Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №58 г.ТОМСКА

г.Томск, ул. Бирюкова,22, тел. 8(38-22) 67-88-78


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор муниципального автономного

образовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического

цикла №58 г.Томска

____________________С.А.Колбина

Приказ №_____от «____»сентября 2012г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании научно-методического совета

школы

Председатель НМС

______________/А.А.Иваницкая

Протокол №_____от «____».





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

(4 часа в неделю, 140 часов в год)


Учитель: Богомолова Е.В., учитель высшей

квалификационной категории

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

руководитель МО

____________________/Бараулина С.В.

Протокол №_____от «____»


Томск 2012


Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе

(УМК под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова) 140 часов (4 часа в неделю)

Дата

Часы

Тема

Виды контроля и обратной связи

Знания

ОУУН


1

Лингвистика - наука о языке Понятие о лингвистике

Эвристическая беседа

Знать содержание, структуру учебника, курса русского языка за 5 класс Знать понятие лингвистики как науки о языке

Умение разбираться в условных обозначениях учебника

Применять знания структуры учебника, использовать справочный материал, осмысленно воспринимать иллюстрации

ФОНЕТИКА 3

2

Гласные и согласные звуки

Фонетическая транскрипция

Фонетический разбор

Звукопись в художественном тексте

Фронтальный опрос, устные высказывания, игровые упражнения, индивидуальный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа

Знать основные сведения о фонетике и системе единиц данного раздела, понятие о речевом аппарате человека, проводить фонетический разбор слова, понятие звукописи

Различать и сравнивать гласные и согласные звуки и буквы, записывать транскрипции, оценивать речь с точки зрения орфоэпического звучания, понимать назначение звуков и букв

1

Слог. Ударение

Самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой, игровые упражнения, письмо по памяти

Знать понятие слога как единицы фонетики, особенности и роль ударения

Уметь делить слова на слоги, выделять ударные гласные, составлять устные высказывания по плану

ОРФОЭПИЯ 3

1

Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков

Пересказ текста, тренировочное задание, составление схемы

Представление об орфоэпии как разделе лингвистики, правилах произношения гласных звуков

Уметь самостоятельно извлекать информацию из текста, пересказывать текст

2

Произношение согласных звуков

Повторении материалов разделов «Фонетика», «Орфоэпия»

Самостоятельная работа, игровое задание, тренировочные задания, словарный диктант, тезисный план, работа с самопроверкой

Правила орфоэпического и фонетического разбора, причины озвончения и оглушения согласных, правила произношения согласных звуков

Уметь работать со справочной литературой, проводить фонетический и орфоэпический разборы, составлять транскрипцию

ГРАФИКА 4


1

Алфавит и его использование

Звуки и буквы

Комментированное чтение текстов учебника, самостоятельная работа с упражнением, объяснительный взаимодиктант

Понятие графики как разделе лингвистики, русский алфавит Различия между звуками и буквами, представление о значении письменности в жизни общества, функции ь

Уметь пользоваться алфавитом в работе со словарями, систематизировать сведения Уметь проводить сопоставительный анализ звуко-буквенного состава слов, использовать ь для обозначения мягкости согласных


1

Буквы е, ё, ю, я

Объяснительный диктант, работа со схемой, тренировочное задание

Роль букв е, ё, ,ю ,я, понимание причин несовпадения, количества гласных звуков и букв

Уметь определять роль буква е, ё, ю, я, работать поэтапно, проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава в словах

1

1

Повторение и обобщение материалов раздела

Тренировочные упражнения

Контрольная работа №1 (диктант с языковым анализом)

Материал по разделам «Фонетика», «Графика»

Сформированные умения по разделам «Фонетика» и «Графика»

МОРФЕМИКА 3


2

Морфема - значимая часть слова

Словообразующая морфема

Морфемная модель слова

Корень слова

Фронтальный опрос, устная и письменная работа с текстом, самостоятельная работа со словами, , выборочное списывание, поморфемное письмо

Понятие морфемики как раздела лингвистики, изучающим строение слова, понятие о морфемах как значимых частях слова, значение суффиксов и приставок, последовательность морфемного разбора, понятие морфемной модели слова

Уметь выделять морфемы в словах, определять их значение, соотносить окончание с его грам. значением (формой слова), работать по алгоритму при проведении морфемного разбора, определять языковые значения словообразующих морфем, различать корни - омонимы, работать с этимологическим словарем

