Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе Пояснительная записка

Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МКОУ Грибановской СОШ№1, характеризующий систему организации преподавания русского языка и литературы по учебному курсу «Литература».

Основой рабочей программы «Литература» в 9 классе на базовом уровне является реализация главных целей изучения предмета «Литература».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие принципы обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, способной чутко и вдумчиво относиться к художественному слову;

  • развитие познавательных интересов, коммуникативных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, читательской зоркости; повышение читательской компетенции учащихся; повышение интереса к искусству слова;

  • освоение основного материала о русской литературе, осознание ее духовно-нравственного и эстетического значения; изучение элементов поэтики и особенностей их функционирования в творческой деятельности писателя; приобретение знаний о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых литературоведческих знаний; умением выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;

  • обучение учащихся определять тему, проблему и идею произведения, выявлять функцию художественных деталей, пейзажев, портретных характеристик; ознакомление с типологией тем, проблем, конфликтов, портретов, изобразительно-выразительных средств.

Рабочая программа составлена на основе

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. - 4-е изд., перереб. - М.:Мнемозина, 2009. - 110с.,

  • Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5 - 9классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 176с. - (Стандарты второго поколения);

  • «Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2010г.,

  • Базисного учебного плана МКОУ Грибановской СОШ№1 по осуществлению образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году,

Рабочая программы «Литература» 9 класса ориентирована на использование УМК:


  • «Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2010 г.,

  • «Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ под редакцией Г.И. Беленького.- М: Мнемозина, 2008 г

  • «Универсальные поурочные разработки по литературе», 9 класс.- М: изд. «ВАКО», 2010г.;

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 - 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. - 4-е изд., перереб. - М.:Мнемозина, 2010. - 110с.,

Программа рассчитана на 105 часов учебного времени, 3 часа в неделю.

Из них на проведение уроков развития речи - 6 ( 5 классных сочинений и 1 домашнее сочинение).Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МКОУ Грибановской СОШ№1, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Контекст: литературный контекст, биографический контекст, исторический контекст, культурологический контекст.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, художественное время и пространство (хронотоп), изображенный мир, интерьер, функции интерьера (обозначение места и времени действия, средство создания образа человека, форма присутствия автора, средство создания образа эпохи).

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха. Гипербола. Аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, парцелляция, умолчание.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

1. Дифференцированные практические задания, основанные на программном или дополнительном литературном материале, предполагающий целостный или выборочный его анализ.

2. Выразительное чтение, чтение по ролям.

3. Создание творческих и научных работ.

4. Создание ассоциативных цепочек и сравнительных анализов.

5. Заучивание наизусть.



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

105 часов

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения

1.

Введение. Общее понятие об истории русской ли-

тературы. Основные этапы развития русской лите- ратуры.

1


Литература Древней Руси


2.

Общая характеристика древнерусской литературы.

1

3.

"Слово о Полку Игореве" . Историческая основа, сюжет и композиция.

1

4.

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Связь поэмы с народной поэзией.

1

5.

Р.р.Составление сложного плана сочинения на литературную тему. Употребление цитат.

Домашнее сочинение по "Слову о полку Игореве"

1


Литература 18 века


6.

Общая характеристика литературы 19 века. Сведения о классицизме.

1

7.

М.В .Ломоносов. Слово о поэте.

1

8

Прославление мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. Ломоносов - реформатор языка и стихотворной речи.

1

9, 10, 11

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. "Недоросль". Сатирическая направленность комедии. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Язык комедии. Элементы классицизма в комедии.

3

12, 13

А.Н.Радищев. Жизненный подвиг Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву"(избранные главы).Вопрос о праве человека на личную свободу. Вера в великое будущее России.

2

14.

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

«Властителям и судиям» (фрагменты). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий. (поворот поэзии к реальной жизни).

1

15-16

Н.М.Карамзин. Сентиментализм в литературе.

«Бедная Лиза» . Внимание к внутреннему миру «простого человека». Язык повести.

2


Литература первой половины 19 века.


17.

Особенности развития литературы, первой половины XIX века. Романтизм и реализм в литературе.

1

18.

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного. Романтизм поэта. Жуковский -переводчик.

1

19.

В.А.Жуковский- автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным» «Море».

1

20.

А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества.

1

21.

Комедия "Горе от ума" - картина нравов, галерея живых типов, острая сатира. Знакомство с героями. Особенности конфликта. Чтение и анализ 1 действия.

1

22.

Защитники моральных устоев "века минувшего" и представители молодого поколения в комедии.

Обучение анализу монолога.

1

23.

Р.р.. Анализ сцены бала (3 действие)

1

24.

Смысл названия комедии "Горе от ума". Новаторство и традиции.

1

25.

Нравственный идеал автора в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1

26.

Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.

«Горе от ума» в оценке русской критики.

1

27, 28.

Р. Р. Подготовка к сочинению.

Классное сочинение №1 по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2

29.

ВН.ЧТ. Современная драматургия. А. Вампилов «Старший сын». Нравственная проблематика пьесы.

1

30.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

31.

Пушкин в Петербурге «1817 -1820гг.» Свобода, творчество, любовь - три стихии духа в лирике Пушкина( «Во глубине сибирских руд..», «Анчар», «К Чаадаеву»)

1

32.

