РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю».

Директор МБОУ «Антоновская СШ »

_______________ /Л.И. Зорниченко/

«_____» ________________ 2015 г.



Рассмотрено на заседании МО «Согласовано».

Протокол № 1 от «4» «сентября» 2015 г. Заместитель директора по УВР

Председатель МО ____________ /А.В. Сосковец/

_________________/Гусарова И. И./ «_____» _______________ 2015 г.





Календарно-тематическое планирование

по русскому языку


в 10 классе

Учителя

Гусаровой Инны Ивановны


на основе авторской программы для средней школы (профильный уровень), подготовленной А.И.

Власенковым, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение, 2011)





Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года; Программы для средней (полной) школы (профильный уровень), подготовленной А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение, 2011) ,

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Русский язык на профильном уровне изучается в социально-гуманитарном и филологическом классах. На его изучение отводится 105 часов (3 часа в неделю) в 10 классе, используется учебник А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» (Грамматика. Текст. Стили речи.), 10-11 кл, М.: Просвещение, 2014, который включен в Федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на социально-гуманитарные классы.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;


- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевой поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения;

совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность учащихся к получению высшего филологического образования, поэтому форма проводимых учебных занятий должна соответствовать основным видам деятельности обучающихся в высших учебных заведениях: лекции, семинары, практикумы.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.

Обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связаны с актуализацией межпредметных связей не только с литературой, но и с такими предметами, как история, обществознание, право.

Требования к уровню подготовки выпускников профильных классов (социально-гуманитарных)

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

1) функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, , литературном языке и его признаках;

2) системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

3) понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм литературного языка;

4) компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого

общения;

5) основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферой общения;

уметь

1) проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов ,допускающих неоднозначную интерпретацию;

2) разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

3) проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

4) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

5) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

1) использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

2) извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

3) владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

1) создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жаров в социально-культурной, учебно-научной (на основе изучаемых дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

2) применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать синонимические ресурсы русского языка;

3) применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

4) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2) углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования ;

3) совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

4) увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

5) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

6) удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

7) самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Особенности организации учебного процесса по курсу

Лекционно-зачетная система (лекция - практические занятия - семинар - зачетный урок). Дифференцированное обучение, практические работы исследовательского характера с использованием ИКТ.

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся

Промежуточный, тематический, итоговый контроль. Тестирование, защита презентаций, рефератов, исследовательских работ. Государственная итоговая аттестация.

Содержание программы учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции


Раздел 1. Введение в науку о языке

1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистка как наука о языке. Лингвистка как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.

Язык - важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции: коммуникативная, когнитивная (познавательная), комулятивная (культуроносная), эстетическая.

Языки естественные и искусственные.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Раздел 2. Языковая система

1. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.

Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.

Интонационные особенности русской речи.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Исторические изменения в словарном составе языка.

Лексические средства выразительной речи.

Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.

Этимология как раздел лингвистики.

Система современного русского словообразования.

Словообразовательные средства выразительной речи.

Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.

Проблема классификации частей речи в русистике.

Морфологические средства выразительной речи.

Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.

Синтаксические связи, их типы и средства выражения.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Изобразительные средства синтаксиса.

Трудные случаи анализа языковых явлений и факторов, возможность их различной интерпретации.

Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

2. Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц. Проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. Элементарный исторический комментарий к различным языковым явлениям. Оценка коммуникативной, нормативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.

Раздел 3. Функциональная стилистика

Функциональная стилистика как учение о функционально -стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 4. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского я зыка; соблюдения на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществления выбора наиболее точных языковых средств соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффектности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разным способами редактирования тестов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 5. Речь. Речевое общение

1.Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности продуктивные ( говорение, письмо) и рецептивные ( аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывание (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2.Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменности высказывания, дополнительной, явной и скрытной информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию.

Из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронное виде на различных информационных переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин образовательной области «Филология»), социально-культурной и деловой сферах общения. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание различных видов монолога) и диалога (этикетный диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1.Взаимносвязь языка культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционных русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; руссе имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимнообогащение языков с национальных культур.

2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в прозведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснения их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических др.)

Использование этимологических словарей об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы на профильном уровне оснащен методическим пособием:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы.

Формы и средства контроля

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • переложение текста;

  • продолжение текста;

  • составление тезисов;

  • редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

  • докладирование;

  • рецензирование;

  • аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинения различных типов речи

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему.



I. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Контрольные работы :

1.К.р. Защита рефератов

2.К.р. Р.Р. сочинение-рассуждение о русском языке №1 «Русский язык и русская литература» («Экология языка»)

3.К.р. Контрольное тестирование № 1 по теме «Введение в науку о языке» (А1-А-15; В1-В8)

4.К.р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Морфемика и словообразование»

5.К.р. Р/Р Сочинение-рассуждение № 2 по прочитанному тексту

6.К.р. Р/Р Сочинение-рассуждение № 3 по прочитанному тексту

7.К.р. Р/Р №4 Сочинение-зарисовка в разговорном стиле речи( по упр. 489)

8.К.р. Проверочный тест №3 по пунктуации

9. К.р. Контрольная работа№4(тестирование) на выявление владения всеми видами языковых норм

Контрольные работы(тестирование) представляют собой сбалансированные тесты, по которым можно провести аттестационный контроль учащихся.

Предлагаются тестовые задания различной степени сложности, они равномерно отражают содержание тематических разделов школьной программы.

Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и 4-5 вариантов ответа, среди которых только один правильный.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» - 90-100% заданий, «хорошо» - до 75% заданий, «удовлетворительно» - до 60% заданий, «неудовлетворительно» - менее 60% заданий.

II. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Семинары

1. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорная _речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка - 1ч.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. -1 ч.

2. Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения -1 ч.

Практикумы

1.Защита деловых документов различных жанров- 1 ч.

2.Защита публичной речи - 1ч.

3.Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач - 1 ч.

Овладения умениями адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свернутости. - 1 ч.

Тематика рефератов

1. Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» и другие.

2. Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

«Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.
















Контрольное тестирование №1 «Введение в науку о языке»

Цель:

Проверить знания учащихся по теме «Введение в науку о языке»; провести обобщающее тестирование.

Предлагаемый проверочный тест по лексике рассчитан на полный урок работы.

1. Укажите неверное утверждение:

а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;

б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы;

в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии;

г) могут быть контекстуальные антонимы;

д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;

е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) умница;

б) города;

в) отличница;

г) папаша;

д) листва;

е) осина.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:

а) защита диссертации;

б) класс работает;

в) чувство локтя;

г) переход через горы;

д) играли Шекспира;

е) простые люди.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:

а) коренной житель - коренной вопрос;

б) человек худой - худой мир;

в) больной заснул - больной ребенок;

г) спутник Марса - спутник в дороге;

д) пачка папирос - пачка балерины;

е) звезда эстрады - звезда на небе.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении:

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

(В. Маяковский.)

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ (укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам):

а)

б)

в)

г)

д)

дружеская кампания

а

о

а

о

а

нефтяная кампания

а

о

о

а

о

приятный компл..мент

и

е

е

и

и

компл..мент в сыворотке

и

и

е

е

и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

Ворон ворону в ответ:

«Знаю, будет нам обед...»

(А.С. Пушкин.)

а) эпитет;

б) метафора;

в) олицетворение.

8. Укажите предложение, в котором синоним к слову чувствовать является стилистическим.

а) Сегодня ей нездоровится.

б) Он ощутил прилив небывалой силы.

в) Почуяв опасность, зверь притаился.

г) Мы пережили то же, что и они.

9. Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) тонкая работа

а) толстая;

б) топорная;

в) заметная;

2) простой фасон

а) сложный;

б) бедный;

в) ювелирный;

3) сильный художник

а) неубедительный;

б) заурядный;

в) поверхностный;

4) суровый тон

а) легкий;

б) мягкий;

в) тихий.

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.

а) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов.)

б) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов.)

в) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский.)

г) Мы села - в пепел; грады - в прах; в мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

д) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. (Г. Поженян.)

11. Выберите из слов в скобках слово, соответствующее словосочетанию:

1) сделать [а) фасонистую; б) фасонную] стрижку;

2) сохранить [а) статус; б) статут] великой страны;

3) у него [а) скрытые; б) скрытные] друзья;

4) ни на чем не [а) обоснованные; б) основанные] претензии;

5) учащийся [а) окончил; б) закончил] школу.

12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими:

а) свеча, солнце, утюг, тулуп;

6) браслет, ласточка, сестра, овраг;

в) кружево, корзина, невод, зодчий;

г) ребенок, сказка, шуба, зонтик.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) здравый, мощь, добродетель, чуждый;

б) здоровый, мощь, зима, чужой;

в) здравый, мочь, добродетель, чужой;

г) здоровый, мочь, зима, чуждый.

14. Укажите предложения, в которых выделенные курсивом слова являются историзмами.

а) По прошествии немногих лет он был избран губернатором... (Ю. Нагибин.)

б) В тот же час Петр отдал приказ воеводам. (А. Платонов.)

в) Всем до казначейства есть дело, а он - душа казначейства. (М. Салтыков-Щедрин.)

г) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов.)

д) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с. (А. Чехов.)

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) фломастер;

2) компьютер;

3) свингер;

4) нарком;

5) маркетинг;

6) видеомагнитофон.

а) устаревшее слово;

б) общеупотребительное слово;

в) неологизм.

16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.

a) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький. (И. Тургенев.)

б) Там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камышом заросло. (И. Тургенев.)

в) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. (В. Распутин.)

г) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства. (И. Ильф и Е. Петров.)

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам:

а) плеоназм;

б)аорист;

в) триолет;

г) парадигма;

д) амфибрахий;

е) сонорный.

18. Укажите, как называются выделенные курсивом слова и предложениях:

Ну, ты даешь, в натуре! Я в полном отпаде!

а) архаизмы;

б) диалектизмы;

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.








Морфемика. Словообразование

тест

1 вариант

1. В каком варианте верно определение: Словообразование - раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать - простить, получать - получить, забывать - забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.


2 вариант

1 . Морфема - это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

Б) звук;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

2.Корень - это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой

Б) синтаксисом

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией

4. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

5. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

Д) сильное

6. Основы бывают:

А) непроизводные и производные

Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие

Г) парные и непарные

Д) сильные и слабые

7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный

Б) приставочный

В) приставочно-суффиксальный

Г) переход одной части речи в другую

Д) сложение основ

8. Укажите , какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А) прилагательное

Б) причастие

В) существительное

Г) наречие

Д) местоимение

9.По какой модели образовано слово подснежник:

А) ∩ ¬ 

Б) ¬ ∩ 

В) ∩ ^

Г) ¬ ∩

Д) ¬ ∩ ^ 

10. Аббревиатурами называются :

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова










Морфемика. Словообразование.

Ответы



1 вариант 2 вариант

1

А

А

2

В

Б

3

Д

Г

4

А

Г

5

А

В

6

Г

А

7

А

Д

8

Б

В

9

Г

Д

10

В

А





















Простое предложение

Тест

1. Найдите простое предложение:

А) Вечереет, небо на западе порозовело.

Б) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.

В) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.

Г) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.

Д) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.

2. Укажите односоставное предложение:

А) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.

Б) Волга - красивейшая река России.

В) Мал золотник, да дорог.

Г) Лишь самые выносливые смогли одолеть подъём на снежную вершину.

Д) Он ловкий и быстрый.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

А) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

Б) Стану сказывать я сказку.

В) Я буду учителем в вашей школе.

Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

Д) Сирень начинает отцветать в начале лета.

4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

А) Дом будут строить каменщики.

Б) Я должен был признать свои ошибки.

В) Я пришел с вами поспорить.

Г) Он просил приехать нас завтра.

Д) Желание учиться овладело мальчиком.

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

А) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.

Б) Мы будем вместе решать эту проблему.

В) В лицо мне дышит свежая трава.

Г) Ящериц кругом было много.

Д) Я хочу поговорить с ним об этом.

6. Укажите определённо-личное предложение:

А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Б) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

В) Ради розы терпят и шипы.

Г) Нигде жилья не видно на просторе.

Д) Нам теперь стоять в ремонте.

7. Укажите неопределённо-личное предложение:

А) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Б) Кому-то принесли от мастера ларец.

В) Волка шапками не закидаешь.
Г) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.
Д) На пригорке то сыро, то жарко.

8. Укажите обобщённо-личное предложение:

А) Бумагу для обёртывания берут прочную.
Б) Из воды пустой масла не извлечёшь.
В) Под музыку дождя иду во тьме.

Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
Д) Еду-еду в чистом поле.

9. Укажите безличное предложение:

А) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Б) В дверь негромко постучали.
В) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Г) В душу повеяло жизнью и волей.
Д) Приветствую тебя, пустынный уголок.

10. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

А) Умный смех как прекрасный источник энергии.

Б) Эти равнины словно бескрайнее море.

В) Читать значит узнавать много нового и интересного.

Г) Жизнь прекрасна и удивительна.

Д) Бедность не порок.


Итоговый контрольный тест

Вариант 1.

1. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

2. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

3. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши,

Б) положа руку на сердце,

В) сложа руки,

Г) не покладая рук,

Д) море по колено.

4. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?

А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;

Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;

В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;

Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;

Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

5. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:

А) самый интересный;

Б) острее;

В) наивысший;

Г) жарче;

Д) наиболее верный.

6. С какими словами употребляются собирательные числительные?

А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;

Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;

В) баран, школа, яблоки, деревья;

Г) училище, лодка, гвоздь, кошка;

Д) учитель, арбуз, сумка, забор.