1

Чередование гласных и согласных в морфемах

Работа над устными высказываниями, игровое задание, индивидуальные задания, тренировочные упражнения

Информацию об основных формах чередований, происходящих в корнях слов, перечень частотных корней с чередованием

Уметь сопоставлять корни с чередованием с другими орфограммами в корне, доказывать и опровергать суждения., устанавливать причинно-следственные связи

ЛЕКСИКОЛОГИЯ 3

1

Способы объяснения лексического значения слова

Орфографическая разминка, письмо по памяти, фронтальный опрос, тренировочные задания

Представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка, основные способы объяснении я лексического значения слова

Уметь работать с различными словарями, использовать синонимы и антонимы, однокоренные слова для объяснения лексического значения слова

1

Тематические группы слов

Игровые задания, самостоятельные задания, эвристическая беседа

Представление о родовых и видовых понятиях

Уметь пользоваться различными словарями, объяснять лексическое значение слов

1

Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

Домашнее сочинение

Понятие пейзажа, плана текста

Уметь описывать изображенный на картине пейзаж

ОРФОГРАФИЯ 8

1

Орфография как раздел лингвистики

Правописание морфем

Правописание и,у,а после шипящих, сочетаний чк,чн, нч ,нщ,

рщ, щн

Комментированное письмо, фронтальный опрос, анализ схем, поморфемное письмо

Представление об орфографии как системе правил правописания, единообразии написания морфем

Уметь проводить орфографический анализ, выделять морфемы

Навык использования правила единообразного написания морфем

1

1

Правописание безударных гласных в корнях слов

Правописание согласных в корнях слов

Работа по схеме с комментированием, самостоятельная работа, фронтальный опрос, предупредительный диктант, изложение-миниатюра

Знать, понимать лингвистические термины, понятие орфограммы как написания, требующего применения правил, способы нахождения орфограмм и дифференциации написания

по видам орфограмм, понятие

орфограмм гласных корня (проверяемые и непроверяемые), согласных корня

Уметь определять правильное написание корня с опорой на знание однокоренных слов и их этимологии, различать орфограммы корня, работать со справочной литературой

опознавать орфограммы на слух, зрительно, владеть способами верного написания гласных и согласных, ориентироваться на письме

1

Правописание окончаний

Фронтальная беседа, комментированное письмо, индивидуальные задания, объяснительный диктант

Сведения о написании падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов

Соотносить окончание с его грам. значением (формой слова), уметь работать по алгоритму при проведении морфемного разбора, выбирать гласную в безударном личном окончании глагола

1

Правописание слов с Ъ и Ь

Орфографическое списывание, тренинговые упражнения, эвристическая беседа, устные высказывания

Сведения о написании ь для обозначении мягкости согласных, после шипящих, правило написания тся, ться, употребления разделительных ъ и ь

Уметь работать по алгоритму, самостоятельно работать со схемами, проводить самопроверку, понимать

последовательность действий,

пользоваться алгоритмом рассуждения

1

Слитное, дефисное и раздельное написания

Устное высказывание, объяснительный диктант, орфографическое письмо с комментированием

Правила написания предлогов, не с глаголами

Уметь применять на практике полученные сведения, различать приставку и частицу не-

1

1

Повторение и обобщение материала по разделу

Тренировочные упражнения

Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализом )

Изученные орфографические правила

Уметь применять на практике правила правописания слов, проводить самопроверку

МОРФОЛОГИЯ 2


1

Части речи в русском языке

Комментированная работа по текстам учебника, орфографическая разминка, работа с таблицей орфографическая разминка, работа с таблицей, устные высказывания

Понятие морфологии как разделе лингвистики, грамматическое значение самостоятельных и служебных частей речи

Уметь выделять признаки различных частей речи, определять слово как часть речи, проводить морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов

1

Образование форм слова с помощью окончания

Эвристическая беседа, работа с таблицей, индивидуальные задания

Представление о механизме образования форм слова

Уметь соотносить окончания с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема

КУЛЬТУРА РЕЧИ 3


1

Культура речи как раздел лингвистики.