Свобода, творчество, любовь - три стихии духа в лирике Пушкина.( «К..», «Я вас любил…»,«На холмах Грузии лежит ночная мгла».)



1

33.

Свобода, творчество, любовь - три стихии духа в лирике Пушкина. («Пророк», «Я памятник себе воздвиг..»)


1

34.

Образы природы в лирике Пушкина.

1

35.

Биографизм, высокий нравственный смысл лирики Пушкина.

1

36.

«Внутренняя красота человека» (В.Г.Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина

1

37.

ВН.ЧТ. Поэты ХХ века о Пушкине

1

38.

Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах.

1

39.

Образ автора. Широта охвата действительности

1

40.

Главные герои романа, причины их жизненной драмы.

1

41.

Богатство и своеобразие языка «Онегинская строфа».

1

42.

«Евгений Онегнин» - первый реалистический ро- ман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

1


43.

«Пиковая дама» . Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного , незаурядного человека

«Моцарт и Сальери» Проблема таланта, гения. Злая сила зависти.


1

44-45.

Р.р. Подготовка к сочинению

Классное сочинение №2 по творчеству А.С.Пушкина

2

46.

М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.

1

47.

Лирический герой в поэзии Лермонтова. Тема лермонтовской лирики.

1

48.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

49.

Поэзия любви.

1

50.

Мотивы вольности и гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

51.

Тема Родины, природы в лирике поэта. Моё люби мое стихотворение М.Ю. Лермонтова. (Восприятие, истолкование, оценка).

1

52.

«Герой нашего времени». История души человека не нашедшего высокой цели в жизни

1

53-54.

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречие его натуры

2

55.

Роль других действующих лиц в раскрытии его характера.

1

56.

Особенности композиции романа

1

57.

Печорин и Онегин

1

58.

Оценка романа в русской критике

1

59, 60.

Р.р. Подготовка к сочинению

Классное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова.

2

61.

ВН.ЧТ.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Судьбы детей в тоталитарном государстве.

1

62.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи)

1

63, 64.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

2

65.

«Мёртвые души». Особенности сюжета, система образов, своеобразие жанра.

1

66.

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Русь помещичья, чиновничья, на- родная.

1

67.

Типичность характеров, способы их обрисовки. Их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

1

68.

Идейно-композиционное значение образа Чичикова.

1

69.

Образ автора. Единство сатирического и и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.

1

70.

«Мертвые души» в оценке русской критики

1

71, 72

Р.р. Подготовка к сочинению.

Классное сочинение № 4 по поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души».

2

73.

Тестирование по теме «Литература первой половины 19 века»

1


Литература второй половины XIX века


74.

А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди -сочтемся». Тишка -Подхалюзин- Большов -три этапа формирования купца-самодура. Реализм Островского («пьесы жизни»).

1

75.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Основные темы лирики. Городские мотивы в лирике поэта.

1

76.

«Размышления у парадного подъезда»

1

77.

Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

1

78.

Любовная лирика Н.А. Некрасова( трагические перипетии любовного чувства). Понятие о лирическом герое.

1

79.

Р.Р. Анализ поэтического текста.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова.

1

80.

Ф .М. Достоевский. Краткий очерк жизни и творчества. «Бедные люди». Мысли писателя о самоценности и внутренней свободе человека.

1

81.

Традиции Пушкина и Гоголя в изображении «маленького человека». Особенности языка повести.

1

82.

ВН.ЧТ. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение в повести позиций альтруизма.

1

83.

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Замысел авто- биографической трилогии и его воплощении.

1

84.

Три эпохи жизни человека в трилогии Л.Н. Толстого. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей.

1

85.

Р.Р. Приёмы психологического самоанализа героя. Анализ главы «Я проваливаюсь».

1


Литература ХХ века


86.

А.А. Блок. Блок и его время. Тема Родины в лирике А.А. Блока.

1

87.

Живое ощущение связи времён - прошлого, на стоящего, будущего - в лирике поэта

1

88.

Любовная лирика А.А. Блока. Роль символов. Музыка стиха

1

89, 90.

В. В. Маяковский. Слово о поэме. Лирика Маяков- ского: темы, идеи. Звуковая инструментовка языка, своеобразие рифмы. Юмор и патетика. «Хорошее отношение к лошадям».

2

91.

Маяковский - сатирик. Сочетание лирики и сатиры, как одна из особенностей поэзии Маяковского

1

92.

С.А. Есенин. Поэтические образы Есенина. Родина и родная природа как источник лирических переживаний.

1

93.

Предельная искренность и глубокий лиризм есенинской поэзии. Живописность - народная основа языка лирических произведений.

1

94.

Сострадание и чувство причастности «ко всему живому» в лирике С. Есенина. («Собаке Качалова»)

1

95, 96

Р.р. Подготовка к сочинению.

Классное сочинение № 5 по произведению одного из поэтов 20 века.

2

97, 98, 99

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав). Шариков и Шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков - сатирик.

3

100, 101

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. От судьбы человека к судьбе человечества. Роль пейзажей и портретных зарисовок.

2

102, 103

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Смысл «праведничесва» в героине рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра.

2

104

Р.р.Сочинение «Моё любимое произведение»

1

105

Итоговый урок. Завершая курс IX класса.

1





© 2010-2022