7. Какие местоимения не изменяются по падежам?

А) весь, таков,

Б) себя, сколько;

В) никто, ничто;

Г) кто-либо, ваш;

Д) некто, нечто.

8. Какие причастия имеют краткую форму?

А) цветущее поле;

Б) плескавшиеся о берег волны;

В) покрытые снегом горы;

Г) бившиеся о гранитные берега;

Д) ползущий по земле.

9. Укажите наречие, которое пишется через дефис:

А) разделить (по)ровну,

Б) запеть (по)тихоньку,

В) оказаться не (по)вкусу,

Г) называть (по)именно,

Д) оставить (по)прежнему.

10. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как н.. старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.

А) ни (слитно),

Б) ни (раздельно),

В) не (раздельно),

Г) не (слитно),

Д) не (через дефис).

11. Слитно пишутся предлоги:

А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,

Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,

В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,

Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,

Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.

12. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.

Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.

В) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

Г) Или ты поешь кашу, или я тебе не буду читать сказку.

Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.

13. В каком предложении прилагательное пишется с -нн-:

А) Тесть постукивал по лубя..ой табакерке.

Б) Воздух наполнен крепким пря..ым запахом.

В) Воду вычерпали берестя..ым ковшом.

Г) Я вынул из футляра бекаси..ое ружье.

Д) В кладовке лежали разные дикови..ые вещи.

14. Выберите вариант с суффиксом -ова- в глаголах:

А) доказ..вать, испыт..вать;

Б) доклад..вать, запис..вать;

В) врач..вать, гор..вать;

Г) след..вать, завид..вать;

Д) воспит..вать, использ..вать.

15.Укажите наречие с буквой -о на конце:

А) сначал.. скажи,

Б) раскалить докрасн..,

В) издавн... повелось,

Г) начист.. вымыть,

Д) слев.. от нас.

Вариант 2

1. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю.

Б) а,о,у,

В) ч, ж, х,

Г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.

2. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

3. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;

Б) набрать в рот воды;

В) выйти сухим из воды;

Г) как рыба в воде;

Д) не разлить водой.

4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом -щик?

А) обида, разведать, камень;

Б) поднос, автомат, заказ;

В) буфет, переводить, резать;

Г) переписать, возить, подряд;

Д) угон, барабан, кровля.

5. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (пепельно)русый оттенок;

Б) (притворно)скромный взгляд;

В) (прекрасно)душное настроение;

Г) (юго)восточный регион;

Д) (культурно)историческое наследие.

6. Как склоняется числительное 90?

А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;

Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;

В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;

Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;

Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.

7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?

А) каждого, иному;

Б) столько, чей-нибудь;

В) некому, нечему, себя;

Г) их, тобой;

Д) нас, что-то.

8. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?

А) решать;

Б) побелеть;

В) раскрыть;

Г) разбрасывать;

Д) колоть.

9. Укажите вариант с одной -н-:

А) прийти одновреме..о,

Б) таинстве..о шептать,

В) возражать пута..о,

Г) открове..о признаться,

Д) медле..о гаснуть.

10. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:

А) Что это она все смеется?

Б) Трудно даже представить, что бы со мною случилось.

В) Пусть бор бушует под дождем.

Г) Да здравствуют знания!

Д) Давайте завтра отправимся в парк.

11. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.

12. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Еще напор, и враг бежит.

Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.

В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.

Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.

Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.

13. В каком предложении не с наречием пишется слитно:

А) Ты поступил (не)лепо.

Б) Никогда (не)поздно попросить прощения.

В) Ничуть (не)искренне говорил он эти слова.

Г) Этот музей вовсе (не)далеко от нас.

Д) Взглянул (не)доверчиво, а с подозрением.

14. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:

А) Отшумев, замолчала листва.

Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.

В) Старик отошел, понурив голову.

Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.

15. Определите, в каком варианте не пишется Ь:

А) открыть настеж..,

Б) уйти проч..,

В) выйти замуж..,

Г) сплош.. усыпано,

Д) мчаться вскач…

Вариант 3.

1. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

А) ['йаблан'ка],

Б) [яблон'ка],

В) ['йаблон'ка],

Г) ['йаблонка],

Д) ['йаблонька].

2. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

3. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:

А) бродяга-ветер;

Б) звездная ночь;

В) розовая шляпка;

Г) серебряное кольцо;

Д) старик-мудрец.

4. Укажите разносклоняемые имена существительные:

А) темя, знамя, время, путь;

Б) бюро, пальто, кофе, жюри;

В) армия, санаторий, волнение;

Г) такси, кафе, радио, маэстро;

Д) леди, кашне, кино, шоссе.

5. Какое прилагательное не имеет краткой формы?

