План-конспект урока по русскому языку на тему: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

В предлагаемой разработке обучение реализуется на основе технологии критического мышления. На всех этапах урока предполагается использование наглядных опор, усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний и адекватных им образцов применения знаний; применение упражнений, ориентированных на обобщение и дифференциацию языковых явлений, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

учителя муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области»

Гончаровой Ирины Анатольевны

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цели урока: - дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; - формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении; - развивать навыки самостоятельной и групповой работы, умение грамотно аргументировать свою позицию; - воспитывать интерес к слову.

Оборудование: учебник: УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. «Русский язык. Теория 5-9классы», М., «Дрофа», 2013г., «Русский язык. Практика. 7класс», М., «Дрофа», 2013г.; интерактивная доска, презентация, раэдаточный материал.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя:

мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.

Задачи:

-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;

-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.

Цель этапа для учащихся:

готовность и быстрое включение в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок.

Метод:

объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку.

Включение детей в деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Рада поработать с вами сегодня! Желаю удачи!






Включение в работу, самоопределение.

2 мин

2. Актуализация знаний

Цель этапа для учителя:

организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

-проверка усвоения материала учашимися при помощи тестового задания;

- организация самоконтроля для установления правильности выполнения задания.

Цель этапа для учащихся:

показать уровень знаний по изученному материалу.

Задачи:

- выбрать правильный ответ на поставленный вопрос,

- уметь проверять по ключу свою работу.

Метод:

тестирование.

Предполагаемый итог этапа:

-установление уровня знаний по изученному материалу;

-формирование умения осуществлять самоконтроль.




3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Цель этапа для учителя:

определить тему, цели и задачи изучения нового материала.

Задачи:

-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;

-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.

Задачи:

-проявление активности в постановке целей и задач урока;

- осознанное понимание целей и задач урока.

Метод:

проблемно-поисковый.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.



4.Усвоения новых знаний.

Цель этапа для учителя:

помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём.

Задачи:

-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.

Цель этапа для учащихся:

получить представление о причастном обороте и условиях его обособления.

Задачи:

умение находить причастный оборот в предложении, выделять его на письме запятыми.

Методы:

проблемно-поисковый, репродуктивный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».









Запишите, пожалуйста, число в своих рабочих тетрадях. Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, я предлагаю вам вспомнить изученное по теме «Причастие». Повторение будет проходить в форме теста, который называется «Верное \ неверное утверждение». Напоминаю условия: если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой пишите «Да», если не согласны, то - «Нет». На работу отводится 3 минуты.

1.Причастие-это знаменательная часть речи.

2. Причастие обозначает действие предмета.

3.Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы.

4.В предложении причастия выполняют функцию обстоятельства.

5.Качающийся мост. В данном словосочетании есть страдательное причастие.

6.Выполненная работа. В данном словосочетании есть страдательное причастие.

7. Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.

8. Цветок хорош. В данном предложении есть краткое причастие.

9 . Комната вымыта. В данном предложении есть краткое причастие.

10. Убранный. В данном причастии суффикс

-анн.

Время истекло. Положите ручки. Как вы думаете, правильно вы выполнили тест? Были сомнения? (Ответы нескольких учащихся.)

А теперь я попрошу вас выполнить самопроверку. Поставьте плюс напротив правильного ответа и минус напротив неправильного. Сколько ошибок допустили? Анализ неверных вариантов ответов.

1.На слайде даны словосочетания: развевающееся знамя, развевавшееся на ветру, работающий мастер, работающий на заводе, поседевший ветеран, поседевший на войне, награждённый орденом, побеждённый неприятель.

Задание: распределите словосочетания на 2 группы по схемам: «прич. + главное слово - сущ.» и «главное слово - прич. + сущ.»; запишите их в 2 столбика.

-А теперь, ребята, давайте подумаем, в какой группе находятся словосочетания, над которыми мы ещё не работали?

-Что между этими словосочетаниями общее?

- Как мы будем называть причастие с зависимыми словами?

- А как вы думаете, есть ли особенности в оформлении причастного оборота на письме?

-Сформулируйте тему. Запишите её в тетрадь.

- А каковы цели и задачи, исходя из темы урока?

1. - А теперь обратите внимание на предложения и схемы, вынесенные на интерактивную доску. Попробуйте самостоятельно вывести правило постановки знаков препинания при причастном обороте.

Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки.

[Х, | ПО |, …].

Пробежавший без оглядки год мало чем запомнился Антонине.

[| ПО | Х …].

Объяснение учителя о графическом выделении причастных оборотов на письме.

Теперь давайте познакомимся с теоретическим материалом (параграф 136) и выявим сведения, необходимые для заучивания.

-Итак, с новым материала мы познакомились. Что-то непонятно? Какие вопросы есть ко мне?

