«Пакет дидактических материалов по теме «Словосочетание»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Зилаирский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сабырово»










На районный конкурс методических

разработок по русскому языку и

литературе «Мой лучший урок с

применением современных технологий

и методик» в номинации:



«Пакет дидактических материалов по теме «Словосочетание».



Составила: Атангулова Ляля Идрисовна

учитель русского языка и

литературы МОБУ «СОШ с.

Сабырово».

Сабырово-2014

Дидактический материал по теме «Словосочетание»

Составила Атангулова Л.И. учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Дидактический материал по теме «Словосочетание» содержит карточки по русскому языку, основное назначение которых дополнить практическую часть учебника русского языка при изучении словосочетаний и помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к обучению. Карточки составлены в соответствии с программой и «Обязательным минимумом» содержания образовательных программ по русскому языку. Задания по теме «Словосочетание» может быть использованы в качестве универсального в 5-11-х классах, изучающих русский язык по разным программам. Применение на уроке таких видов работ имеет свой успех в том, что ведётся индивидуальная работа с учащимися. Разноуровневые карточки помогают укреплению знаний всех учеников, а также способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Задания дидактического материала окажет существенную помощь учителям средних школ при подготовке к урокам, а также может быть полезно выпускникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

ЗАДАНИЕ № 1

Образуйте словосочетания с данными словами, подбирая к ним зависимые.

1) Спектакль,

2) концерт,

3) фильм,

4) встреча,

5) артисты,

6) песни,

7) исполнить,

8) аплодировать,

9) играть,

10) знакомый,

ЗАДАНИЕ № 2

Спишите словосочетания. Обозначьте знаком Х главное слово. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите вид подчинительной связи словосочетаний.

1) Оперный театр,

2) зрительный зал,

3) праздничный концерт,

4) сельскохозяйственная выставка,

5) открытие выставки,

6) любовь к природе,

7) охрана природы,

8) пассажирский поезд,

9) говорить в микрофон,

10) говорить громко,

11) путешествие по стране.

ЗАДАНИЕ 3

Выпишите словосочетания со способом связи согласование

  1. Желание учиться,

  2. осенний день,

  3. известный адмирал,

  4. из-за религиозного фанатизма,

  5. усердно работать,

  6. речь москвича,

  7. внутренне связанный,

  8. той тяги,

  9. свежеиспеченный хлеб,

  10. говорил улыбаясь,

  11. приехал летом,

  12. спокойно размышлять,

  13. роскошный наряд,

14) мое мнение,

1 5) эта девушка.

Задание 4

Выпишите словосочетания со способом связи управление

1) Помочь другу,

2) кадетский корпус,

3) путешествие по стране,

4) на поэтическом горизонте,

5) привлечь искренностью,

6) неизменно блистать,

7) программа лицея,

8) разговаривать по-французски

9) мне нравится,

10) построю дворцы,

11) пошли купаться,

12) помахивая платком,

13) читал выразительно,

Задание 5

Выпишите словосочетания со способом связи примыкание

  1. Читать в подлиннике,

  2. борьба с саранчой,

  3. официально обставленная,

  4. написано с умом,

  5. его эпиграмма,

  6. основано Пушкиным,

  7. подневольность положения,

  8. трагически уединенная,

  9. быстро идти,

10) новый дом,

11) заплакавшая девочка,

12) входить в комнату,

13) дочь генерала,

14) читать лежа,

15) упасть навзничь.

Задания 6

1. Из предложения выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование:

Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

2. Из предложения выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание: Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

3. Из предложения выпишите словосочетание с подчинительной связью управление:

Впервые вижу его днем.

ЗАДАНИЕ 7. Определите способы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

ВАРИАНТ 1.

1) Туманные видения ,

2) крик журавлей,

3) прощались с Россией

4) громко кричали

5) ветка рябины

6) читая рукопись

7) мороженое мясо

8) молчаливо облетает

9) из солнечной чешуи

10) видеть море

11) пропала усталость

12) в минувшем году

13) ровно синела

14) вам кажется

15) звучал отчетливо

17) сидел не шевелясь

18) серебристые звезды

19) ждать томительно

20) удивительный вечер

21) работать по-новому

22) уехал учиться

23) предостеречь от ошибки

24) холодный туман

25) блестит на солнце

26) дунуло прохладой

27) вдруг затихло

28) густые волосы

29) танцевали красиво

30) журавлиный крик

ВАРИАНТ 2.

