Рабочая программа предмета «Русский язык» для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1»

Рассмотрено на заседании Методического совета школы

Протокол №_____ от

«_____»_______2015г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Пестерева Т.Л.

_______дата________

Заместитель директора по УВР

Зимина В. И.

_____________дата________

____________УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сретенская СОШ № 1» М. М. Чекунова

Приказ № ________от

«_______»__________2015г.

Рабочая программа

предмета «Русский язык»

для 9 «б» класса

на 2015-2016 учебный год







Составитель:

Василькова.И.В.

учитель русского языка и литературы



Сретенск, 2015




Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому составлена для работы с обучающимися 9 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта //: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. На изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 68ч., из них 16ч. по развитию речи.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором -дидактические единицы, которые отражают устройство

языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа, и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.

Так, например, при обучении морфологии, учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения русскому языку в 9 классе:

1. Освоение знаний о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; о видах простых и сложных предложений; о постановке знаков препинания во всех изученных случаях.

2. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

3. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

5. Применение знаний и умений в жизни.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы совместно с учителем.

2. Способствовать закреплению основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил.

3.Обеспечить применение учащимися знаний на практике.

Данная учебная программа будет использоваться при обучении учащихся 9 «а» класса. В классе 23 учащихся, трое из них обучаются индивидуально на дому. По уровню сформированности ЗУН, общеучебных умений и личных качеств учащихся данного класса можно разделить на три группы:

1) учащиеся первой группы (3ч.) знают определения основных изученных в 5-8 классах языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывают свои ответы, приводя нужные примеры; осознают языковые единицы (части речи), различают их, анализируют; создают связные монологические высказывания на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составляют инструкцию по применению того или иного правила; принимают участие в диалогах различных видов; находят в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; но при этом не всегда в практике письма соблюдают основные правила орфографии и пунктуации, нарушают грамматические и речевые нормы современного языка; уровень развития этих ребят хороший, но в работе необходимо больше внимания уделять развитию пунктуационной и орфографической зоркости, усилить работу с различными видами лингвистических словарей, учить находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, а также недочёты в содержании высказывания и его построении; эта группа самая маленькая по численности; 2) учащиеся второй группы (10ч.) знают значимые и служебные части слова, признаки изученных частей речи, но допускают ошибки при анализе слова как части речи; в практике письма допускают ошибки на основные правила орфографии и пунктуации; могут создавать тексты в форме повествования, описания и рассуждения, но допуская при этом ошибки в содержании; а также испытывают затруднения при делении текста на смысловые части, составлении развёрнутого плана и построении связного текста по данному плану; у некоторых ребят слабо развиты творческие способности и недостаточно поставлена монологическая речь; не всегда используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; уровень развития у этих ребят средний, поэтому в работе необходимо больше внимания уделять развитию пунктуационной и орфографической зоркости, например, чаще писать под диктовку, использовать метод самопроверки, а также комментированное письмо; усилить работу с различными видами лингвистических словарей, учить находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;

3) учащиеся данной группы (7ч.) не обладают навыками правильного, грамотного и осознанного письма, имеют большие пробелы в теоретических знаниях, у них слабо развиты такие познавательные процессы, как: речь, память, творческое воображение, также не сформированы навыки самоконтроля; у детей данной группы низкий уровень мотивации, слабо развито чувство ответственности, поэтому этим ребятам необходима помощь учителя, а также постоянный контроль за их деятельностью.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся данного класса, при организации работы на уроках русского языка необходимо применять дифференцированный подход.

Это нужно учитывать, планируя работу по приобретению учащимися новых знаний, при организации домашнего задания, так как не все учащиеся данного класса систематически готовятся к занятиям, а также контроля, например, при оценивании тестовых, контрольных и творческих работ.

Большинство учащихся данного класса мало читает, вследствие чего слабо развита монологическая речь, поэтому необходимо усилить работу по развитию связной речи учащихся: развивать словарный запас, расширять читательский кругозор, а также развивать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Девятый класс завершает вторую ступень обучения муниципальными экзаменами, одним из обязательных экзаменов является русский язык, значит особое внимание необходимо уделить работе с тестовыми заданиями и отработке умений и навыков написания сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему.











Содержание курса русского языка в 9 классе (68ч.)

О языке (1ч) Русский язык среди языков мира. Речь (16ч) Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

Высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе.

Высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность. Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.

Обобщение изученного в 5-8классах (7ч) Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения (35ч)

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочинённое предложение

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные), смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Запятая между частями сложносочиненного предложения. Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

Сложноподчинённое предложение Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи. Бессоюзное сложное предложение Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Сложное предложение с различными видами связи (4ч) Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.