Нормы современного русского литературного языка

Распределительный диктант, фронтальный опрос, комментированное чтение, работа в группах, орфографическое проговаривание

Понятие о культуре речи как особом разделе лингвистики, правилах использования в речи языковые средства

Уметь предупреждать и исправлять нарушения норм современного русского языка

1

Этикетные слова

Речевая ситуация

Работа по схеме-рисунку, самостоятельная работа с заданием, устные диалоги

Понятие речевой ситуации, этикета

Уметь вести диалог, употреблять в речи этикетные слова в различных ситуациях

1

Повторение и закрепление изученного материала.

Игра - соревнование

Изученный теоретический материал

Уметь применять полученные знания

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 18


1

Словосочетание как единица синтаксиса

Фронтальный опрос, работа по схеме с комментированием, устные высказывания, тренировочные упражнения

Понятие о синтаксисе как разделе лингвистики, представление о словосочетании как единице синтаксиса, виды словосочетаний, грамматические средства связи слов в словосочетании. Алгоритм разбора словосочетаний

Уметь выделять словосочетания в предложении, проводить синтаксический разбор словосочетаний, проводить сравнения, уметь доказывать и опровергать суждение

1

Подготовка к сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

Домашнее сочинение

Понятие портрета, словосочетания

Уметь описывать произведение живописи, использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний

1

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения

Комментирование чтение, задания на сравнение, работа с деформированными текстами, словарная работа

Знать понятие предложения как синтаксической единицы, значение интонации для передачи смысла предложения, виды предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное

Уметь определять виды предложения по цели высказывания, объяснять причинно-следственные связи, правильно расставлять знаки препинания в конце предложения

1

1

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Устные высказывания, фронтальный опрос, орфографическое списывание, словарная работа, самостоятельная работа

Знать понятие грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого; второстепенных членов предложения, их роль в предложении

Умение правильно определять грамматическую основу предложения, способы выражения главных членов предложения; отличать односоставные предложения от двусоставных; находить второстепенные члены предложения, графически их обозначать, распространять предложение второстепенными членами, устанавливать причинно-следственные связи

1

Закрепление материала

Сжатое изложение-миниатюра

Правила сжатия текста

Уметь сжато излагать текст

1

Виды предложений по цели высказывания

Самостоятельная работа, пересказ текста, индивидуальные задания

Классификацию предложений, значение интонации для передачи смысла предложения, виды предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное

Уметь определять виды предложения по цели высказывания, объяснять причинно-следственные связи, правильно расставлять знаки препинания в конце предложения

1

Виды предложений по эмоциональной окраске

Орфографическое списывание, сочинение-миниатюра, эвристическая беседа

Деление предложений по интонации: восклицательные, невосклицательные

Уметь правильно определять вид предложения по интонации, расставлять знаки препинания в конце предложения

1

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, эвристическая беседа

Вопросы второстепенных членов предложений, их значения, понятие распространенных и нераспространенных предложений

Уметь находить второстепенные члены предложения, графически их обозначать, распространять предложение второстепенными членами, устанавливать причинно-следственные связи

1

Виды предложений по количеству грамматических основ

Подробный пересказ текста, комментированное списывание, работа со схемами, тренировочные задания, объяснительный диктант

Понятие простого и сложного предложений, их структурные и интонационные различия

Уметь устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений, определять количество грамматических основ предложения , определять количество предложений в составе сложного, составлять схемы предложений, ставить знаки препинания


1

1

1

1

Простое осложнённое предложение

-предложения с однородными членами;

-предложения с обращениями

-предложения с вводными словами;

-предложения со сравнительными оборотами

Грамматические устные высказывания, работа по образцу, синтаксический диктант, фронтальная беседа, индивидуальные задания, тренировочные упражнения, самостоятельная работа, орфографический диктант

Понятие о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение: однородных членов, обобщающего слова, обращения, сравнительного оборота, вводных слов

Уметь графически и интонационно выделять однородные члены предложения, обращение, обобщающее слово, вводное слова, сравнительный оборот в предложении, ставить двоеточие и тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах,

1

1

Предложения с прямой речью

Диалог

Индивидуальные задания, конструирование предложений с комментированием

Понятие о предложениях с прямой речью, диалогом, их строении и пунктуационном оформлении

Уметь правильно пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, диалогом

1

1

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис»

