- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по русскому языку на тему: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
План-конспект урока по русскому языку на тему: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарова И.А. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
учителя муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области»
Гончаровой Ирины Анатольевны
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели урока: - дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; - формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении; - развивать навыки самостоятельной и групповой работы, умение грамотно аргументировать свою позицию; - воспитывать интерес к слову.
Оборудование: учебник: УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. «Русский язык. Теория 5-9классы», М., «Дрофа», 2013г., «Русский язык. Практика. 7класс», М., «Дрофа», 2013г.; интерактивная доска, презентация, раэдаточный материал.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.
Цель этапа для учителя:
мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.
Задачи:
-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;
-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.
Цель этапа для учащихся:
готовность и быстрое включение в деловой ритм.
Задачи:
позитивный и эмоциональный настрой на урок.
Метод:
объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность класса к уроку.
Включение детей в деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Рада поработать с вами сегодня! Желаю удачи!
Включение в работу, самоопределение.
2 мин
2. Актуализация знаний
Цель этапа для учителя:
организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.
Задачи:
-проверка усвоения материала учашимися при помощи тестового задания;
- организация самоконтроля для установления правильности выполнения задания.
Цель этапа для учащихся:
показать уровень знаний по изученному материалу.
Задачи:
- выбрать правильный ответ на поставленный вопрос,
- уметь проверять по ключу свою работу.
Метод:
тестирование.
Предполагаемый итог этапа:
-установление уровня знаний по изученному материалу;
-формирование умения осуществлять самоконтроль.
3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
Цель этапа для учителя:
определить тему, цели и задачи изучения нового материала.
Задачи:
-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;
-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.
Цель этапа для учащихся:
сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.
Задачи:
-проявление активности в постановке целей и задач урока;
- осознанное понимание целей и задач урока.
Метод:
проблемно-поисковый.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4.Усвоения новых знаний.
Цель этапа для учителя:
помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём.
Задачи:
-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.
Цель этапа для учащихся:
получить представление о причастном обороте и условиях его обособления.
Задачи:
умение находить причастный оборот в предложении, выделять его на письме запятыми.
Методы:
проблемно-поисковый, репродуктивный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».
Запишите, пожалуйста, число в своих рабочих тетрадях. Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, я предлагаю вам вспомнить изученное по теме «Причастие». Повторение будет проходить в форме теста, который называется «Верное \ неверное утверждение». Напоминаю условия: если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой пишите «Да», если не согласны, то - «Нет». На работу отводится 3 минуты.
1.Причастие-это знаменательная часть речи.
2. Причастие обозначает действие предмета.
3.Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы.
4.В предложении причастия выполняют функцию обстоятельства.
5.Качающийся мост. В данном словосочетании есть страдательное причастие.
6.Выполненная работа. В данном словосочетании есть страдательное причастие.
7. Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.
8. Цветок хорош. В данном предложении есть краткое причастие.
9 . Комната вымыта. В данном предложении есть краткое причастие.
10. Убранный. В данном причастии суффикс
-анн.
Время истекло. Положите ручки. Как вы думаете, правильно вы выполнили тест? Были сомнения? (Ответы нескольких учащихся.)
А теперь я попрошу вас выполнить самопроверку. Поставьте плюс напротив правильного ответа и минус напротив неправильного. Сколько ошибок допустили? Анализ неверных вариантов ответов.
1.На слайде даны словосочетания: развевающееся знамя, развевавшееся на ветру, работающий мастер, работающий на заводе, поседевший ветеран, поседевший на войне, награждённый орденом, побеждённый неприятель.
Задание: распределите словосочетания на 2 группы по схемам: «прич. + главное слово - сущ.» и «главное слово - прич. + сущ.»; запишите их в 2 столбика.
-А теперь, ребята, давайте подумаем, в какой группе находятся словосочетания, над которыми мы ещё не работали?
-Что между этими словосочетаниями общее?
- Как мы будем называть причастие с зависимыми словами?
- А как вы думаете, есть ли особенности в оформлении причастного оборота на письме?
-Сформулируйте тему. Запишите её в тетрадь.
- А каковы цели и задачи, исходя из темы урока?
1. - А теперь обратите внимание на предложения и схемы, вынесенные на интерактивную доску. Попробуйте самостоятельно вывести правило постановки знаков препинания при причастном обороте.
Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки.
[Х, | ПО |, …].
Пробежавший без оглядки год мало чем запомнился Антонине.
[| ПО | Х …].
Объяснение учителя о графическом выделении причастных оборотов на письме.
Теперь давайте познакомимся с теоретическим материалом (параграф 136) и выявим сведения, необходимые для заучивания.
-Итак, с новым материала мы познакомились. Что-то непонятно? Какие вопросы есть ко мне?
