Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по русскому языку

7 класс

  1. Цель проведения работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 7 класса.

  2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент

государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Содержание работ соответствует Федеральному государственному

образовательному стандарту основного общего образования

  1. Форма и структура работы

Итоговая работа состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.

Часть 1 (тест) содержит задания с выбором ответа и кратким ответом, часть 2

содержит задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания в части 2 работы записываются испытуемым

самостоятельно в развернутой форме.

Задания различаются по форме и уровню трудности, который

определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких

интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение,

извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте) и др. Задания повышенного уровня сложности предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

  1. Распределение содержания работы по видам деятельности

Проверяемые умения и виды деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 40

1

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

19

30

75

2

Определять тему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип текста или его фрагмента

1

1

2,5

3

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

1

9

22,5

Итого:

21

40

100



  1. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент от максимального первичного балла за всю работу, равного 40

Базовый

19

19

48

Повышенный

2

21

52

Высокий

-

-

-

Итого:

21

40

100



  1. Продолжительность итоговой работы

На выполнение итоговой работы отводится 90 минут.

  1. Критерии оценивания работы

Правильно выполненная работа оценивается 40 баллами.

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

Задания части 2 оцениваются по критериям в зависимости от правильности

ответа. За правильное выполнение задания 20 выставляется 9 баллов. За полное и

правильное выполнение задания 21 выставляется 12 баллов. Таким образом, за

выполнение заданий части 2 испытуемый может получить максимально 21 балл.

Ответы к заданиям части 1(задания1-19)

1-4, 2-1, 3-321, 4-2, 5-3, 6-4, 7-4, 8-3, 9-2, 10-1, 11-3, 12-3, 13-2, 14-3, 15-32, 16- древнем, древний, 17-5;6, 18-обстоятельство, 19- 8

Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом (задание 20)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Высокие горы тянутся цепью вдоль берега. В проливе между островом и берегом виднеется несколько низких островков, покрытых растительностью. Течение попутное, и мы хорошо продвигаемся вперёд.

Часу во втором корвет «Витязь» настолько приблизился к берегу Новой Гвинеи, что можно было видеть характерные черты этой страны. На вершинах гор лежали недвижимые густые массы облаков, не позволявшие различать верхние их очертания. По скатам гор пестрел густой лес, который своим цветом очень отличался от береговой полосы светло-зёленого цвета. Побережье поднималось уступами на высоту приблизительно четырёхсот метров и представляло собой необыкновенно живописный вид.

Многочисленные ущелья и овраги, наполненные густой колышущейся зеленью, пересекали эти уступы и соединяли верхний лес с прибрежным узким поясом растительности. В иных местах береговая полоса становилась более широкой, горы отступали в глубь страны, а узкие уступы, приближаясь к морю, превращались в обширные поляны, окаймлённые тёмною зеленью.

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущено 3-4 ошибки

2

Допущено 5 ошибок

1

Допущено более 5 ошибок

0

К2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена 1-2 ошибки

2

Допущено 3 ошибки

1

Допущено более трёх ошибок

0

К3

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

ИЛИ

Допущено не более 3 описок и ошибок следующего характера:

1) Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической

или грамматической ошибке).

2) В переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено не менее 4 описок и ошибок, но не более 7 описок и ошибок следующего характера:

1)Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке).

2)В переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более 7 описок и ошибок следующего характера:

1)Изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке).

2)В переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

Максимальный балл

9

Критерии оценивания задания 21 (языковые разборы)

  1. Фонетический разбор

ЗЕЛЕНЬЮ

Буква 3 обозначает [з'],согласный, звонкий, мягкий

Буква Е обозначает [э'], гласный, ударный.

Буква Л обозначает [л'], согласный, звонкий (сонорный), мягкий.

Буква Е обозначает [и], гласный, безударный (допустимо [ь], редуцированный заударный).

Буква Н обозначает [и'], согласный, звонкий (сонорный), мягкий.

Буква Ь звука не обозначает.

Буква Ю обозначает 2 звука:

[й'], согласный, звонкий (сонорный), мягкий, [у], гласный, безударный.

В слове 7 букв, 7 звуков, 3 слога.

  1. Морфемный разбор

ПРИБЛИЖАЯСЬ

При- - приставка

-ближ- - корень

-а- - суффикс

-я- - суффикс

-сь- - постфикс (суффикс).

  1. Морфологический разбор

КОЛЫШУЩЕЙСЯ

Причастие, обозначает признак предмета по действию.

Начальная форма - колышущийся (колыхаться).

Действительное, настоящего времени, совершенного вида.

Употреблено в форме творительного падежа, среднего рода единственного числа.

В предложении является определением.

