Конспект урока по литературе на тему Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока литературы

на тему

«Дружба и друзья в лирике

А.С. Пушкина»

Цель урока: тема дружбы в стихотворениях разных периодов творчества А.С. Пушкина.

Стихотворения для анализа: «К Пущину»(1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Что составляет содержание мелких пьес Пушкина?

Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее

обладавшие поэтом и бывшие непосредственным

источником счастия и горя всей его жизни.

В.Г. Белинский

Ход урока.

1. Реализация домашнего задания.

Учащиеся делают сообщения о лицейских друзьях А.С. Пушкина (И.И. Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер).

2. Вступительное слово учителя.

Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

3. Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Проблемы возникновения поэта. Знакомство Пушкина с литературой, в основном с французской; он осваивает литературный мир так же, как ребенок осваивает окружающий ми: начинает с подражания сюжетам, темам, жанрам, образам.

Можно сделать небольшой экскурс в историю лицейских лет А. Пушкина, подчеркнув дух творчества, свободы, поощрявшийся начальством; добрые взаимоотношения преподавателей и лицеистов, строившиеся на принципах уважения, а не палочной дисциплины; привести курьезные случаи.

Обратим внимание на преобладающий лирический жанр - дружеское послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

(«Разлука», 1817)

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простерлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

(«Элегия», 1817)

Следует отметить пушкинскую преданность друзьям, которую он пронесет через всю свою жизнь.

Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

(«19 октября», 1825)

Анакреонтические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

- Анакреон - древнегреческий поэт, воспевавший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни. Легкое направление поэзии в честь Анакреона и его последователей получило название «Анакреонтика». Анакреонтическим мотивом ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

- Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) - наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

Появление анакреонтических и эпикурейских мотивов связано прежде всего с влиянием «легкой» поэзии Батюшкова.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты», 1814; «Мое завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание», «К Пущину», 1815)

Дай Бог, чтоб я, с друзьями

Встречая сотый май,

Покрытый сединами,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину», 4 мая 1815)

Ребята! Обратите внимание, как в лирике Пушкина прослеживается связь темы дружбы и темы поэта и поэзии. В письме к Гнедичу (1821) Пушкин так характеризует свою поэзию:

И дружбе легкие посланья

Пишу без строгого старанья.

Ценность своих стихов Пушкин видит в их оценке друзьями:

Сей плод небрежный вдохновенья,

Без подписи, в твоих руках

На скромных дружеских листках

Уйдет от общего забвенья…

Но пусть напрасен будет труд,

Твоею дружбой вдохновленный,

Мои стихи пускай умрут -

Глас сердца, чувства неизменны

Наверно их переживут.

(«В альбом Илличевскому», 1817)

Южный период (1820-1824)

1. Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

(Из письма к Я.Я. Толстому, 1821)

Воспоминания о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:

Горишь ли ты, - лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках веселых остряков?

(Из письма к Я.Я. Толстому, 1821)

Речь идет о заседаниях литературного общества «Зеленая лампа», упоминаются братья Н. и А. Всеволожские, Ф.Ф. Юрьев, Д.Барков, который читал на заседаниях театральную хронику, а также актрисы А. Колосова и Ек. Семенова.

2. Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

(«Чадаеву», 1821)

3. Дружеская переписка не прерывается течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

(«Дельвтгу», 1821)

4. Пир друзей - пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени).

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха буйный пир,

Пи кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

(«Друзьям», 1822)

Позднее творчество (конец 1820-х-30-е годы).

1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например такой знакомый любимым Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят -

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2. Индивидуальные характеристики, как правило, появляются в раннем творчестве («Пирующие студенты», 1814). Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828).

3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как о раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. «Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке. Тема памяти о дружбе, надежды - основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Домашнее задание.

Наизусть выучить стихотворение «Пущину»; чтение - поэма «Цыганы».


© 2010-2022