2.Запишите предложения. Найдите причастные обороты. Выделите их графически. Постройте схему. (1 ученик работает у доски). Предложения:
1.Пожелтевшие от холода листья кружатся в воздухе.
2.Листья, пожелтевшие от холода, кружатся в воздухе.
! Хочу вам сказать, ребята, что есть одно условие постановки запятой при причастном обороте, стоящем перед определяемым словом. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
А сейчас разминка «Буратино».
3. Работа по вариантам. Задание: выпишите 1 вариант номера предложений с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, 2 вариант - номера предложений с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Можно посоветоваться с соседом по парте.
-
Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К.)
-
Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии. (Куприн А.)
-
По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом. (Паустовский К.)
-
В лесах стояла похрустывающая ледком тишина. (Паустовский К.)
-
Низко поплыли тёмные тучи гонимые южными ветрами. (Алексеев М.)
-
Стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень. (Паустовский К.)
-
С окутанных лёгким туманом деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А.)
-
Мы шли обочиной дороги сплошь покрытой бурыми листьями. (Куприн А.)
-
Внизу проплыли сопки покрытые розовым снегом…(Гагарин Ю.)
-
В комнату врывается пахнущий туманом и свежестью утра воздух. (Соколов-Микитов И.)
4.А сейчас послушайте сказку.
В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Которому, Которая, Которых. Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая мама- которая..., каждый папа - которое... Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: - Я король, который любит. - Любящий, - поправляла она. - Я тот, который восхищается вами. - Восхищающийся, - вторила она. - Годы, которые мне остались… - Оставшиеся… - Я хочу посвятить вам. - Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил или веривший, тот, который знает или знающий… Представьте, как обрадовались подданные короля!
5. - Ребята, после вмешательства принцессы Причастие язык стал ярче и выразительнее. Давайте убедимся в этом на примерах. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.
- Не забыли поставить запятые при причастном обороте?
6. А теперь работа в группах. Вставьте в этот текст причастные обороты так, чтобы получилась картина лунной ночи. Чей текст будет наиболее эмоциональным и выразительным, те и победили!
Летняя ночь, …, окутала усталую землю темнотой и …покоем. Мы сидели на …крыльце дачного домика и искали …первую звезду. Запах белой сирени, …, опьянял, а диск полной луны рождал …мечты.
Посмотрите, каким ярким и выразительным становится текст при употреблении причастий и причастных оборотов. Они очень часто выступают в роли эпитетов. - А что такое эпитет? И сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное причастному обороту (опережающее задание).
Слушают и выполняют работу (тест)
Самостоятельно выполняют проверку по ключу: 1.Да. 2.Нет. 3.Да 4. Нет. 5.Нет. 6.Да. 7.Да. 8.Нет.9.Да. 10. Нет.
Распределяют словосочетания и осуществляют проверку. 2 ученика работают у доски.
Правильный ответ:
1 группа: развевающееся знамя, работающий мастер, поседевший ветеран, побеждённый неприятель.
2 группа: развевавшееся на ветру, работающий на заводе, поседевший на войне, награждённый орденом.
Думают, рассуждают, высказывают предположения, что это вторая группа словосочетаний.
У причастий есть зависимые слова.
Причастный оборот.
Да.
Формулируют и записывают: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»
Отвечают: научиться находить в предложениях причастные обороты, знать правила постановки знаков препинания при них.
Учащиеся пытаются самостоятельно вывести правило: если причастный оборот находится после определяемого слова, то на письме выделяется запятыми, а если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми не выделяется.
Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, отмечают материал для заучивания.
Записывают предложения, ищут в них причастные обороты, выделяют графически, составляют схемы.
Выписывают номера предложений.
1вариант: 1, 4, 6, 7, 10
2 вариант: 2, 3, 5, 8, 9
Слушают сказку.
Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, окутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.
Эпитет - это красочное определение предмета.
Слушают стихотворение.
5 мин
4 мин
4 мин
4 мин
4 мин
2 мин
5 мин
7 мин
5.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель этапа для учителя:
дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.
Задачи:
-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;
- оценка работы класса и отдельных учащихся;
- формирование у учащихся навыков самоанализа;
- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.
Цель этапа для учащихся:
учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.
Задачи:
- осмысление своей деятельности на уроке;
-понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы:
репродуктивный.
Предполагаемый итог этапа:
обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.
- Итак, какие знания вы уносите с урока?
- Остались ли у вас вопросы по данной теме?
- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным?
Выставление отметок.
Домашнее задание, ребята, разное по уровню сложности.
На отметку «5»: составить 6 предложений с разной позицией причастного оборота по отношению к главному слову.
На отметку «4»: упражнение 835.
Индивидуальное задание: составить текст небольшой проверочной работы по данной теме.
Отвечают на вопросы.
3 мин