонского наслега Батурусского (ныне Таттинского) улуса в традиционной патриархальной семье крестьянина среднего достатка Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны Кулаковских, в которой он был третьим ребенком. В становлении личности А. Е. Кулаковского помимо родителей большую роль сыграли его дед по материнской линии Николай Алексеевич Собакин и старший брат Иван Алексеевич Кулаковский. Дед воспитывал Алексея до девяти лет, он же, будучи грамотным, обучил внука чтению и письму, а также элементарной арифметике.
Текст к слайду 2.
Алексей с детства слушал якутский эпос, и мелодика олонхо легла в основу его поэтической системы. В одном из писем Кулаковский вспоминал: «Будучи малолетком, я целые ночи просиживал «под челюстями» (якутское выражение) сказочника, слушая его сказки, легенды…» ⦋Дементьев⦌.
Старшего брата А.Е.Кулаковского считали прекрасным сказителем и певцом. Егор Дмитриевич Кулаковский - Хойостоон, родственник Алексея, был знаменитым олонхосутом.
Текст в слайду 3.
А. Е. Кулаковскому удалось получить качественное образование. В 1886 - 1890гг. он учился в Чурапчинской начальной школе. С этого времени начинаются его подвижнический труд по сбору материалов устного народного творчества и собственные первые попытки стихотворчества. С отличием закончив школу, заверив родителей, что после учебы вернется к ним, он попытался поступить в Якутское реальное училище. Но по причине «иного родства» у него документы не приняли, и Алексей проучился один год в Якутском духовном училище. Трудно переоценить заслугу Ивана Елисеевича, который в течение года обивал пороги разных учреждений, писал письма вплоть до Петербурга о разрешении небогатому «инородцу» получить светское образование и добился этого, тем самым сыграв решающую роль в становлении А. Е. Кулаковского. Окончив с отличием курс духовного училища в 1891 г., он блестяще выдержал вступительные экзамены и сразу, без подготовительного, поступил в первый класс Якутского реального училища. Училище имело семь классов и один подготовительный. Его выпускники получали полное среднее образование и имели право поступать в высшие учебные заведения. Это было одно из лучших учебных заведений в области, дававшее как основательные гуманитарные знания - учащиеся изучали три иностранных языка, литературу, историю, так и серьезную подготовку по естественным и точным наукам.
Текст к слайду4.
В реальном училище А.Е.Кулаковский обучался рисованию и черчению у Иоакима Дмитриевича Аркуши ⦋Коняев⦌. Известно, что художник был родом из села Андрушевка Липовецкого уезда Киевской губернии. Проучившись некоторое время вольнослушателем Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, он уехал в далёкий Якутск.
Городскую жизнь времён А.Е.Кулаковского запечатлело небольшое полотно «Собор и башня» И.Д.Аркуши.
Текст к слайду 5.
Литературный псевдоним поэта θксɵкʏлээх θлɵксɵй приблизительно можно перевести как Орёл Алексей. θксɵкʏ - «сказочно-шаманская птицаис двумя или тремя головами; орёл, хотой; двуглавый орёл » Эта птица в традиционном мировоззрении народа саха имела сакральное значение и была тотемом многих родов. В мифологической модели мира якутов, как и в культурах многих других народов, орёл служит маркером верхнего мира; согласно описанию якутских олонхо, птица восседает на вершине мирового древа, которая служит коновязью для верховного небесного божества.
Текст к слайду 6.
В 1921 г. Кулаковский работает учителем Таттинской школы в Черкёхе. Черкёх- родина выдающегося общественного и государственного деятеля Якутии, ученого, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Ойунского. С 1913 по 1930 гг. это село было центром Таттинского улуса.
Текст к слайду 7.
Кулаковский был не только свидетелем, но и участником многих важнейших событий в Якутии первых десятилетий ХХ века. В годы революции и Гражданской войны А.Е.Кулаковский находился на севере Якутии. В августе 1917 года он был назначен исполняющим обязанности комиссара Временного правительства по Верхоянскому округу, став высшим представителем власти на гигантской территории, которую занимают Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Момский, Жиганский, Абыйский, Верхоянский улусы ⦋Коняев⦌.
Текст к слайду 8.
К Октябрьской революции 1917 года сорокалетний Кулаковский отнёсся весьма сдержанно. И хотя в составе нового правительства Якутии были бывшие ученики А.Е.Кулаковского - Аммосов, Барахов, Аржаков и др., он оказался единственным из известных якутских общественных деятелей, кто не вступил в ряды ни социал-демократов, социал-революционеров, ни федералистов, ни тем более большевиков ⦋Кулаковская⦌.
Текст к слайду 9.
Алексей Елисеевич был женат два раза. Первая жена - Анастасия Егоровна Оросина, вторая - Евдокия Ивановна Лыскова.
Текст к слайду 10.