1) Поблагодарить отца

2) в тяжких условиях

3) своим делом

4) подчинил себе

5) ходить в школу

6) принять помощь

7) очень непонятно

8) поздно ночью

9) непрекращающиеся дожди

10) бежать к озеру

11) по-зимнему холодно

12) сухой лист

13) сверкая на снегу

14) поднялся величаво

15) освещение в аудитории

16) дремучие леса

17) аукцион картин

18) сестрицына игрушка

19) желание повторить

20) измокшие заборы

21) смотрят уныло

22) необычайной стройностью

23) воплотила в себе

24) отменным вкусом

25) проходя по галерее

26) чистота линий

27) державной мощью

28) потребность пить

29) наградила тебя

30) духовный потенциал

ЗАДАНИЕ 8.

Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управления:

1) Дедов любимец

2) тетрадный листок

3) звездный океан

4) родительское собрание

5) каторжные работы

6) асфальтовая дорожка

7) писчая бумага

8) душевное состояние

9) кожаный портфель

10) душевная потребность

11) польский город

12) (по) каменным лестницам

13) (в) горном селе

14) Люсина мама

15) Лялиной красотой

16) бумажных голубей

17) скифские курганы

18) яблочного пирога

19) мраморные колонны

20) печным воздухом

Задание 9.

Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласования:

1) Колосьев ржи

2) голос отца

3) воздухом печей

4) кусты черники

5) статью из газеты

6) качества человека

7) варенье из слив

8) традиции семьи

9) перегородка из дерева

10) выставка для молодежи

11) памятник из мрамора

12) крючок рыболова

13) шкаф для книг

14) тишина ночи

15)хвост лисы

16) подушка из пуха

17) испуг малыша

18) опоры из бетона

19) реки Сибири

20) неаккуратность в одежде

Задание 10.

Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управления:

1) нетерпеливо спрашивает

2) поставил восторженно

3) тревожно повторяет

4) говорит вздыхая

5) сказал волнуясь

6) разговаривал застенчиво

7) взволновали выразительно

8) радостно взвизгивал

9) сладко пахло

10)возвратились поздно

11)слушали внимательно

12)рассказывать увлеченно


Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Зилаирский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сабырово»










На районный конкурс методических

разработок по русскому языку и

литературе «Мой лучший урок с

применением современных технологий

и методик» в номинации:



«Пакет дидактических материалов по теме «Грамматическая основа предложения»



Составила: Атангулова Ляля Идрисовна

учитель русского языка и

литературы МОБУ «СОШ с.

Сабырово».

Сабырово-2014

Дидактический материал по теме «Грамматическая основа предложения»

Составила Атангулова Л.И. учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Дидактический материал по теме «Грамматическая основа предложения» содержит карточки по русскому языку, основное назначение которых дополнить практическую часть учебника русского языка при изучении главных членов предложения и помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к обучению. Карточки составлены в соответствии с программой и «Обязательным минимумом» содержания образовательных программ по русскому языку. Задания по теме «Грамматическая основа предложения» может быть использованы в качестве универсального в 5-11-х классах, изучающих русский язык по разным программам. Применение на уроке таких видов работ имеет свой успех в том, что ведётся индивидуальная работа с учащимися. Разноуровневые карточки помогают укреплению знаний всех учеников, а также способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Задания дидактического материала окажет существенную помощь учителям средних школ при подготовке к урокам, а также может быть полезно выпускникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Главные члены предложения

Задание №1.

Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое. Определите, чем они выражены?

  1. Будущее принадлежит людям честного труда. 2. Один в поле не воин. 3.Трусливый и ленивый рядом живут. 4. Семеро одного не ждут. 5.Курить воспрещается. 6.Отец с сыном работают на комбайне.7. Отец разговаривают с сыном. 8. Сегодня на уроке отсутствуют два ученика. 9.Один заболел, другой уехал на соревнования. 10. Сражения этой войны проходили далеко от нашего края.


Задание №2

Спишите текст. Подчеркните главные члены предложения.

М. Ю. Лермонтов.

Природа одарила М.Ю. Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкими музыкальными способностями и даром художника. Он играл на скрипке и на рояле, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку, рисовал и писал маслом картины. Лермонтов положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Но ноты этой песни пропали после его смерти и до нас не дошли. Поэт легко решал сложные математические задачи и считался сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко.

Задание № 3

Выпишите грамматические основы следующих предложений:

1 вариант

  1. Тебя никогда нельзя понять…

  2. Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.

  3. Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

  4. И тотчас нас волочит на другую ёлку.

  5. Всё было в порядке.