А) плохой;

Б) хороший;

В) снежный;

Г) малый;

Д) дорогой.

6. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже?

А) семьсот шестьдесят восьмому;

Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;

В) семьсот шестьюдесятью восьмым;

Г) семьсот шестьдесят восьмым;

Д) семьсот шестьдесят восьмых.

7. Местоимения какого разряда служат для связи частей СПП?

А) притяжательные;

Б) неопределенные;

В) вопросительно-относительные;

Г) определительные;

Д) указательные.

8. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?

А) гнать, дышать, держать, слышать;

Б) брить, стелить;

В) бежать, хотеть;

Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;

Д) все глаголы на -уть.

9. Укажите вариант с двумя -нн-:

А) женщина раздраже..а,

Б) поступать ветре..о,

В) смотреть растеря..о,

Г) беше..о сопротивляться,

Д) море взволнова..о.

10. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.

А) не (через дефис),

Б) ни (раздельно),

В) ни (слитно),

Г) не (слитно),

Д) не (раздельно).

11. Укажите предложение с производным союзом:

А) Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.

Б) Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера.

В) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали.

Г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Д) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и быстро соскочили на землю.

12. Укажите производный предлог, который пишется раздельно:

А) (в)последствии это выяснилось;

Б) (не)смотря на запрет врачей;

В) (в)следствие многочисленных пропусков;

Г) выйти (на)встречу гостям;

Д) продолжается (в)течение недели.

13. Укажите наречие, в котором пишется одна -н- :

А) смотреть смуще..о,

Б) воспринимать болезне..о,

В) провести организова..о,

Г) отвечать зауче..о,

Д) рассказывать пута..о.

14. В каких причастиях пропущена буква -я-:

А) успех, завис..вший от мастерства,

Б) юноша, наде..вшийся на удачу,

В) ребенок, услыш..вший голос матери,

Г) девушка, готов..вшаяся к докладу,

Д) мальчик, обид..вшийся на шутку.

15. Укажите написание слова через дефис:

А) (кое)(в)чем я с тобой не соглашусь,

Б) в душе буд(то) солнце заискрилось,

В) в воздухе пахло чем(то) горелым,

Г) следует (кое)(с)кем посоветоваться,

Д) в дверях появилась (черно)окая девушка.


Вариант 4.

1. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, колосится, столовый,

Г) руководить, подбежать, знобит,

Д) безразлично, лошадка, берег.

2. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.

3. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

Б) Желтые листья медленно падали на землю.

В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.

Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

4. Назовите существительные мужского рода:

А) проныра, задира, ябеда, соня;

Б) шоссе, метро, такси, радио;

В) шампунь, тюль, какаду, кофе;

Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;

Д) семя, стремя, время, знамя.

5. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

А) снежный;

Б) хороший;

В) плохой;

Г) малый;

Д) дорогой.

6. Как склоняется числительное 645 ?

А) числительное не склоняется;

Б) склоняется только последнее слово;

В) склоняются все части числительного;

Г) склоняется только первое слово;

Д) склоняются две последние части

7. Какой разряд местоимений включает только одно слово?

А) неопределенное;

Б) определительное;

В) притяжательное;

Г) возвратное;

Д) отрицательное.

8. Какие глаголы являются безличными?

А) горевать, ночевать, бушевать;

Б) улыбается, умывается, одевается;

В) бродить, предупредить, дерзить;

Г) шелестеть, говорить, устремить;

Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится

9. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно?

А) отнюдь (не)весело,

Б) поступить крайне (не)осторожно,

В) расположились (не)далеко,

Г) (не)стерпимо больно,

Д) (не)зачем так кричать.

10. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НИ.

А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.

Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.

В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.

Г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.

Д) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.

11. С помощью какого союза соединены однородные члены предложения: Пушкин создал замечательные произведения как в стихах, так и в прозе.

А) подчинительный (следственный),

Б) сочинительный (соединительный),

В) сочинительный (противительный),

Г) подчинительный (сравнительный),

Д) сочинительный (разделительный).

12. В каких словосочетаниях предлоги выражают временное значение:

А) обойти вокруг озера, дрожать от холода;

Б) прийти через час, вернуться к ночи;

В) не пришел из-за болезни, побледнел от страха;

Г) ехать в город, сидеть на берегу;

Д) остановились для ночлега, работать с увлечением.

13. Укажите слово, в котором пишется одна буква -н-:

А) чека..ый,

Б) суко..ый,

В) орли..ый,

Г) каме..ый,

Д) подмоче..ый.

14. Укажите действительные причастия:

А) проверенные тетради,

Б) рекомендуемая книга,

В) испеченный пирог,

Г) видимый простым глазом,

Д) победивший спортсмен.