Контрольная работа

Тренировочные упражнения

Зачёт по разделу «Синтаксис»

Правила постановки знаков препинания в различных простых предложениях

Уметь применять полученные знания на практике

ПУНКТУАЦИЯ 6

1

Понятие о пунктуации

Анализ деформированного текста, устные высказывания, фронтальная беседа

Понятие о пунктуации как разделе лингвистики, назначение знаков препинания

Уметь самостоятельно работать с текстом, объяснять постановку знаков препинания


1

1

1

1

Основные разделы пунктуации

-знаки препинания в конце предложения

-знаки препинания внутри простого предложения

-знаки препинания между частями сложного предложения

-знаки препинания в предложениях с прямой речью

Орфографический диктант, тренировочные упражнения, эвристическая беседа, комментированное письмо, взаимодиктант

Роль знаков препинания в письменной речи (в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью)

Уметь конструировать и правильно оформлять на письме простые предложения с осложняющими конструкциями, сложные предложения, предложения с прямой речью

1

Проверка изученного материала

Контрольная работа № 3 (диктант с языковым анализом)

Основные правила синтаксиса и пунктуации

Умения, полученные в области синтаксиса и пунктуации в пределах изученного

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ 9

1

Понятие о тексте

Основные признаки текста

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала, орфографические задания, самостоятельная работа

Понятие о текстоведении как разделе лингвистики, понятие текста, его основные признаки, языковые средства связи предложений в тексте

Уметь определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок. Выделять части текста (микротемы) и составлять план

1

1

Типы речи: повествование

описание

Аналитическая работа по схемам, устные высказывания, орфографическая разминка, комментированное чтение текстов, словарная работа

Сведения о типах речи повествование и описание

Уметь опознавать и создавать текст-повествование и текст-описание, дифференцировать тексты-описания

1

Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Домашнее сочинение

Признаки повествования и описания

Уметь описывать произведение живописи, имеющее предметом изображения местность, составлять план

1

Рассуждение

Фронтальный опрос, анализ текстов, самостоятельная работа по составлении текстов

Основные признаки типа речи рассуждение, основные языковые средства, употребляемые в рассуждениях

Уметь опознавать тексты-рассуждения и анализировать их структуру, употреблять языковые средства выражения последовательности развития мысли, логики предъявления доказательств

1

Обобщение по теме «Типы речи»

Устные высказывания, работа по схемам, орфографическая работа, комментированное списывание

Сведения о типах речи

Уметь опознавать тексты разных типов, создавать собственные тексты

1

План текста

Пунктуационный анализ текста, устные высказывания, эвристическая беседа, тренировочные задания

Значение плана текста

Уметь составлять план готового текста

1

Закрепление материала

Изложение

Понятие текста, плана текста, типологической структуры текста

Уметь пересказывать текст с использованием тезисного плана, правильно оформлять на письме простые осложненные и сложные предложения, определять типологическую структуру текста

1

Основные нормы построения текста

Устные высказывания, индивидуальные задания, аналитическая работа по тексту, орфографическая работа, объяснительный диктант

Основные признаки текста, требования к содержанию текста

Уметь руководствоваться требованиями к содержанию текста при составлении устных и письменных выск5азываний и редактировании готовых текстов

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 9


1

Основные способы словообразования

Словообразовательная цепочка

Самостоятельная работа, фронтальный опрос, работа по алгоритму

Понятие словообразования как разделе лингвистики, различия морфемики и словообразования, основные способы образования слов в русском языке, понятие словообразовательной пары и словообразовательной цепочки

Уметь выделять морфемы в словах, определять их значение, работать со словообразовательным словарем

1

Правописание букв А-О в корнях с чередованием

Объяснительный взаимодиктант, фронтальный опрос, распределительный диктант

Информацию об основных формах чередований, происходящих в корнях слов, перечень частотных корней с чередованием

Умение сопоставлять корни с чередованием с другими орфограммами в корне, доказывать и опровергать суждения, устанавливать причинно-следственные связи

1

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Орфографический анализ текста, распределительный диктант, индивидуальные задания, игра-конкурс

Правила написания о-ё после шипящих в корне слова

Уметь правильно писать наиболее употребительные слова с о-ё после шипящих в корне слова

