Рабочая программа по русскому языку. ? класс. К учебнику Рыбченковой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» предназначена для изучения предмета на базовом уровне в общеобразовательном учебном учреждении и является целостным документом, который включает:

  • пояснительную записку,

  • общую характеристику учебного предмета,

  • описание места учебного предмета в учебном плане школы,

  • планируемые результаты освоения предмета

  • содержание курса,

  • тематический план,

  • календарно-тематическое планирование.

  • критерии оценивания

  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089) и Федерального базисного учебного плана (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года)

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

5. Федеральный компонент государственого стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.

6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

12. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы "Русский язык"»

13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

14. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

15. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 г. № 01-14/68 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 уч. год.

16. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы в 2015-2016 учебном году

17. Учебный план МБОУ «Восходненская школа» на 2015/2016 учебный год.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания, знающей русский язык и уважающей языковые традиции других народов; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Согласно цели главными задачами изучения русского языка в 7 классе являются:

  • подготовка грамотной личности, с высо­ким уровнем коммуникативной компетенции:

  • воспитание стойкой мотивации и сознательного стремления к изучению русского языка;

  • ознакомление с языковой системой и формирование на ее основе базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоепических и правописных учений и навыков;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы ООО по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами. Базисный учебный план отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе. Учебный план школы отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе, рассчитан на 34 недели, 4 урока в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 129 часов в связи с государственными праздниками, 7 часов - резерв.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;

  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;

  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),

изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  • различать изученные стили речи;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение

  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

  • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русский язык в современном мире

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ

ВВЕДЕНИЕ.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. Приемы сжатия текста.

Деепричастие

I. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассуждение и его виды. Сочинение-рассуждение.

Наречие

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Рассказ на основе увиденного на картине. Композиция текста. Аудирование как вид речевой деятельности. Речевая характеристика героя. Жанры публицистического стиля речи. Репортаж о погоде.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Предлог

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Жанры официально-делового стиля. Заявление, объявление.

Союз

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Лингвистический анализ текста.

Частица

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Сочинение-рассуждение.

Междометие. Звукоподражательные слова .

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме¬тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ


VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контроль знаний

Практическая часть (РР)

1

ВВЕДЕНИЕ. Повторение изученного в 5 - 6 классах

14

1

4

2

Морфология. Причастие

31

4

2

3

Деепричастие

15

2

3

4

Наречие

25

2

5

5

Служебные части речи. Предлог

12

1

1

6

Союз

14

1

2

7

Частица

12

2

2

8

Междометие

2

-

-

9

Итоговый урок

3

1

-

ИТОГО:

128

14

19

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

2

Сроки выполнения

3

Название разделов и тем

4

Практическая часть и другие виды работ

5

Контроль знаний

6

Примечание

План

Факт

I четверть


ВВЕДЕНИЕ. Повторение изученного в 5 - 6 классах (14 ч)

1

02.09

Русский язык в современном мире

2

04.09

Культура речи. Речь. Речевое общение

3

07.09

Культура речи. Речевой этикет

4

08.09

Фонетика. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетический разбор.

5

09.09

Морфемика. Значимые части слова. Морфемный разбор слова

6

11.09

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (упр. 24)

Развитие речи

7

14.09

Словообразование. Чередование корней. Правописание приставок.

8

15.09

Лексикология. Группы слов по значению

9

16.09

Р.р. Функциональные разновидности языка

Развитие речи

10

18.09

Морфология. Части речи. Морфологический разбор

11

21.09

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Диктант

12

22.09

Работа над ошибками

13

23.09

Р.р.Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы

Развитие речи

14

25.09

Р.р.Обучение составлению тезисного плана

Развитие речи


МОРФОЛОГИЯ (111ч)

15

28.09

Система частей речи в русском языке

16

29.09

Повторение. Глагол как часть речи.

17

30.09

Повторение. Спряжение глагола


ПРИЧАСТИЕ (29ч.)