15. Укажите вариант с суффиксом -о-:

А) издавн.. люди выращивают цветы,

Б) изредк.. слышится шум электрички,

В) докрасн.. накалилось закатное солнце,

Г) стекла вытерты насух..,

Д) слев.. от дороги растут сосны.


Ответы к тесту

«Итоговый контрольный срез»

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

д

г

г

в

б

д

в

д

б

г

б

д

г

г

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

д

а

б

д

в

г

в

б

в

а

г

б

а

д

в

3 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

а

а

в

г

в

в

д

б

б

д

д

б

в

4 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

д

д

в

а

в

г

д

а

д

б

б

в

д

г





Стартовый контрольный диктант

с грамматическими заданиями

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита - все разбрелись по своим углам; у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только водились воры в этом краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами со своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель, как подстреленный.

(275 слов)

(И. Гончаров)

Дополнительные задания:

1. Произведите синтаксический разбор:

вариант 1 - 2-го предложения 2-го абзаца; вариант 2 - 2-го предложения 5-го абзаца.

2. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 - роются; вариант 2 - несется.

3. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 - удивлением; вариант 2 - прикрыв.




Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся

1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

2. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.

  1. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

  2. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

  3. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

  1. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Литература для учителя

  1. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. - М., 1983.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.

  5. ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. - М., 2009.

  6. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2011

  7. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..

  8. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2004

  9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

  10. Пучкова Л.. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. - М., изд. «Экзамен», 2010.

  11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

  12. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

  13. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

  14. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

  15. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005

  16. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2011.

  17. Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

  18. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М., 2004

Мультимедийные пособия

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс.

(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).

Страна Лингвиния. Орфографический диктант: Гласные и безгласные

Справочник школьника: Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 5-11 классы



Календарно- тематическое планирование



№ урока

Тема

Дата по плану

Дата факт

Формы работы

Вид контроля, самостоятельной работы

Подготовка к ЕГЭ

Введение в науку о языке

1

Русский язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире

информационная переработка устного и письменного текста

составление плана лекции, конспектирование

общие сведения о форме итоговой аттестации; текст-рассуждение. Часть С-проблема текста

2

Язык как особая система знаков; ее место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные (упражнение 271) Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

анализ текста, составление плана

составление плана лекции, конспектирование

языковые средства - В8;

3

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке.

Орфографический диктант, пунктуационный разбор, составление тезисного плана текста

тест

содержание текста - А29; тип и стиль речи - А30; средства связи в тексте - В 7; языковые средства - В8; пунктуация в сложном предложении - А26,

В 6.

4

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

информационная переработка устного и письменного текста

фронтальный опрос

составить словарный диктант, сочинение-миниатюра «Что является причиной изменения языка?»

5

Русский язык и русская литература. Составление текста-рассуждения (развернутого комментария) по нескольким высказываниям о русском языке.

конспектирование лекции учителя, анализ высказываний о русском языке

практикум

информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров - А27

6

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

лексический анализ текста, наблюдения за изменением грамматических форм

урок-исследование

орфоэпические нормы - А1; морфологические нормы -А3; синтаксические нормы - А5, А26

7

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

информационная переработка устного и письменного текста

урок-исследование

8

Овладения умениями адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свернутости.

практикум

чтение и анализ лингвистических текстов

практикум.

смысловая и композиционная целостность текста - А6

9

К.р. Защита рефератов (темы по выбору)

практикум

защита публичной речи


Языковая система

10

Языковая система. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка

чтение и анализ лингвистических текстов

лекция

задания А1-А5

11

Р.Р. сочинение-рассуждение о русском языке №1 «Русский язык и русская литература» («Экология языка»)

развитие речи




Фонетический уровень языка



13-15

Классификация фонетических единиц русского языка. Исторический комментарий: фонетические процессы в древнерусском языке, оставившие свет в современной системе гласных и согласных. Понятие о звуке речи и фонеме.

фонетический разбор

Практикум, фонологический анализ

орфоэпия - А1

16

Позиционные чередования фонем. Исторический комментарий.

анализ текста, орфографический анализ слов

Орфоэпический диктант

задания А1- А5

17

Ударение в русском языке. Особенности ударения в изучаемом иностранном языке.

орфографический диктант, выборочно-распределительный диктант, пунктуационный анализ текста

фонологический анализ

задания А1- А5

18

Стартовый контрольный диктант

контроль ЗУН

19

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.

пунктуационный анализ текста, фонетический разбор

интонационный анализ текста

задания А1- А5

20

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Трудные случаи орфоэпической нормы.