  1. Синтаксический разбор

Высокие горы тянутся цепью вдоль берега.

Предложение повествовательное, невосклицательное.

Грамматическая основа: горы (подлежащее) тянутся (сказуемое).

Предложение распространённое.

Второстепенные члены предложения:

Высокие (горы) - определение.

Цепью (тянутся) - обстоятельство.

Вдоль берега (тянутся) - дополнение/ обстоятельство (допустимо)


К1

Выполнение фонетического разбора

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

К2

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

К3

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

К4

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

12


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-16

17-24

25-32

33-40



  1. Обучающимся предоставляется контрольно-измерительный материал, бумага для черновика, бумага для ответов. Титульный лист ответов содержит штамп школы, названия работы и данные ученика.



  1. Итоговая работа проводится с 9 .00 в течение 90 минут. Обучающиеся распределяются по кабинетам по 1 человеку за партой. Организатором является педагог, не преподающий русский язык и литературу.



  1. При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

  2. Демоверсия работы

Часть 1

1. В каком слове при постановке ударения допущена ОШИБКА?

1) (они) прАвы

2)добелА

3) начАвшийся

4) бАлуясь

2. Какое из выделенных слов образовано приставочным способом?

1) ПРИШИЛА пуговицу

2)идти ПРИПЛЯСЫВАЯ

3) НАГЛОТАВШИЙСЯ воды

4) обойти СПРАВА

3. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

СЛОВО

A)Имение, принадлежащее семье Андреевых, уже ВЫСТАВЛЕНО на продажу.

Б) Полотно было ВЕЛИКОЛЕПНО, художнику удалось передать всю красоту утра.

B)Слышно было, как пчёлы РАСТРЕВОЖЕННО гудят внутри улья.

ЧАСТИ РЕЧИ

  1. наречие

  2. прилагательное

  3. причастие

  4. категория состояния

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В


4. В характеристике какого из выделенных слов допущена ОШИБКА?

1)СОСЛЕПУ (угодил в сугроб) - наречие со значением причины.

2)ИЗЪЯТЫЕ (из обращения монеты) - страдательное причастие настоящего времени.

3)БОЛЬШЕ ВСЕХ (переживала бабушка) - наречие в превосходной степени.

4)ПОДТЯГИВАЯ, (мартовский снег темнел и оседал)- деепричастие несовершенного вида

5. В каком случае при образовании слова (формы слова) допущена ОШИБКА?

1)так работать УДОБНЕЕ ВСЕГО

2)ПРИВЛЕКАЕМЫЙ к сотрудничеству

3)передвигаться БОЛЕЕ БЫСТРЕЕ

4)ОКАЗАВШИЙСЯ в ловушке

6. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота допущена ОШИБКА?

1)Вернувшись с прогулки, мы сели пить чай с баранками.

2)Выставка, открывшаяся сегодня в Доме художника, посвящена европейской живописи начала XX века.

3)Тиха и торжественна земля, покрытая первым снегом.

4)Ожидая результатов экзамена, у Ольги даже повысилась температура.

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)отаплива.. .мый, (чуть) слыш.. .мый

2)(глубоко) дыш...щий, плач...щий

3)успоко...нный, неча...нный

4)остав...вший, повер...вший

8. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН?

1)На ужин мы приготовили жаре.. .ую картошку.

2)Была образовала даже специальная комиссия, которая два месяца проверяла документы.

3)Колонны войск организова.. .о двигались к местам расположения.

4)Подали тушё...ую утку с соусом.

9. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?

1)(не)опубликованный в журнале, (не)громко напевал

2)вёл себя (не)учтиво, (не)закрытая дверь

3)досадная (не)брежность, (не)взяв с собой

4)(не)справедливое наказание, песни (не)спеты

10. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1)Она едва успела переписать (НА)БЕЛО сочинение, как прозвенел звонок.

2)Я раздумывал о том, ЧТО(БЫ) ещё важного успеть сделать до поездки.

3)(В)ТЕЧЕНИЕ пяти дней не утихал шторм.

4)Третий день подряд (ПО)ПРЕЖНЕМУ дул муссонный ветер.

11. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

1)туш.. .ная говядина, послать за врач.. .м

2)фасолевый струч.. .к, он не лж...т

3)факел зажж...н, громкий ш...пот

4)подчеркивать, пятач...к

12. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?

1)Выступающий не мог н... коснуться последних политических событий в стране.

2)Чтобы н... заблудиться в лесу, я всегда брал с собой компас.

3)Как н... пытался Бортников скопить денег на поездку в Забайкалье, достаточной суммы не выходило.

4)Чего он только н... предпринимал для решения своего вопроса!

13. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые (знаки препинания не расставлены)?

Шлюпка (1) покачиваясь на волнах (2) медленно двигалась вдоль подно-жия (3) возносившейся в небо (4) скалы.