Резервные часы (5ч)













Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать/ понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государствен­ного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, офици­ально-делового стилей, языка художественной литературы

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, опи­сания, рассуждения); - основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным ком­понентом;

аудирование и чтение

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, те­му текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изу­чающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изло­жение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, вы­ступление, письмо, расписка, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулиро­вание межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, со­блюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явле­ниям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиден­ному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексиче­ские, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ­лять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих спо­собностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социаль­но-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматиче­ских средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учеб­ным предметам и продолжения образования.

Формы промежуточной аттестации в 9 классе следующие:

- тест;

- диктант с грамматическим заданием;

- проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- сжатое изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение в жанре эссе;

- рецензия на прочитанное (просмотренное) произведение;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-зачёт.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью карточек.

- выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. Оценка диктантов.

Диктанты - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка письменных работ. /Приложение 2/

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

Оценка устного ответа. /Приложение 3/













9

Литература для учителя

1. Диктанты по русскому языку. 9 кл./ С.С.Петровская, И.Н. Черников. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. 2. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): самостоятельная подготовка: учеб. пособие / А.Е.Куманяева, В.П.Сычёва. - 5-е изд., испр. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. 3. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / С.Ю.Иванова. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. 4. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания / В.П.Сычёва. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. 5. Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2005. 6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В. Бурцева. - 7-е изд., стереотип. - М.: Русс. Яз. - Медиа; Дрофа, 2008. 7. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9класс» / Е.А.Влодавская. - М.: Издательство «Экзамен», 2007г. 8. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие / Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бандоля, Н.М.Смеречинская. - Ростов/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. 9. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы / В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. 10. Сборник игры-конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». Задачи, решения, информация, статистика. / Сост.: Муравенко Е.В., Рубанов И.С., Богдалов И.Ф. ООО «Слово», 2007. 11. Слитно? Раздельно? Через дефис? / Грузберг А.А., Грузберг Л.А. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2006. 12. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2006.

13. Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9кл. / О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. 14. Тесты по русскому языку: 9 класс. / В.П.Сычёва. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. 15. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. - М: ТЦ Сфера, 2009. 16. УМК. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009г. 17. Уроки русского языка в 9 классе: Поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова / сост. О.А.Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2007. 18. Экзаменационные изложения. 9 класс: методические материалы к «Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы» (авторы - Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л., М.: Дрофа) / О.П.Семенец. - М.: Эксмо, 2007.


Литература для учащихся

1. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые экзаменационные задания/Н.А. Нефёдова, Е.Л.Алешникова, Е.В.Заяц и др. - М:Издательство «Экзамен», 2014.

2. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В. Бурцева. - 7-е изд., стереотип. - М.: Русс. Яз. - Медиа; Дрофа, 2009.

3. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.

4. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы / В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2006.



Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

факти

чески

Ι 1

Введение. Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди языков мира.

Ιч. 1

ΙΙ 2

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах. (8/1) Фонетика. Орфография. Графика.

1

3

Входящий контроль.

1

4

Лексика. Лексическое значение слова.

1

5

Морфемика и словообразование.

1

6 Р/р

Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи.

1

7

Морфология и синтаксис. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

1

8

Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

1

9

Контрольный диктант.

1

ΙΙΙ

10

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация. (47/12)

Сложное предложение и его признаки.

1

11

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения.

1

12-13 Р/р

Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера.

2

14

Союзные предложения. Сложносочинённое предложение. (5+2) Понятие сложносочинённого предложения. Строение ССП и средства связи в них.

1


15

Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

1

16-17

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них.

2


18

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения».

1

19-20 Р/р

Сжатое изложение.

2

ΙΙч

21

Сложноподчинённое предложение (СПП) (17+6) Понятие о сложноподчинённом предложении. Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчинённых предложений

1

22-23

Виды сложноподчинённых предложений.

2

24-25

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

2

26-27 Р/р

Строение текста. Изложение текста художественного стиля.

2

28-29

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

2

30 Р/р

Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Использование различных стилей в художественных произведениях.

1


31

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

1

32

Сложноподчинённые предложения с придаточными места

1

33

Сложноподчинённые предложения с придаточного времени.

1

ΙΙΙч

34

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

1

35-36 Р/р

Использование различных стилей речи в художественном произведении. Сжатое изложение с элементами рассуждения.

2

37

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени.

1

38

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и условия.

1

39

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия.

1

40

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

1

41

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».

1

42 Р/р

Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля.

1

43

Зачётная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».

1

44-45

СПП с несколькими придаточными. (5+1) Понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

2

46

Понятие СПП с несколькими придаточными. Практическая работа.

1

47-48

Контрольный диктант и его анализ.

2

49 Р/р

Эссе: понятие о жанре.

1

50

Бессоюзное сложное предложение. (6+1) Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП).

1

51

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

52

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

1

53

БСП со значением противопоставления или времени, условия и следствия.

1

54 Р/р

Путевые заметки.