  6. Это будет мой тебе подарок.

  7. Когда- нибудь надо уйти.

  8. Его видели на улице с собакой, огненно- рыжей.

  9. До сих пор помнят в деревне Белогрудку.

  10. Толику стало страшно.

  11. Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо.

  12. Теперь у меня нет собаки.

  13. Александру было дано согласие на военную карьеру.

  14. Прочти мне какие- нибудь стихи.

  15. Мне очень хотелось ему как- нибудь помочь.

  16. Как тяжело после этого просыпаться.

  17. Взрослых нигде не было видно.

  18. Только её слезы лёгкие были

  19. Никто так не обидит старую, больную женщину.

  20. И вот что из этого получилось.

2 вариант

1. Ему не нужна была краска.

  1. С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

  2. Но её приласкали.

  3. Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет...

  4. Всю красоту проспишь, соня.

  5. Этому нужно научиться.

  6. Сама по себе природа вечна и неизменна.

  7. Закрыв глаза, закинув простоволосую чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

  8. Выбирал разное- то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся: «… и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

  9. Галочка, пойдемте в пятый Б, а то и в самом деле уйдут.

  10. Пусть нам дадут другого преподавателя!

  11. Но не надо пугаться!

  12. На дворе светает.

  13. Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

  14. Может, её тоже дразнили…

  15. Две капли брызнули стекло.

  16. Её глаза были заплаканы.

  17. Особенно красивы поздней осенью ярко- желтые хризантемы

  18. После выписки тетя Груня привела Алексия в свой домик, чистенький и уютный.

  19. В комнате стало тихо.

Задание №4

Укажите количество грамматических основ в следующих предложениях. Ответ запишите цифрой.

1 вариант


  1. Ленка подошла к Димке вплотную - стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.

  2. Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищенных глаз и, когда подруга, наконец, замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

  3. Он перелистал её, и не найдя то, что искал, громко прочел заглавие.

  4. Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум.

  5. У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением.

  6. Поди, взгляни ещё раз на розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

  7. В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга, и её обломки прибило к берегу.

  8. Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветет.

  9. Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло.

  10. Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

  11. Долго мы были врагами: я был преследователем, ты - жертвой, но теперь всё переменилось.

  12. В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

  13. Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря.

  14. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно, чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки.

  15. Ёще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

2 вариант.

1. Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз, и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон.

  1. Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснил цель их визита, мальчик огляделся

  2. Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют …

  3. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

  4. Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу - интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице.

  5. Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она, сейчас же, сгребла краски в кучу и накрыла рукой.

  6. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

  7. И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

  8. Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как- то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

  9. Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и когда я был готов, мы двинулись в путь.

  10. Но пишите так, как вы чувствуете, и так, и так, как вы видите, а не так как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные.

  11. И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

  12. Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

  13. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном уровне.

  14. В это мгновение неожиданно раскрылась дверь, и появился доктор с медсестрой.



















Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Зилаирский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сабырово»










На районный конкурс методических

разработок по русскому языку и

литературе «Мой лучший урок с

применением современных технологий

и методик» в номинации:



«Пакет дидактических материалов по теме «Односоставные предложения»



Составила: Атангулова Ляля Идрисовна

учитель русского языка и

литературы МОБУ «СОШ с.

Сабырово».

Сабырово-2014

Дидактический материал по теме «Односоставные предложения»

Составила Атангулова Л.И. учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Дидактический материал по теме «Односоставные предложения» содержит карточки по русскому языку, основное назначение которых дополнить практическую часть учебника русского языка при изучении односоставных предложений и помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к обучению. Карточки составлены в соответствии с программой и «Обязательным минимумом» содержания образовательных программ по русскому языку. Задания по теме «Односоставные предложения» может быть использованы в качестве универсального в 5-11-х классах, изучающих русский язык по разным программам. Применение на уроке таких видов работ имеет свой успех в том, что ведётся индивидуальная работа с учащимися. Разноуровневые карточки помогают укреплению знаний всех учеников, а также способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Задания дидактического материала окажет существенную помощь учителям средних школ при подготовке к урокам, а также может быть полезно выпускникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Задание 1.

1. Найдите и определите вид односоставных предложений.

I вариант.

1. Люблю грозу в начале мая.

2. В дверь несмело постучали.

3. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

4. Мне не спится.

5. На улице ни звука.

6. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.

7.Ему коня подводят.

8. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.

9. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

10. И снова мне легко.

11. Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленной в неволе орел молодой.

