- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль и позиция. Уроки доброты и нравственности
Роль и позиция. Уроки доброты и нравственности
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новоселова М.Е. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Роль и позиция.
Уроки доброты и нравственности
Цель урока:
формирование нравственности и доброты через рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», развитие коммуникативной, учебно-познавательной, регулятивной компетенций учащихся
Задачи:
Предметная - развивать навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения текста и устной речи, умение давать элементы характеристики литературных героев
Метапредметная - формировать мышление через установление причинно - следственных связей, личностно - ориентированный подход, проблемно - собственную систему мировоззрения.
Личностная - воспитывать на примере литературных героев нравственные качества по отношению к себе и окружающим; осуществлять подготовку к реальной жизни через проблемное обучение.
Ход урока:
1.Вступительное учителя:
-Сегодня у нас не совсем обычный урок литературы. В уроке мы выделим две темы. Первая тема урока «Роль и позиция». Вторую, предметную тему, вы сформулируете сами в процессе работы. Эпиграфом к нашей первой теме послужат слова английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира
Весь мир театр,
а люди в нем актеры.
У. Шекспир
2. Проблемный вопрос:
-Давайте подумаем, в каких жизненных ситуациях нам встречаются слова: «Роль» и «Позиция»?
-Из каких источников мы можем взять информацию, чтобы расширить для себя значения этих слов?
3.Словарная работа (словарь синонимов, толковый словарь):
-Какое отношению имеют эти понятия к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»?
-В каком лексическом значении нас интересуют эти слова?
4.Беседа по вопросам:
-В жизни мы с вами всегда одинаковые или разные?
-Хорошо это или плохо?
Слово учителя: Давайте попробуем разобраться на примере героев рассказа.
5.Характеристика главного героя:
-Всегда ли главный герой одинаков?
-Какой он?
-Как зовут главного героя?
-Какое имя вы бы дали ему? Почему?
-Всегда ли поступки главного героя правильны? (Нет, он стал играть на деньги)
-Мы пониманием, почему он изменил свою роль положительного героя?
Слово учителя: На предыдущих уроках мы уже говорили о тяжелой жизни людей в послевоенное время. Все жили в одинаковых условиях, каждый старался выжить, как мог. И каждый выживал по-разному.
-В каких ситуациях мы чаще всего меняемся?
-Как вы считаете, на каких эпизодах рассказа мы можем остановиться, чтобы проследить как меняется роль героев.
6.Анализ эпизода «Игра в чику»:
Задание: Определим роли и позицию героев.
-Как изначально Вадик относился к выигрышам главного героя?
-Вам нравится Вадик?
-Почему изменилось наше отношение к нему?
-Почему изменился Вадик? (Роль меняет позицию человека)
7.Выразительное чтение и анализ диалога (страница 120):
-Почему Вадик и Птаха вызывают у нас неприязнь?
-Как вы оцениваете их поведение? (Это позиция эгоистов)
-Почему изменилась их роль? (Изменилась позиция)
-Какой вывод для себя сделал главный герой?
8.Работа с иллюстрацией (страница 123):
-Удалось ли художнику И. Пчелко передать роли героев в рассказе?
-Кого из героев мы видим?
(Главная и второстепенные роли героев, роль пейзажа составляют единство: роли - разные, а позиция одна)
9.Характеристика образа Лидии Михайловны:
-Кто из героев рассказа понял позицию мальчика?
-Какова роль учителя в жизни любого человека?
-Перечислите качества, которыми должен обладать учитель?
-Какие черты характера отличают Лидию Михайловну?
-Как она относится в мальчику?
-Какие хитрости придумывает, чтобы облегчить жизнь своего ученика?(Дополнительные занятия дома, посылка, игра в «пристенок»)
-Разве это правильно, что учительница играет на деньги со своим учеником?
-Почему хитрость Вадика, Птахи, Федьки мы не прощаем, а хитрость Лидии Михайловны принимаем? ( Ее позиция - позиция добра и милосердия во благо другим. Единственный способ помочь мальчику - изменить свою роль)
10.Образ директора:
-Какова позиция директора? Что было для него главным - стремление помочь или желание наказать? ( Чтение эпизода)
-Согласны ли вы, что этот поступок «Преступление. Растление. Совращение».
-Зачем автор нам говорит, что директор воевал? (Не хочет, чтобы мы осуждали человека. Директор - черствый человек, его душа испорчена войной.)
-Как ведет себя учительница во время прихода директора? (Не теряет чувство собственного достоинства. Это роднит ее с главным героем рассказа.)
-Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика? ( Он узнал, что он не одинок, на свете есть доброта, отзывчивость, любовь.)
11.Рефлексия. Итог урока:
-В чем смысл эпиграфа? Прав ли Шекспир? (Да, в жизни мы, как и в театре, меняем свою роль от обстоятельств)
-Хорошо ли это или плохо? (В данном случае это очень хорошо)
-Как мы назовем наш урок? (Учащиеся предлагают темы, включающие понятия доброта, нравственность...) Допишем эту тему:"Уроки доброты и нравственности"
-Что мы делали на уроке, чтобы сформулировать тему? (Работали со словарями, анализировали эпизоды рассказа, рассматривали иллюстрации, сопоставляли и сравнивали героев, выявляли их роль и позицию)
-Какое чувство вызвал у вас сегодняшний разговор? Над чем заставил задуматься?
-Как вы оцениваете свою роль на уроке?
-Доволен своей работой, потому что...
-Не очень доволен, потому что...
-Доволен своей работой, потому что...
Слово учителя: наш урок заканчивается, мне понятна ваша позиция, эта позиция главных героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»людей честных, благородных, неравнодушных и способных делать добро. От этой позиции зависит и ваша жизненная роль. Я верю, что каждый из вас вырастет добрым, способным прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.
И пусть это яблоко останется в сердце каждого из вас и будет напоминанием о великом произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».
Звучит песня «Дорогою добра» (учитель раздает яблоки).
12.Домашнее задание: написать письмо В.Г.Распутину."Что бы я спросил у писателя?"