информационная переработка устного и письменного текста

зачетный урок

задания А1- А5

21

Контрольное тестирование № 1 по теме «Введение в науку о языке» (А1-А-15; В1-В8)

контроль ЗУН

тестирование

А1-А-15; В1 -В8

Лексический уровень языка

22

Классификация лексических единиц русского языка.

анализ текста, Составление конспекта по вопросам

значение слова - А12, А31;

языковые средства выразительности - В8

23-24

Многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия.

информационная переработка устного и письменного текста

теоретический опрос

значение слова - А12, А31;

языковые средства выразительности - В8

25

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса.

анализ текста, Составление конспекта по вопросам

семинар

значение слова - А12, А31; языковые средства выразительности - В8

26

Лексика русского языка с точки зрения ее употребления. Стилистическая дифференциация лексики.

информационная переработка устного и письменного текста

этимологический комментарий

значение слова - А12, А30; языковые средства выразительности - В8

27

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.

объяснительный диктант, составление синонимичных и антонимичных пар, анализ текста

значение слова - А12, А30; языковые средства выразительности - В8

28

Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии.


лекция учителя, работа с разными видами лингвистических словарей

Тест

работа с текстом. Наблюдения над лексическими средствами языка; задания А2, А30, В8

29-30

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

информационная переработка устного и письменного текста

Упражнения, практикум

значение слова - А12, А30; языковые средства - В8

31-32

Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств

информационная переработка устного и письменного текста

упражнения, практикум

значение слова - А12, А30; языковые средства выразительности- В8

33-34

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи. Работа по совершенствованию нормативного словоупотребления.

информационная переработка устного и письменного текста

зачетный урок

А-2; , А12, А30; языковые средства выразительности- В8

Морфемный уровень языка

35-36

Морфема и ее виды. Варианты морфем.


фронтальный опрос

способы словообразования -

В 1; правописание н-нн в суффиксах различных частей речи - А12, А18,

паронимы - А3

37

Морфемы словоизменительные и словообразовательные.

выборочно-распределительный диктант, синтаксический разбор, работа с учебником

домашнее сочинение-рассуждение

состав слова - А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках - А15, А16, В1

38

Этимология как раздел лингвистики.

анализ текста, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

упражнения, практикум

состав слова - А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках - А15, А16, В1,2

39-40

Система современного русского словообразования.


семинар

способы словообразования -

В 1; значение слова - А12;

паронимы - А3

41

Контрольное тестирование № 2 по теме «Морфемика и словообразование»

контроль ЗУН

зачетный урок

Морфологический уровень языка

42-43

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.

Проблема классификации частей речи в русистике.

синтаксический разбор, слово учителя, составление обобщающей таблицы

фронтальный опрос

тип и стиль речи - А29; паронимы - А3; главные члены предложения - А 9; лексическое значение слова - А30; морфология, частеречная принадлежность -В2

44

Служебные части речи и их грамматические признаки.

анализ текста, морфологический разбор

фронтальный опрос

В2

45

Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

объяснительный диктант, составление алгоритма рассуждения, составление таблицы

практикум

тип и стиль речи - А30; паронимы - А3; главные члены предложения - А 9; лексическое значение слова - А12; морфология, частеречная принадлежность - А11, В2

46

Морфологические средства выразительной речи.

предупредительный диктант, составление

таблицы, объяснительный диктант

практикум

В3

47-48



Морфологические нормы. Вариантные нормы имени существительного, имени прилагательного, местоимения, имени числительного, глагола. Нормативное употребление форм слова.

объяснительный диктант, анализ текста



упражнения, практикум

А 3-4



49-50

Р/Р Сочинение-рассуждение № 2 по прочитанному тексту

Развитие речи

часть С

Правописание: орфография

51

Трудные случаи правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи

слово учителя, анализ текста

упражнения, практикум

сочинение-рассуждение

51

Трудные случаи правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи (упражнения № 195, 196)