12. Лодку унесло течением.

13. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

14. К известиям Левинсона отнеслись по- разному.

15. В чужбине свято наблюдаю, родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.

II вариант.

1. Вокруг никого не было

2. Весна берет свои права.

3. Тепло на солнышке.

4. Серой белкой прыгну на ольху, ласточкой пугливой пробегу.

5. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

6. Москва. Красная площадь.

7. Было тихо, сумрачно и скучно.

8. Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья.

9. Утро ясное, морозное.

10.Снег замел дорогу.

11. За лето школу отремонтировали.

12. Не бери в лес ружье.

13. Ему протягивают металлический трос.

14. Тихая, звездная ночь.

15. Тает мгла.

III вариант.

1. Лодку унесло течением.

2. Хлестало в окна дождиком косым .

3. Прохлада, тишина и полумрак.

4. Повеет полем, первой бороздой.

5. Загляну в глаза волжанке.

6. Задули теплый рыжий очаг.

7. В Сибири не любят горячку и спешку.

8. Весны без грозы не бывает.

9. Десять суток дают на отдых.

10. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.

11. Черемуху ломают ветками огромными.

12. Забайкалье, зарево заката, запоздалый птичий перелет.

13. Тянет холодом зимних дней.

14. Ожиданье парохода, соловьи, весна.

15. И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем.

Задание 2.

2.1. Найдите определенно-личное предложение.

А. Весна берет свои права.

Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Тепло на солнышке.

Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2.2.Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Доверие птиц умею ценить.

Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу.

В. Чему смеетесь?

Г. Не слышно шума городского.

Д. Бумагу для обертывания книг берут прочную.

2.3. Найдите безличное предложение.

А. В юности стремятся кому-нибудь подражать.

Б. В дверь негромко постучали.

В. Из воды пустой масла не извлечешь.

Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

Д. Приветствую тебя, пустынный уголок.

2.4. Найдите определенно-личное предложение.

А. С давно забытым упоением смотрю на милые черты.

Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

В. На пригорке то сыро, то жарко.

Г. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.



2.5. Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

Б. Ради розы терпят и шипы.

В. Нигде жилья не видно на просторе.

Г. Со скрипом опустили трап.

Д. Еду-еду в чистом поле.

2.6. Найдите безличное предложение.

А. Ведут ко мне коня.

Б. Не спится, няня.

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.

Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

Д. Кому-то принесли от мастера ларец.

Задание 3

Составьте предложения по схемам, подчеркните основы, в односоставных предложениях укажите, чем выражено сказуемое.

[назывное], и [безличное],

[двусоставное], и [безличное],

[назывное], и [двусоставное].

Задание 4

Запишите номера односоставных предложений и определите их вид.

1. У Андрея сжималось сердце.

2. Поздний вечер.

3. Было раннее утро.

4. Марютин был вдовцом.

5. И легче стало дышать.

6. Зазвонил телефон.

7. К ночи становилось тихо, как по заказу.

8. Марина стала читать.

9. Всё-таки его задело сильно.

10. Через сорок минут надо было ехать на аэродром.

11. Началось это после бури.

12. Был вечер.

13. В воздухе пахло водой.

14. В песках ночью хорошо думается.

15. В суд подавать - долгая песня.

16. Лицо её приняло выражение растерянности и обиды.

17. Утром было сыро.

18. Стук в дверь.

19. Порой она мне кажется наивной девчонкой.

20. Под вечер вернулись.

21. Карабаш надеялся попасть в посёлок пораньше.

22. Вечером выпал снег.

23. Меня слушали молча и внимательно.

24. Зрители свистели.

25. Но до утра им сидеть не пришлось.

26. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

27. Клин клином вышибают.

28. Старое старится, а молодое растёт.

29. Утро ясное, морозное.

30. Снег замел дорогу.

Использованная литература:

  1. Дидактический материал по русскому языку для 7-8 классов М. 2004

  2. Дидактический материал по русскому языку для 6 классов М. 2004

  3. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций. Г.Т. Егораева. Москва, 2010.

  4. А.И. Блинов Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Уфа 2011.

  5. Русский язык. ЕГЭ 2015. Типовые тестовые задания

  6. Русский язык ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. И, П. Цыбулько, М- 2015 Дидактический материал по русскому языку для 7-8 классов М. 2004

  7. Дидактический материал по русскому языку для 9 классов М. 2004

  8. В.В. Борисова. Актуальные проблемы подготовки ЕГЭ по русскому языку.

  9. Интернет ресурсы.














© 2010-2022