2.Запишите предложения. Найдите причастные обороты. Выделите их графически. Постройте схему. (1 ученик работает у доски). Предложения:

1.Пожелтевшие от холода листья кружатся в воздухе.

2.Листья, пожелтевшие от холода, кружатся в воздухе.

! Хочу вам сказать, ребята, что есть одно условие постановки запятой при причастном обороте, стоящем перед определяемым словом. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

А сейчас разминка «Буратино».

3. Работа по вариантам. Задание: выпишите 1 вариант номера предложений с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, 2 вариант - номера предложений с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Можно посоветоваться с соседом по парте.

  1. Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К.)

  2. Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии. (Куприн А.)

  3. По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом. (Паустовский К.)

  4. В лесах стояла похрустывающая ледком тишина. (Паустовский К.)

  5. Низко поплыли тёмные тучи гонимые южными ветрами. (Алексеев М.)

  6. Стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень. (Паустовский К.)

  7. С окутанных лёгким туманом деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А.)

  8. Мы шли обочиной дороги сплошь покрытой бурыми листьями. (Куприн А.)

  9. Внизу проплыли сопки покрытые розовым снегом…(Гагарин Ю.)

  10. В комнату врывается пахнущий туманом и свежестью утра воздух. (Соколов-Микитов И.)

4.А сейчас послушайте сказку.

В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Которому, Которая, Которых. Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая мама- которая..., каждый папа - которое... Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: - Я король, который любит. - Любящий, - поправляла она. - Я тот, который восхищается вами. - Восхищающийся, - вторила она. - Годы, которые мне остались… - Оставшиеся… - Я хочу посвятить вам. - Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил или веривший, тот, который знает или знающий… Представьте, как обрадовались подданные короля!

5. - Ребята, после вмешательства принцессы Причастие язык стал ярче и выразительнее. Давайте убедимся в этом на примерах. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

Тучи, которые тают вдали.

Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал школьник.

Земля, которую освещает солнце.

Дома, которые стоят по краю дороги.

Небо, которое грозно потемнело.

- Не забыли поставить запятые при причастном обороте?

6. А теперь работа в группах. Вставьте в этот текст причастные обороты так, чтобы получилась картина лунной ночи. Чей текст будет наиболее эмоциональным и выразительным, те и победили!

Летняя ночь, …, окутала усталую землю темнотой и …покоем. Мы сидели на …крыльце дачного домика и искали …первую звезду. Запах белой сирени, …, опьянял, а диск полной луны рождал …мечты.


Посмотрите, каким ярким и выразительным становится текст при употреблении причастий и причастных оборотов. Они очень часто выступают в роли эпитетов. - А что такое эпитет? И сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное причастному обороту (опережающее задание).

Слушают и выполняют работу (тест)







Самостоятельно выполняют проверку по ключу: 1.Да. 2.Нет. 3.Да 4. Нет. 5.Нет. 6.Да. 7.Да. 8.Нет.9.Да. 10. Нет.


Распределяют словосочетания и осуществляют проверку. 2 ученика работают у доски.

Правильный ответ:

1 группа: развевающееся знамя, работающий мастер, поседевший ветеран, побеждённый неприятель.

2 группа: развевавшееся на ветру, работающий на заводе, поседевший на войне, награждённый орденом.

Думают, рассуждают, высказывают предположения, что это вторая группа словосочетаний.

У причастий есть зависимые слова.

Причастный оборот.

Да.

Формулируют и записывают: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Отвечают: научиться находить в предложениях причастные обороты, знать правила постановки знаков препинания при них.

Учащиеся пытаются самостоятельно вывести правило: если причастный оборот находится после определяемого слова, то на письме выделяется запятыми, а если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятыми не выделяется.



Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, отмечают материал для заучивания.


Записывают предложения, ищут в них причастные обороты, выделяют графически, составляют схемы.



Выписывают номера предложений.

1вариант: 1, 4, 6, 7, 10

2 вариант: 2, 3, 5, 8, 9



Слушают сказку.









Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, окутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

Эпитет - это красочное определение предмета.

Слушают стихотворение.

5 мин










4 мин










4 мин








4 мин





4 мин







2 мин







5 мин




7 мин




5.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель этапа для учителя:

дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.

Задачи:

-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;

- оценка работы класса и отдельных учащихся;

- формирование у учащихся навыков самоанализа;

- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.

Цель этапа для учащихся:

учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

Задачи:

- осмысление своей деятельности на уроке;

-понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы:

репродуктивный.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

- Итак, какие знания вы уносите с урока?

- Остались ли у вас вопросы по данной теме?

- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?

- Что было трудным?

Выставление отметок.

Домашнее задание, ребята, разное по уровню сложности.

На отметку «5»: составить 6 предложений с разной позицией причастного оборота по отношению к главному слову.

На отметку «4»: упражнение 835.

Индивидуальное задание: составить текст небольшой проверочной работы по данной теме.

Отвечают на вопросы.

3 мин


© 2010-2022