1

55

Обобщающее повторение БСП.

1

ΙVч

56

Контрольный диктант.

1

ΙV 57-58

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. (6/2ч) Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

2

59 Р/р

Понятие о жанре рецензии.

1

60-61

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

2

62 Р/р

Написание рецензии на газетную статью

1

V

Повторение. (6/1)


63-64

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе.

2

65

Контрольная работа.

1

66 Р/р

Деловая речь. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу

1

67-68

Резервные

2

Всего 68ч., из них 16ч Р/р



График проведения контрольных и творческих работ в 9 «А» классе.



№п\п

Вид работы

время проведения

У-3

Входной контроль: контрольный тест.



У-9

Контрольный диктант по теме «Повторение» (Метод. пособ. О.А.Финтисова. с.35-36.)



У-12-13

Сочинение-рассуждение по тексту «Святые места».



У-18

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения». (Метод. пособ. Е.А.Влодавская. с 86-89)



У-19-20

Сжатое изложение по тексту М.Шолохова «Судьба человека».



У-26-27

Изложение текста художественного стиля.



У-35-36

Сжатое изложение с элементами рассуждения.



У-42

Изложение текста публицистического стиля.



У-43

Зачётная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».



У-47

Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Метод. пособ. Е.А.Влодавская. с 189-190)



У49

Письменный ответ на вопрос в жанре эссе.



У-56

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Святки». (Метод. пособ. О.А.Финтисова. с. 135-136.)



У-62

Написание рецензии на газетную статью.



У-65

Итоговая контрольная работа.



Приложение 2

Оценка письменных работ по русскому языку

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса.

Таблица 1

Требования к тексту диктанта: количество слов в контрольном диктанте - 150-170, количество слов в словарном диктанте - 35-40

Примечание: в текст контрольного диктанта могут включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках. Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведёнными в таблице 2.

Таблица 2

Нормы оценивания диктантов: учитываются орфографические и пунктуационные ошибки.

«5» «4» «3» «2»

1 + 1 (негруб.) 2 + 2 4 + 4 7 + 7

1 + 3 3 + 5 6 + 8

0 + 4 0 + 7 5 + 9

6 + 6 (при наличии негруб. и однотипн.) 8 + 6

Словарный диктант «5» «4» «3» «2»

0 1-2 3-4 5 и более

Примечания: при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел - 2 орфогр. ошибки, для «3» - 4 орфогр. ошибки, для «2» - 7 орфогр. ошибок;

отличная отметка не выставляется при наличии трёх и более исправлений;

при наличии пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3», но не до неудовлетворительной;

При выставлении отметки за четверть преимущественное значение придаётся отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся:

описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля); ошибка на правило, неизучаемое в школе; ошибка в переносе слова;

ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

в исключениях из правил;

в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

в написании ы и и после приставок;

в случаях трудного различения не и ни;

в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.

Таблица 3

Уровень выполнения задания

«5» «4» «3» «2»

верно всё верно не менее 3/4 верно не менее 1/2 не выполнено более половины заданий

Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

навыки правописания - орфографические и пунктуационные.

Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице 4.

Таблица 4

Требования к объему сочинений и изложений

Примерный объем текста 9 класс

Подробное изложение (количество слов) 350-450

Классное сочинение (количество страниц 3- 4

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.

Критерии оценивания сочинений и изложений представлены в таблице 5.

Таблица 5

Критерии оценивания сочинений и изложений

Содержание Речевое оформление Грамотность

- соответствие содержания работы заявленной теме;

- полнота раскрытия темы;

- наличие фактических ошибок;

- последовательность изложения

- разнообразие лексики и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов

Число допущенных ошибок:

- орфографических;

- пунктуационных;

- грамматических

Нормы оценивания сочинений и изложений

Нормы оценивания сочинений и изложений представлены в таблице 6.

Таблица 6

Нормы оценивания сочинений и изложений

Оценка Основные критерии оценки

Содержание и речь

«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Грамотность

Допускается 1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4» Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от

темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3- 4 речевых недочетов Грамотность

Допускаются:

2 орф. + 2 пункт. +3 граммат. ошибки;

1 орф. + 3 пункт. + 3граммат. ошибки;

0 орф. + 4 пункт. + 3 граммат. ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3» Содержание и речь

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Грамотность

Допускаются:

0 орф. + 5-7 пункт. (с учетом повторяющихся и негрубых):

1 орф. + 4-7 пункт. + 4 граммат. ошибки;

2орф. + 3-6 пункт. + 4 граммат. ошибки;

3 орф. + 5 пункт. + 4 граммат. ошибки;

4орф. + 4 пункт. + 4 грамматические ошибки.

«2» Содержание и речь

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются:

5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества

орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см.таблицу 2).











Приложение 3

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.










© 2010-2022