1

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Домашнее сочинение

Основные признаки текста-описания

Уметь описывать произведение пейзажной живописи

1

Основные способы образования имён существительных

Фронтальный опрос, тренировочные упражнения, работа по алгоритму с комментированием, словарная работа

Основные способы образования существительных

Уметь проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имен существительных, использовать справочную литературу

1

Основные способы образования имён прилагательных

Фронтальный опрос, тренировочные упражнения, работа по алгоритму с комментированием, игра

Основные способы образования прилагательных

Уметь проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имен прилагательных, использовать справочную литературу

1

Словообразование глаголов

Фронтальный опрос, тренировочные упражнения, работа по алгоритму с комментированием, изложение

Основные способы образования глаголов

Уметь проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ глаголов, использовать справочную литературу

1

Правописание приставок

Самостоятельная работа, аналитическая работа с текстом, предупредительный диктант, распределительный диктант, самостоятельная работа с взаимопроверкой

Группы приставок с различными условиями правописания

Уметь разграничивать приставки по условиям их написания, использовать правила для правильного их использования

1

Морфемный разбор слова

Работа по алгоритму, самостоятельная работа с комментированием, распределительный диктант

Отличия морфемного, смыслового и словообразовательного анализов

Уметь проводить семантико-словообразовательный анализ слова при определении морфемной структуры слова

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ 12

1

Лексикология как раздел лингвистики.

Переносное значение слова.

Лексический разбор слова

Самостоятельная работа с комментированием, фронтальный опрос, устные сообщения, тренировочные задания

Понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения

Уметь различать однозначные и многозначные слова, опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте, использовать справочную литературу

2

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Индивидуальные задания, выборочное списывание, подробный пересказ, выборочный диктант

Сведения о синонимах, антонимах, представление о признаках разных видов омонимов

Уметь опознавать и различать синонимы и антонимы, их значение, омонимы и их виды, работать со словарями

1

Подготовка к сочинению по картине А.И.Куинджи «Березовая роща»

Домашнее сочинение

Основные признаки текста-описания

Уметь описывать произведение пейзажной живописи

1

Исконно-русские и заимствованные слова

Игровые задания, самостоятельная работа, фронтальный опрос, тренировочные задания

Представление о делении лексики с точки зрения её происхождения и употребления, признаки иноязычных слова, терминологическую лексику

Уметь работать со справочной литературой, различать исконно-русские и заимствованные слова

1

Буквы И-Ы после Ц

Анализ схем, самостоятельная работа, распределительный диктант, устные высказывания, тренировочные задания

Знать условия употребления в слове букв и-ы после ц

Уметь правильно писать сочетания ци-цы с учетом структуры слова и значения морфем

1

1

Профессионализмы. Термины

Диалектизмы

Объяснительный диктант, сочинение-миниатюра, устные высказывания, индивидуальные задания

Понятие диалектизмов и профессионализмов как о словах ограниченного употребления, терминологическую лексику

Уметь работать со справочной литературой, проводить частичный анализ научного текста

1

Устаревшие слова

Словарный диктант, работа со схемами , устные высказывания, тренировочные упражнения , сочинение-миниатюра

Понятие и признаки устаревших слов, лингвистическую терминологию

Уметь работать со справочной литературой, объяснять лексическое значение слов, выделять архаизмы в тексте

1

Фразеология как раздел лингвистики

Словарный диктант, работа по рисункам, комментирование, словарный диктант

Понятие фразеологии как разделе лингвистики, сферу употребления фразеологизмов

Уметь опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путем подбора синонимов и с помощью толкования

2

Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология»

Проверка изученного материала по разделу

Тренировочные упражнения

Контрольная работа № 4 (зачёт по разделу)

Сведения, изученные в разделе «Лексикология и фразеология»

Уметь применять знания из области лексикологии и фразеологии

МОРФОЛОГИЯ 1

1

Слово как часть речи

Комментированное чтение текстов, устный морфологический разбор, составление схемы, индивидуальные задания

Классификацию частей речи в русском языке, различия между самостоятельными и служебными частями речи, между склоняемыми и спрягаемыми частями речи

Формировать навык последовательного поэтапного анализа самостоятельной части речи,

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 15

1

Имя существительное как часть речи

Распределительный диктант, устные высказывания, тренировочные упражнения

Понятие существительного как части речи, его морфологические и грамматические признаки