практикум

правописание суффиксов Н-НН в суффиксах различных частей речи А12

52

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

анализ текста, конструирование текста

практикум

А17

53

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

орфографический диктант, анализ текста

упражнения, практикум

А17

54

Различение частиц НЕ и НИ

упражнения, практикум

А17

55

Правописание наречий


А 15, А18

56-57

Правописание наречий

орфографический диктант, работа с учебником, анализ текста

упражнения, практикум

А 18

58

Мягкий знак на конце слов после шипящих

упражнения, практикум

А15

59

Правописание глаголов

Орфографический диктант, анализ текста

упражнения, практикум

А15

60-61

Правописание причастий

упражнения, практикум

А16

62

Слитное, раздельное и дефисное написания

зачетный урок

63-64

Р/Р Сочинение-рассуждение № 3 по прочитанному тексту

развитие речи


Синтаксический уровень языка

65

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи

информационная переработка устного и письменного текста

план лекции

типы подчинительной связи в словосочетании -В3

66

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний

информационная переработка устного и письменного текста

упражнения, практикум

типы подчинительной связи в словосочетании -В3

67-69

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения

информационная переработка устного и письменного текста

семинар

предложение - А19, А20,А21, А22, А23,В4

70-71

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения

информационная переработка устного и письменного текста

семинар

предложение - А19, А20,А21, А22, А23,В4

72

Простое осложненное предложение

упражнения, практикум

знаки препинания в предложениях с обособленными членами -А 20

73

Простое осложненное предложение

упражнения, практикум

74

Сложное предложение. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений

информационная переработка устного и письменного текста

упражнения, практикум

А24- пунктуация в бессоюзном сложном предложении

75-76

Сложное предложение. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений

информационная переработка устного и письменного текста

упражнения, практикум

А24- пунктуация в бессоюзном сложном предложении

77

Прямая и косвенная речь

информационная переработка устного и письменного текста

упражнения, практикум

А27

78-80

Синтаксис текста, целостность и связность как конструктивные признаки текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица теста. Средства связи в тексте

информационная переработка устного и письменного текста

план лекции

синтаксические нормы А26; В7- средства связи предложений в тексте

81

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, повторяющиеся союзы, бессоюзие

информационная переработка устного и письменного текста

упражнения, практикум

В8

82

Повторение изученного по теме

информационная переработка устного и письменного текста

зачетный урок

задания части В

83

К.р.№3 Проверочный тест по пунктуации

контроль ЗУН



Функциональная стилистика. Культура речи



84

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

урок-исследование

тип и стиль речи - А30; паронимы - А3; главные члены предложения - А 9; лексическое значение слова - А12; морфология, частеречная принадлежность - А11, В2

85

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорная _речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка

пунктуационный, и стилистический анализ текста

семинар

содержание текста - А29; тип и стиль речи - А30; средства связи в тексте - В 7; языковые средства - В8; пунктуация в сложном предложении - А26,

В 6.

86

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

орфографический диктант, работа с учебником, анализ текста

информационная переработка устного и письменного текста

тип и стиль речи - А30; паронимы - А3; главные члены предложения - А 9; лексическое значение слова - А12; морфология, частеречная принадлежность - А11, В2

87

Р/Р №4 Сочинение-зарисовка в разговорном стиле речи( по упр. 489)


88

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

семинар

содержание текста - А29; тип и стиль речи - А30; средства связи в тексте - В 7; языковые средства - В8; пунктуация в сложном предложении - А26,

В 6.

89

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей

создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др.

взаиморецензирование

тип и стиль речи - А30; паронимы - А3; главные члены предложения - А 9; лексическое значение слова - А12; морфология, частеречная принадлежность - А11, В2

90


Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

урок-исследование

сочинение об особенностях стиля писателя;

тип и стиль речи - А30; паронимы - А3; главные члены предложения - А 9; лексическое значение слова - А12; морфология, частеречная принадлежность - А11, В2

91

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

зачетный урок

языковые средства выразительности В8

Культура речи

92

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

информационная переработка устного и письменного текста

план лекции

А30

93

Языковая норма, её основные признаки и функции. Варианты норм. Основные виды языковых норм.

информационная переработка устного и письменного текста

составление тезисов

А1-А5

94

Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.

информационная переработка устного и письменного текста

план лекции

А1-А5

95

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения

информационная переработка устного и письменного текста

зачетный урок

А1-А5

96

Контрольная работа№4(тестирование) на выявление владения всеми видами языковых норм


Речь. Речевое общение

97-98

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка.

информационная переработка устного и письменного текста

план лекции

В8, А27

99

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные(аудирование, чтение), их особенности.

информационная переработка устного и письменного текста

план лекции

А27, В8

100

Особенности восприятия чужого высказывание (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

информационная переработка устного и письменного текста

практикум:

составление тезисов

часть С

101

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.


зачетный урок: аудирование

часть С

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


102

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа

информационная переработка устного и письменного текста

План лекции

информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров - А27, А28, А30

103

Русский язык в контексте русской культуры

информационная переработка устного и письменного текста

семинар

информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров - А27,А28

104

Слова с национально-культурным компонентом значения

информационная переработка устного и письменного текста

практикум

информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров - А27, А30

105

Национальная специфика русской фразеологии

информационная переработка устного и письменного текста

зачетный урок

информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров - А27, А30

Резервные уроки


Всего: 105 часов

63


© 2010-2022