Поэт провел всю жизнь в странствиях, в поисках народного слова, в гуще исторических событий и катаклизмов. Известно, что А.Е.Кулаковский был неутомимым исследователем и путешественником. В своих экспедициях за 1900-1924 гг. он пешком прошел 500 верст, проехал на оленях 17640, на лошадях - 48220, на плотах, плотках и на пароходе - 288700, по железной дороге - 13 100, всего 108160 верст. Это равноценно двум кругосветным путешествиям. ⦋Степанов⦌. Опора на уникальные традиции, богатейший фольклор этноса помогли Кулаковскому создать золотой фонд якутского литературного языка. Творчество А.Е.Кулаковского вобрало гибкость и красочность фольклорного языка и заложило фундамент письменной литературы народа саха.
Текст к слайду 11
В конце 1925 г. Алексей Елисеевич был избран делегатом Первого съезда тюркологов в Баку. Выехав последним пароходом в начале октября, он только 27 декабря 1925 г. прибыл в Москву. Дальняя дорога в течение почти трёх месяцев без средств к существованию вызвала обострение язвы желудка. Рядом с ним находился А.И.Софронов. По настоянию работников постпредства Якутии в Москве А.Е.Кулаковский поступил во 2-ю Московскую университетскую больницу и после трех сложных операций умер 6 июня 1926 года. Поэт был похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
В июне 1992 года на Даниловском кладбище в Москве по решению Правительства Республики Саха(Якутия) был установлен надгробный памятник работы скульптора Петра Захарова и архитектора И.Андросова.
Текст к слайду 12.
Условная периодизация в оценке литературного наследия якутского основоположника по Н.Н.Тобурокову и Л.Р.Кулаковской:
Первый период(до 1926): характеризуется тем, что творчеству Кулаковского давали высокую оценку как в кругах якутской интеллигенции, так и в областных административных органах.
Второй период(1926-1937): в силу исторических обстоятельств связан с пролетарской классовой ориентацией литературной критики.
Третий период(1938-1943) начинается с политических репрессий и заканчивается 1943 годом, когда во время диктата партийной идеологии молодой учёный Г.П.Башарин совершает беспрецедентный по мужеству поступок- реабилитирует дореволюционных писателей.
Четвертый период(1944-1950) связан с положительным отношением к наследию поэта, определено место А.Е.Кулаковского как основоположника якутской культуры; в 1946 году общественность республики широко отметила 20-летие со дня смерти поэта.
Пятый период (1951-1956) отмечен противостоянием литературоведов и историков, положительно или отрицательно оценивающих наследие Кулаковского. В 1951 году Кулаковский был объявлен «буржуазным националистом», объявлен врагом советской власти. В 1952 году выходит в свет книга Г.П.Башарина «Три якутских реалиста-просветителя». Происходит политический и моральный террор против автора книги и других деятелей науки и культуры, поддерживающих учёного.
Шестой период (1956-1989) связан с разоблачением на XX съезде КПСС культа личности И.В.Сталина в СССР. Постановление бюро обкома КПСС от 16 февраля 1962 года определило ориентиры и границы для дальнейших исследований творчества дореволюционных писателей Кулаковского, Софронова, Неустроева. В ноябре 1962 года в республике отмечали 85-летие со дня рождения основоположника якутской литературы.
Седьмой период( 1989 по настоящее время) официальное признание действительной роли и места А.Е.Кулаковского в культурной и духовной жизни народа.
Текст к слайду 13.
Шаман - один из концептуальных образов в творчестве основоположника якутской литературы. Известно, что в роду Кулаковских был якутский жрец небывалого пророческого духа по имени Кээрэкээн.
Алексей Елисеевич Кулаковский занимался исследованием белого и черного шаманизма у якутов. Произведение «Сон шамана», по утверждению специалистов, является программным для творчества поэта. Философская поэма-пророчество изложена в форме монолога. Обращённого к зрителям- слушателям. В силу того, что автор говорит от имени шамана, в стихах используется много имён якутскихбожеств, мифологические образы, связанные с традиционной картиной мира. Автор создал национальное эпическое произведение на основе самобытных принципов мировоззрения и философии народа саха как носителя части мировой цивилизации. Драматизм повествования заключается в размышлении о судьбе якутов, перед которыми жизнь ставит нелегкую проблему выживания в условиях современной цивилизации ⦋Бурцев и др.⦌.
Текст к слайду 14.
Произведения А.Е.Кулаковского стали первыми образцами и в то же время вершиной самобытной национальной литературы, выросшей из из самой сердцевины устного народного творчества. Их отличает традиционно-фольклорная форма ⦋Максимова⦌. «Среди произведений, созданных А.Е.Кулаковским, «Вилюйский танец» занимает особое место как проявление в его поэзии форм хорического синкретизма. Умелое сочетание ритмика танца и мелодии слова в его творчестве представлено только данным произведением» ⦋Кулаковская⦌.
Текст к слайду 15.
Стихотворение «Певец» посвящено классической теме в мировой поэзии- вопросу о назначении поэта, творца. Кулаковский понимает особую миссию певца-поэта как некоего «пророка», предназначение которого заключалось в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Он считает, что творческий дар имеет божественную природу, не случайно в стихотворении упоминаются якутские божества: Иэйэхсит, Айыысыт, Чыныс-хаан и Одун-хаан. Назначение певца он видит в том, чтобы «очищать души» людей, освобождать их от «черных дум», творить мир и добро.