Навык соотнесения грамматических признаков существительного с планом морфологического разбора слов этой части речи

1

1

Правописание суффиксов -чик-, -щик-

Првописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-)

Составление алгоритма выделения орфограммы, просмотровое чтение с устными ответами, тренировочные задания

Правила написания суффиксов существительных, связанных с определенным лексическим значением

Уметь опознавать орфограмму и правильно определять производящую основу и е конечный гласный

1

1

1

1

Собственные и нарицательные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Склонение имен существительных

Фронтальный опрос, тренировочные задания, объяснительный диктант, игровое задание, подробный пересказ текста, словарный диктант, распределительный диктант

Постоянные морфологические признаки имен существительных

Уметь различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные, определять склонение и род имен существительных, выделять имена существительные общего рода, разносклоняемые

1

Не с именами существительными

Игровые задания, эвристическая беседа, устное высказывание, распределительный диктант

Условия слитного и раздельного написания не- с существительными

Уметь использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с существительными

1

Формообразование имен существительных

Объяснительный диктант, самостоятельная работа, пересказ теории

Непостоянные морфологические признаки имен существительных, понятие разносклоняемых и несклоняемых существительных

Уметь проводить морфологический разбор имен существительных, употреблять в речи несклоняемые существительные

1

Безударные окончания

-е и -и в именах существительных

Фронтальный опрос, анализ схемы, объяснительный диктант

Правила написания окончаний существительных

Уметь правильно соотносить окончания существительных со склонением и падежом существительных

1

Имя существительное как член предложения

Объяснительный диктант, самостоятельная работа, запись под диктовку с комментированием, сочинение-миниатюра

Синтаксическую роль имен существительных

Уметь определять синтаксическую роль существительных , проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения

1

1

Правильное произношение имён существительных

Правильное употребление имен существительных

Синтаксическая разминка, устные сообщения, орфоэпическая игра , словарный диктант

Понятие культуры речи как раздела лингвистики, понятие языковых единиц языка

Уметь использовать орфоэпический словарь, правильно образовывать падежные формы существительных, развивать навык речевого высказывания

2

Повторение и обобщение по теме

Контрольная работа №5 (диктант)

Изученные сведения по теме «Имя существительное»

Уметь проводить орфографический, языковой анализ текста, анализ речевой роли существительного

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 11

1

Имя прилагательное как часть речи

Роль имен прилагательных в речи

Объяснительный диктант, игровое упражнение, пересказ текстов, тренировочные задания с обсуждением

Понятие прилагательного как части речи, его морфологические и грамматические признаки, понятие эпитета и метафоры

Уметь проводить морфологический разбор прилагательного по плану, опознавать эпитеты и использовать для создания выразительности речи

1

Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Домашнее сочинение

Роль прилагательных в текстах разных стилей, понятие пейзажа

Уметь отбирать лексические средства для создания текста, составлять устные и письменные высказывания

1

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных

Устные высказывания, тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Семантические и грамматические особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных

Уметь различать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа, различать стилистические функции прилагательных

1

1

1

Степени сравнения имен прилагательных

Полные и краткие имена прилагательные

Склонение имен прилагательных

Совместное обсуждение, устные высказывания, тренировочные упражнения, фронтальный опрос, объяснительный диктант , самостоятельная работа

Понятие степеней сравнения, пути их образования и употребления, понятие полного и краткого прилагательного, пути образования кратких прилагательных, отличия и сходство кратких и полных прилагательных, правила изменения прилагательных

Уметь оперировать понятиями, образовывать степени сравнения прилагательных, различать полные и краткие прилагательные, определять их синтаксическую роль, согласовывать имена существительные с прилагательными

1

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Фронтальный опрос, объяснительный диктант, тренировочные задания

Правила изменения прилагательных по числам, родам, падежам, правило написания безударных окончаний прилагательных

Уметь опознавать прилагательные с безударными окончаниями, находить главное по отношению к нему слово, соотносить ударное окончание в вопросе с окончанием прилагательного

1

Имя прилагательное как член предложения

Орфографическая работа, самостоятельная работа,

Понятие синтаксической роли прилагательного в предложении

Уметь определять синтаксическую роль прилагательного в предложении

1

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

Тренировочное задание, анализ текстов

Понятие паронимов, лексические нормы употребления и произношения прилагательных

Уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, формировать навык использования прилагательных в речи

1

Проверка изученного материала по разделу

Контрольная работа №6 (зачёт)

Изученные сведения по теме «Имя прилагательное»

Уметь проводить орфографический, языковой анализ текста, анализ речевой роли прилагательного

1

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

Алгоритм выполнения работы над ошибками

Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки, приводить соответствующие примеры слов

ГЛАГОЛ 18

1

Глагол как часть речи.

