Роль и позиция. Уроки доброты и нравственности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Роль и позиция.

Уроки доброты и нравственности

Цель урока:

формирование нравственности и доброты через рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», развитие коммуникативной, учебно-познавательной, регулятивной компетенций учащихся

Задачи:

Предметная - развивать навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения текста и устной речи, умение давать элементы характеристики литературных героев

Метапредметная - формировать мышление через установление причинно - следственных связей, личностно - ориентированный подход, проблемно - собственную систему мировоззрения.

Личностная - воспитывать на примере литературных героев нравственные качества по отношению к себе и окружающим; осуществлять подготовку к реальной жизни через проблемное обучение.

Ход урока:

1.Вступительное учителя:

-Сегодня у нас не совсем обычный урок литературы. В уроке мы выделим две темы. Первая тема урока «Роль и позиция». Вторую, предметную тему, вы сформулируете сами в процессе работы. Эпиграфом к нашей первой теме послужат слова английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира

Весь мир театр,

а люди в нем актеры.

У. Шекспир

2. Проблемный вопрос:

-Давайте подумаем, в каких жизненных ситуациях нам встречаются слова: «Роль» и «Позиция»?

-Из каких источников мы можем взять информацию, чтобы расширить для себя значения этих слов?

3.Словарная работа (словарь синонимов, толковый словарь):

-Какое отношению имеют эти понятия к рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»?

-В каком лексическом значении нас интересуют эти слова?

4.Беседа по вопросам:

-В жизни мы с вами всегда одинаковые или разные?

-Хорошо это или плохо?

Слово учителя: Давайте попробуем разобраться на примере героев рассказа.

5.Характеристика главного героя:

-Всегда ли главный герой одинаков?

-Какой он?

-Как зовут главного героя?

-Какое имя вы бы дали ему? Почему?

-Всегда ли поступки главного героя правильны? (Нет, он стал играть на деньги)

-Мы пониманием, почему он изменил свою роль положительного героя?

Слово учителя: На предыдущих уроках мы уже говорили о тяжелой жизни людей в послевоенное время. Все жили в одинаковых условиях, каждый старался выжить, как мог. И каждый выживал по-разному.

-В каких ситуациях мы чаще всего меняемся?

-Как вы считаете, на каких эпизодах рассказа мы можем остановиться, чтобы проследить как меняется роль героев.

6.Анализ эпизода «Игра в чику»:

Задание: Определим роли и позицию героев.

-Как изначально Вадик относился к выигрышам главного героя?

-Вам нравится Вадик?

-Почему изменилось наше отношение к нему?

-Почему изменился Вадик? (Роль меняет позицию человека)

7.Выразительное чтение и анализ диалога (страница 120):

-Почему Вадик и Птаха вызывают у нас неприязнь?

-Как вы оцениваете их поведение? (Это позиция эгоистов)

-Почему изменилась их роль? (Изменилась позиция)

-Какой вывод для себя сделал главный герой?

8.Работа с иллюстрацией (страница 123):

-Удалось ли художнику И. Пчелко передать роли героев в рассказе?

-Кого из героев мы видим?

(Главная и второстепенные роли героев, роль пейзажа составляют единство: роли - разные, а позиция одна)

9.Характеристика образа Лидии Михайловны:

-Кто из героев рассказа понял позицию мальчика?

-Какова роль учителя в жизни любого человека?

-Перечислите качества, которыми должен обладать учитель?

-Какие черты характера отличают Лидию Михайловну?

-Как она относится в мальчику?

-Какие хитрости придумывает, чтобы облегчить жизнь своего ученика?(Дополнительные занятия дома, посылка, игра в «пристенок»)

-Разве это правильно, что учительница играет на деньги со своим учеником?

-Почему хитрость Вадика, Птахи, Федьки мы не прощаем, а хитрость Лидии Михайловны принимаем? ( Ее позиция - позиция добра и милосердия во благо другим. Единственный способ помочь мальчику - изменить свою роль)

10.Образ директора:

-Какова позиция директора? Что было для него главным - стремление помочь или желание наказать? ( Чтение эпизода)

-Согласны ли вы, что этот поступок «Преступление. Растление. Совращение».

-Зачем автор нам говорит, что директор воевал? (Не хочет, чтобы мы осуждали человека. Директор - черствый человек, его душа испорчена войной.)

-Как ведет себя учительница во время прихода директора? (Не теряет чувство собственного достоинства. Это роднит ее с главным героем рассказа.)

-Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика? ( Он узнал, что он не одинок, на свете есть доброта, отзывчивость, любовь.)

11.Рефлексия. Итог урока:

-В чем смысл эпиграфа? Прав ли Шекспир? (Да, в жизни мы, как и в театре, меняем свою роль от обстоятельств)

-Хорошо ли это или плохо? (В данном случае это очень хорошо)

-Как мы назовем наш урок? (Учащиеся предлагают темы, включающие понятия доброта, нравственность...) Допишем эту тему:"Уроки доброты и нравственности"

-Что мы делали на уроке, чтобы сформулировать тему? (Работали со словарями, анализировали эпизоды рассказа, рассматривали иллюстрации, сопоставляли и сравнивали героев, выявляли их роль и позицию)

-Какое чувство вызвал у вас сегодняшний разговор? Над чем заставил задуматься?

-Как вы оцениваете свою роль на уроке?

-Доволен своей работой, потому что...

-Не очень доволен, потому что...

-Доволен своей работой, потому что...

Слово учителя: наш урок заканчивается, мне понятна ваша позиция, эта позиция главных героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»людей честных, благородных, неравнодушных и способных делать добро. От этой позиции зависит и ваша жизненная роль. Я верю, что каждый из вас вырастет добрым, способным прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.

И пусть это яблоко останется в сердце каждого из вас и будет напоминанием о великом произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».

Звучит песня «Дорогою добра» (учитель раздает яблоки).

12.Домашнее задание: написать письмо В.Г.Распутину."Что бы я спросил у писателя?"

© 2010-2022