18

02.10

Понятие о причастии

Контрольный словарный диктант

Словарный диктант

19

05.10

Признаки глагола и прилагательного у причастия

20

06.10

Причастный оборот

21

07.10

Причастный оборот

22

09.10

Р.р.Обучение написанию сжатого изложения. Приемы сжатия текста.(упр. 72)

Развитие речи

23

12.10

Причастный оборот. Самостоятельная работа

24

13.10

Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий


25

14.10

Полные и краткие формы причастий

26

16.10

Р.р. Контрольное изложение (сжатое)

Развитие речи

Изложение

27

19.10

Причастия настоящего и прошедшего времени

28

20.10

Причастия настоящего и прошедшего времени

29

21.10

Образование действительных причастий настоящего времени

30

23.10

Образование действительных причастий прошедшего времени


II четверть

31

02.11

Образование страдательных причастий настоящего времени

32

03.11

Образование страдательных причастий прошедшего времени

33

06.11

Правописание гласных перед Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных


34

09.11

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

35

10.11

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

36

11.11

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных

37

13.11

Контрольный диктант

Диктант

38

16.11

Работа над ошибками

39

17.11

Морфологический разбор причастия

40

18.11

Морфологический разбор причастия. Самостоятельная работа

41

20.11

Правописание НЕ с причастиями

42

23.11

Правописание НЕ с причастиями

43

24.11

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

44

25.11

Повторение темы «Причастие»

45

27.11

Контрольная работа №1 по теме «Причастие»

Контрольная работа № 1.

46

30.11

Р.р. Обучение написанию подробного изложения по плану. (упр.139)

Развитие речи


ДЕЕПРИЧАСТИЕ (15 ч.)

47

01.12

Понятие о деепричастии

48

49

02.12

04.12

Деепричастный оборот

50

07.12

Р.р. Составление тезисного плана текста (упр. 165)

Развитие речи

51

08.12

Правописание НЕ с деепричастиями

52

09.12

Правописание НЕ с деепричастиями.

53

11.12

Р.р. Рассуждение и его виды

Развитие речи

54

14.12

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение

Развитие речи

Сочинение

55

15.12

Деепричастия совершенного вида

56

16.12

Деепричастия несовершенного вида

57

18.12

Морфологический разбор деепричастия

58

21.12

Повторение по теме «Деепричастие»

59

22.12

Контрольная работа № 2 по теме «Деепричастие»

Контрольная работа № 2

60

23.12

Р.р. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения.

Развитие речи

61

25.12

Повторение и закрепление изученного


III четверть


НАРЕЧИЕ (25ч.)

62

12.01

Наречие как часть речи

63

13.01

Разряды наречий по значению

64

15.01

Степени сравнения наречий

65

18.01

Р.р. Обучение составлению рассказа по картине. Композиция текста.

Развитие речи

66

19.01

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е)

67

20.01

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е)

68

22.01

Р.р. Обучение восприятию текста на слух. Аудирование как вид речевой деятельности

Развитие речи

69

25.01

Морфологический разбор наречия

70

26.01

Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)

71

27.01

Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)

72

29.01

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

73

01.02

Р.р. Контрольное изложение (подробное)

Развитие речи

Изложение

74

02.02

Буквы О и А на конце наречий

75

03.02

Буквы О и А на конце наречий

76

05.02

Дефис между частями слова в наречиях

77

08.02

Дефис между частями слова в наречиях

78

09.02

Слитное и раздельное написание наречий.

79

10.02

Слитное и раздельное написание наречий.

80

12.02

Р.р. Речевая характеристика героя.

Развитие речи

81

15.02

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

82

16.02

Повторение темы «Наречие»

83

17.02

Повторение темы «Наречие»

84

19.02

Контрольная работа № 3 по теме «Наречие»

Контрольная работа № 3

85

20.02

Р.р. Обучение написанию сжатого изложения. (упр.252)

Развитие речи

86

24.02

Р.р. Жанры публицистического стиля речи. Репортаж о погоде.

Развитие речи


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (40ч.) ПРЕДЛОГ (12ч.)