1)1,2 -выделяется запятыми деепричастный оборот

3,4-выделяется запятыми причастный оборот

2)1,2- выделяется запятыми деепричастный оборот

3,4-причастный оборот не выделяется запятыми

3)1, 2, 3,4 - выделяются запятыми два причастных оборота

4)1,2- выделяется запятыми деепричастный оборот

3 - выделяется запятой причастный оборот

Прочитайте текст и выполните задания 14-19

(1)Самой древней системой письма считается письменность Древнего Египта, возникшая в конце четвёртого тысячелетия до новой эры. (2)Однако данные археологии не раз ставили этот, казалось бы, установленный наукой факт под сомнение.

(З)Например, в 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия были обнаружены три необожжённые глиняные таблички. (4)Они были найдены в древнем захоронении вместе с обгоревшим скелетом взрослого мужчины, костями животных и фигурками из глины.

(5)Две таблички прямоугольные, одна круглая, причём в двух из них просверлены отверстия. (б)Диаметр круглой таблички не превышает 6 см, остальные таблички ещё меньше. (7)На одну сторону табличек нанесены изображения животных, ветки дерева и ряд абстрактных символов.

(8) Радиоуглеродный анализ человеческого скелета и найденных в одном слое с табличками костей животных указал на их возраст - 5500 г. до н. э.

(9)Тэртэрийские надписи стали археологической сенсацией после того, как авторитетный археолог Мария Гимбутас, изучавшая культуру доиндоевропейской Европы, рискнула объявить нанесённые на таблички знаки древнейшей в мире формой письменности.

(10)Значение символов, изображённых на табличках, учёными пока не определено. (11)Но если это не ритуальные рисунки, а элементы пиктографического письма, то, не боясь сенсационных выводов, придётся признать, что письменность появилась на две тысячи лет раньше, чем считалось до сих пор.

14. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

1) Учёные до сих пор не смогли расшифровать содержание надписей на тэртэрийских табличках.

2) Пока учёные не могут уверенно говорить о том, являются ли тэртэрийские надписи знаками древней письменности.

3) Если тэртэрийские надписи - знаки древнего письма, учёным придётся пересмотреть свои взгляды на историю письменности.

4) В 1961 году археологами были обнаружены три глиняные таблички с нанесёнными на них изображениями и символами.

15. Установите соответствие между фрагментами текста и типами речи: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТА

А) предложения 5-7

Б) предложения 10-11

ТИПЫ РЕЧИ

  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

16. В предложениях 3-4 найдите слово - антоним к прилагательному НОВЫЙ.

Напишите это слово.

Ответ:____________________

17. Среди предложений 2-6 найдите все сложные предложения.

Напишите номера этих предложений.

Ответ:____________________

18. Каким членом предложения является выделенный фрагмент?

Но если это не ритуальные рисунки, а элементы пиктографического письма, то, НЕ БОЯСЬ СЕНСАЦИОННЫХ ВЫВОДОВ, придётся признать, что письменность появилась на две тысячи лет раньше, чем считалось до сих пор.

Ответ:____________________

19. Среди предложений 5-8 найдите предложение с причастным оборотом.

Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________

Часть 2

Задания 20 и 21 выполняются на основе представленного ниже текста. Для ответа на задания 20 и 21 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (20 или 21), а затем выполните его. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

20. Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Высокие горы т..нут..ся цепью (в)доль берега(4). В проливе между островом и бер..гом видне..т..ся (не)сколько низких островков покрытых р..стит..льностью. Течение попутное и мы хорошо продвига..мся (в)перёд.

Часу во втором корвет «Витязь» (настолько пр..близ..лея к берегу Новой Гвинеи что можно было вид..ть характерные черты этой страны. На в..ршинах гор л..жали (не)движ..мые густые массы обл..ков (не)позволявшие различать верхние их оч..ртания. По скатам гор п..стрел густой лес который своим цветом очень отл..чался от береговой пол..сы (светло)зелё..ого цвета. Побережье подн..малось уступами на высоту приблизительно (четырёх)сот метров и представляло с..бой (не)обыкнове..о живописный вид.

(Много)числе..ые ущелья и овраги наполнение густой колыш...щ..йся(3) зеленью перес..кали эти уступы и соединяли верхний лес с пр..брежным узким поясом растительности. В иных местах береговая пол..са ст..новилась бол..е широкой горы отступали (в)глубь страны а узкие уступы пр..бл..жаясь(2) к морю пр..вращались в обширные поляны окаймлё..ые тёмною зеленью(1).

21. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 20 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор;

(2) -морфемный разбор;

(3) - морфологический разбор;

(4) - синтаксический разбор предложения.

© 2010-2022