Роль глагола в речи

Пересказ текстов, игровое задание, тренировочные упражнения, сочинение-миниатюра

Грамматическое понятие «действие» применительно к глаголу, тематические группы глагола, основные грамматические признаки глагола

Уметь определять морфологические признаки глагола, проводить морфологический разбор глагола,

1

Инфинитив

Индивидуальные задания, фронтальный опрос, пересказ текста, тренировочные упражнения

Понятие начальной формы глагола

Умение определять начальную форму глагола, учитывая его вид проводить грамматический анализ словообразовательных моделей инфинитива

1

1

1

1

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Суффиксы -ыва, -ива, -ова. -ева

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Устные сообщения, объяснительный диктант, самостоятельная работа, орфографический диктант

Постоянные признаки глаголов, семантико-синтаксические, структурные различия глаголов,

Уметь различать постоянные и непостоянные признаки глаголов, составлять видовые пары, проводить морфологический разбор глагола

1

Корни с чередованием е-и

Объяснительно-распределительный диктант, тренировочные упражнения

Перечень корней, правила написания букв Е-И

Уметь опознавать слова с чередующимися гласными в корне, работать по алгоритму


1

1

1

Изменение глаголов по наклонениям

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа, словарный диктант, комментированная работа с текстом объяснительный диктант, выборочный диктант, тестовый контроль

Знать, как образуются формы наклонения глаголов, их смысловые отличия и особенности изменения глаголов в разных наклонениях, понятие разноспрягаемых глаголов

Уметь опознавать, правильно оформлять на письме и использовать в собственной речи формы различных наклонений, навык орфографически правильного написания форм наклонений

2

Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола»

Контрольная работа №7 (зачёт)

Сведения о непостоянных морфологических признаках глагола

Уметь осмысливать полученные сведения, применять их на практике

1

Безличные глаголы

Взаимоопрос, запись под диктовку с комментированием, тренировочные задания

Понятие безличного глагола: значение, семантические группы, грамматические особенности, роль в предложении

Уметь опознавать наиболее употребительные безличные глаголы, подбирать и группировать материал по определенной теме

1

Закрепление изученного материала

Изложение текста-повествования

Изученные сведения о глаголе, правила написания изложения

Уметь правильно использовать видо-временные формы глагола при передаче текста

1

Синтаксическая роль глагола

Фронтальная беседа, распределительный диктант, игра

Сведения о роли в словосочетании и предложении инфинитива, форм наклонения глагола, безличных глаголов

Уметь определять роль глагольных форм в предложении и словосочетании

1

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

Самостоятельная работа по редактированию текстов с комментированием, эвристическая беседа

Изученные орфоэпические, грамматические и лексические нормы, понятие паронимов

Уметь пользоваться различными словарями, определять и исправлять нарушения лексических норм использования глагола в речи

1

1

Повторение по теме «Глагол»

Фронтальный опрос, орфографический диктант, тренировочные упражнения, самостоятельная работа Контрольная работа №8 (диктант с языковым анализом текста)

Изученные сведения по теме

«Глагол»

Уметь определять грамматические признаки глагола, проводить словообразовательный, морфологический, морфемный анализ глагола


Повторение изученного в 5-м классе 7

1

1

1

1

1

Предмет изучения лингвистики.

Правописание морфем.

Простое осложненное предложение.

Языковой анализ текста.

Контрольная работа.

Тренировочные упражнения, фронтальный опрос, объяснительный и распределительный диктанты, индивидуальные задания, предупредительный диктант

Контрольная работа №9 (диктант с языковым анализом текста)

Сведения о лингвистике как науке о языке

Уметь использовать и совершенствовать полученные сведения в устной и письменной речи

2

Анализ контрольных работ.

Работа над ошибками

Алгоритм выполнения работы над ошибками

Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки, приводить соответствующие примеры слов

4

Резерв


140



© 2010-2022