87

26.02

Предлог как часть речи

88

29.02

Предлоги производные и непроизводные

89

01.03

Предлоги производные и непроизводные

90

02.03

Предлоги простые и составные

91

04.03

Р.р. Жанры официально-делового стиля. Обучение написанию заявления, объявления.

Развитие речи

92

09.03

Правописание предлогов

93

11.03

Правописание предлогов

94

14.03

Употребление предлогов

95

15.03

Морфологический разбор предлога

96

16.03

Повторение темы «Предлог»

97

21.03

Контрольный диктант

Диктант

98

22.03

Работа над ошибками


СОЮЗ (14ч)

99

23.03

Союз как часть речи

100

25.03

Разряды союзов


IV четверть

101

04.04

Сочинительные союзы

102

05.04

Подчинительные союзы

103

06.04

Правописание союзов

104

08.04

Правописание союзов

105

11.04

Союзы и союзные слова

106

12.04

Р.р. Обучение лингвистическому анализу текста.

Развитие речи

107

13.04

Союзы в простых и сложных предложениях.

108

15.04

Союзы в простых и сложных предложениях.

109

18.04

Морфологический разбор союза

Контрольный словарный диктант

Словарный диктант

110

19.04

Повторение темы «Союз»

111

20.04

Самостоятельная работа по теме «Союз»

112

22.04

Р.р. Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему

Развитие речи


ЧАСТИЦА (12ч.)

113

25.04

Частица как часть речи

114

26.04

Разряды частиц

115

27.04

Р.р. Контрольное сочинение

Развитие речи

Сочинение

116

29.04

Правописание частиц

117

04.05

Правописание частицы НЕ

118

06.05

Разграничение частиц НЕ и НИ

119

10.05

Разграничение частиц НЕ и НИ

120

11.05

Повторение темы «Частица»

121

13.05

Повторение темы «Частица»

122

16.05

Контрольная работа № 4 по теме «Служебные части речи»

Контрольная работа № 4

123

17.05

Р.р. Обучение аудированию текстов разных стилей и типов речи.

Развитие речи


Развитие речи


МЕЖДОМЕТИЕ

124

18.05

Междометие

125

20.05

Междометие


126

23.05

Контрольная работа № 5 (итоговая)

Контрольная работа № 5.

127

24.05

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

128

25.05

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

129

27.05

Повторение и систематизация изученного в 7 классе














VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ уче­ника должен представлять собой связное, логически последо­вательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных слу­чаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле­дующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) сте­пень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформ­ление ответа.


Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 76-90% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 61-75% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 60% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную програм­му;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания по­ставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящейиз диктанта и дополнительного (фонетического, лекси­ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав­ляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учи­тываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность и логичность изложения;

правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


IX. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для обучающихся

Обязательная

Учебники

Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др. - Просвещение, 2012.

Дополнительная

• Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003

• Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М.: Рус. яз., 1985

• Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

Для учителя

Обязательная

• Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

• Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;

• Концепция модернизации Российского образования;

• Методическое письмо о преподавании учебного предмета»Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

• Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.

Дополнительная

• Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;

• Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

• Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003

Образовательные электронные ресурсы:

• ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

• 9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

• repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

• som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

• ug.ru/ -«Учительская газета»

• school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

• schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

• 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

• all.edu.ru/ - Все образование Интернета

• mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

• Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы mapryal.org/

• Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/

• Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp

• Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) yamal.org/ook/

• Русский филологический портал philology.ru/default.htm

• Русский язык и культура речи sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

• Самый полный словарь сокращений русского языка sokr.ru/

• Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

• Словарь русских фамилий rusfam.ru/

• Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/

• Уроки русского языка в школе Бабы-Яги sertolovo.narod.ru/1.htm

• Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

• Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html

• Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/

• Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

• Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

• Словарь-справочник русского языкаslovar.boom.ru/

• Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html

• Знаете слово? mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

• Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/tests/

• Дистанционная поддержка учителей-словесников ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

• Культура письменной речи likbez.h1.ru/

• Русское слово rusword.com.ua

• Проверь себя! cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

• Правила русской орфографии и пунктуации anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

• Тесты по пунктуации repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

24


© 2010-2022