Текст к слайду 16.
Письмо «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского - важный этап в развитии мировоззрения национальной интеллигенции Якутии. Смелая постановка глобальных проблем, масштабность мышления характеризует послание. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что якуты будут обречены на вымирание, если не достигнут современного уровня культуры, не приобщатся к достижениям цивилизации.
Текст к слайду 17.
Алексей Кулаковский в течение многих лет собирал предания, воссоздающие легендарный образ реальной исторической личности второй четверти 19 века Василия Фёдоровича Слободчикова из Нерюктяйского наслега Восточно-Кангаласского улуса, известного в народе под именем Манчары. Материалы впервые вышли отдельной книгой в 1945 году. До этого издания они распространялись в рукописном виде и послужили основой А.И.Софронову для создания драмы «Манчары». В примечаниях Софронов написал о том, что драма создана по материалам Кулаковского ⦋Кулаковская⦌.
Текст к слайду 18.
Основоположник якутской литературы широко применял фольклорно-этнографический материал в поэтическом творчестве. В его произведении «Заклинание Байаная» фигурирует образ духа-покровителя охоты. Произведение проникнуто пафосом добра, любви к родной природе. Главный герой - охотник-заклинатель почитает духов-покровителей, но в то же время позволяет себе несколько фамильярное отношение к ним, называя духа тайги Байаная «тойон эhэм» и обращаясь к его многочисленным братьям «тойон убайдарым». Сам Байанай тоже отличается весёлым нравом. Охотник напоминает, что наступает долгожданное благодатное время, когда лес полон зверей. Затем заклинает духов-покровителей не обделять его охотничьей удачей и преподносит им скромные дары: масло, сбитое из молока «зрелой коровы», и сливки, приготовленные из молока «молодой коровы». В заключении герой бросает вверх гадальную ложку и произносит ритуальное «Тускуо».
Текст к слайду 19.
« Золотую коновязь поставив,
Дом - полную чашу радушием наполнив,
Неугасимый, священный огонь величаво раздув;
Круторогих направляя,
Длинногривых погоняя,
Густошерстых собирая;
Горластыми сыновьями одарённая,
Голосистыми дочерьми наделённая,
Добрыми соседями окружённая;
Что сказано мною - как
Привет принимаясь,
Что говорилось мною -
В ста превращаясь,
Что я поручала -
За счастье почитаясь…»
А.Е.Кулаковский «Песня столетней старухи»
Перевод П.Слепцова
В приведённом отрывке из стихотворения «Песня столетней старухи» описывается идеал якутской женщины-хозяйки. Поэтические формулы, основанные на лучших традициях старинного фольклора, метко и красочно отражают представления народа о хранительнице очага.
Текст к слайду 20.
Родственниками, потомками А.Е.Кулаковского являются такие крупные фигуры в якутской литературе, как А.И.Софронов, народные писатели Д.К.Сивцев - Суорун Омоллоон, Н.Е.Мординов_Амма Аччыгыйа, поэт Леонид Попов⦋Кулаковская⦌.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить викторинами, играми, конкурсами, соревнованиями. Это позволяет сделать экскурсию интересной, увлекательной и незабываемой.
Заключение
В ходе создания виртуальной экскурсии я узнала много интересного об Алексее Елисеевиче. Оказывается, я совсем не знала его биографии и творчества. Я думаю, такая экскурсия будет очень интересна ребятам. Алексей Кулаковский в последние годы своей жизни активно разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно - литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом литературно - переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения.
Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсий для школьников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению кругозора учащихся. Виртуальная экскурсия - воображаемое посещение изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Список использованной литературы:
-
А. Е. Кулаковский. Якутской интеллигенции. Редактор - составитель Л. Р. Кулаковская. Новосибирск «Наука». 2012 г.
-
А. Е. Кулаковский. Том первый. Поэтические произведения. Новосибирск «Наука». 2009 г.
-
М. К. Аммосов аатынан саха государственнай университета. Саха филологиятын уонна культурология факультета. Оксокулээх Олоксой. Суурбэ биирис уйэ са5аланыыта.Хомуйанон,ордулар: Л. Р. Кулаковская, П. В. Максимова, Г. Г. Филиппов. Бичик. Дьокуускай. 2002 г.
-
Общественно - политическое издание. Россия - Якутия: от века к веку. Авторы - составители: В. И. Пестеров, А. А. Борисов, Н. С. Степанова. Оформление: НКИ «Бичик» РС(Я), 2012.
-
А. Е. Кулаковский. Наступление лета. Стихи и проза. Избранные сочинения. Перевод с якутского Владимира Солоухина и Сергея Поделкова. «Современник», Москва 1986 г.
-
Уран тыл уустара. Реас Кулаковский. А5ам оло5о. Бичик. Дьокуускай. 20066 г.
-
ГБУ ГМХК Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). В. В. Тимофеева. Алексей Кулаковский и его эпоха в изобразительном искусстве Якутии. Оформление ИП Семенова Н. В., 2012.