Литература черкезова 11 класс календарно-тематич

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана в соответствии с требованиями ФКГОС, примерной программы по литературе, авторской программы по литературе и программы для общеобразовательных учреждений по литературе 11 класса предметной линии учебников для 10-11 классов общеобразовательной школы авторов М.В.Черкезова. Русская литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение.2012 г , учебного плана МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково на 2015 - 2016 учебный год и положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково.

Цели и задачи изучения литературы:

Цели изучения:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи изучения:


  • Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека

  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции

  • Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико - эстетический компонент искусства

  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности

  • Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью

  • Формирование основных эстетических и теоретико - литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно - художественных произведений.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией М.В.Черкезовой (М.; «Просвещение», 2008 год), которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от5 марта 2004 года) и Федеральному базисному плану (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).

Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы.

В 11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко - культурном аспекте.

Особенности организации учебного процесса:

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.

объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Используемый УМК:

Состав УМК для реализации рабочей программы:

Автор

Название

Издательство

Год

М.В.Черкезова и др.


  1. Программа по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным)языком обучения . 5-11 классы.

М.,Дрофа

2012 г.

М.А.Аристова, М.Г.Ахметзянов, С.К.Бирюкова и др.; под редак. М.В.Черкезовой.-.


  1. Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

М.: Дрофа

2010 г.

Г.А.Обернихиной.

Преподавание литературы в 11 классе:сборник методических и справочных материалов в 2-х частях.

М.:АРКТИ

2009 г.

Формы контроля: ( текущий, рубежный, итоговый)

Уровень контроля

Вид контроля

Внеклассное чтение

Развитие речи

Урочный

4

9

Административный

Всего:

4

9








  1. Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

  1. Место учебного предмета в учебном плане:

Образовательная область

Название предмета

За счёт каких часов реализуется

Сроки реализации программы

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Филология.

Литература

Обязательная часть

1 год

102 часа

3 часа





  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.






  1. Содержание обучения

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

I. Из русской литературы первой половины XX века

(Обзор)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагиче-ские события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

«Вечер». «Последний шмель», «Слово»

Традиции русской поэзии XIX века в лирике Бунина. Его мастерство в изображении поэтических пейзажей. Точность и выразительность детали. Философские мотивы: восприятие человеческого бытия. Слово как бессмертный дар, самое большое достояние человека.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яб-локи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Суета и тщетность бездуховной жизни, призрачность славы, богатства. Романтическое освещение увядающего быта русского дворянства. Символический образ антоновских яблок. Русский национальный характер у Бунина. Любовная тема, её философское осмысление. Психологизм и символика в бунинской прозе. Приём антитезы.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности в жизни. Тра-гизм решения любовной темы в повести.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «На дне».

Социально-философский характер основного конфликта пьесы. Лука и Сатин - философ-ский спор о человеке. История постановки пьесы в Художественном театре. Влияние творчества Горького на родную литературу учащихся.

Рассказ «Челкаш»

Романтический колорит рассказа. Антитеза Челкаш - Гаврила. Многогранность характера Челкаша. Понимание категории свободы Челкашом и Гаврилой. Образ рассказчика. Роль роман-тического пейзажа.

Из русской поэзии конца XIX - начала XX в.

(Обзор)

К.Д.Бальмонт, А.Белый, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилёв, Н.А.Клюев, Ф.К.Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф.Ходасевич (стихотворения не менее трёх авторов по выбору).

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии рус-ского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных тече-ний: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

А.Белый

Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворение «Родине»

Интуитивное постижение действительности в стихотворении. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясно-сти", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

В.В.Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…»

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Н.А.Клюев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Безответным рабом».

Самобытность стихотворений Клюева. Отражение в них народных традиций и представле-ний.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресто-ране», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «О весна, без конца и без краю…», «Она пришла с мороза»

Лирический герой ранней лирики поэта. Символический образ Прекрасной Дамы - вопло-щение мировой гармонии, Вечной Женственности. Тема «страшного мира», вечного бессмыс-ленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. Эволюция лирического героя. Обращение к реальной жизни, простым и естественным человеческим чувствам. Тема ро-дины в цикле "На поле Куликовом"..

Поэма «Двенадцать».

Героико-романтический пафос поэмы. Восприятия Окиября как очищения, духовного воз-рождения России. Образы ветра, метели как символа революции. Многозначность финала. Образ Христа - символ искупления пороков старого мира, духовного воскресения России. Своеобразие композиции.

В. В. Маяковский

Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви". "Во весь голос" (первое вступление в поэму)

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатири-ческая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой революционных потрясений. Традиция поэтических «памятников». Новаторство Маяковского.

С. А. Есенин

Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», "Поэтам Грузии", "На Кавказе", «Письмо к женщине». , «Каждый труд благослови, удача!».

Поэма «Анна Снегина"

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Основополагающе значение темы родины в лирике Есенина. Мотивы одиночества и усталости. Любовная тема. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Есенин о роли Кавказа в русской культуре. Романтический образ Востока, восприятие поэтом его быта и традиций. Русские мотивы в стихотворениях о Востоке. Влияние поэзии Есенина на развитие родной литературы.

М. И. Цветаева

Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из кам-ня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», "Бабушке", «Дон»

Основные темы творчества Цветаевой. Трагедийная тональность творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Мотив одиночества. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невырази-мая печаль», «Tristia».

Историзм, философичность и ассоциативность поэтических образов Мандельштама. Насы-щенность лирики поэта образами мировой художественной культуры. Представление о поэте как хранителе культуры.

А. А. Ахматова

Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», "Синий вечер. Ветры кротко стихли...", «Нам свежесть слов и чувства простоту…».

Глубокий психологизм творчества Ахматовой. Творчество Ахматовой как выражение чувств и переживаний женской души, богатства внутреннего мира женщины. Поэзия зарождаю-щегося любовного чувства, использование образов природы в раскрытии любовных пережива-ний. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Поэма как свидетельство гражданского мужества Ахматовой. Картины всенародного горя, бесправия, жестокости, трагедии человеческой судьбы. Библейские мотивы и образы в поэме. Своеобразие композиции. Сочетание интонации скорби и суровой торжественности. Сопоставление любовной и гражданской лирики Ахматовой с раскрытием аналогичных тем в родной поэзии.

Б. Л. Пастернак

Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», "Музыка".

Своеобразие поэзии Пастернака: воссоздание картин жизни через выражение своих личных ощущений и ассоциаций. Лиризм и одухотворённость его поэзии. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Роль музыки в жизни человека. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. "Стихотворения Юрия Живаго", связь стихотво-рений с общей проблематикой романа и мотивами лирики Пастернака.

М. А. Булгаков

Очерк жизни и творчества.

Романы «Белая гвардия» (в сокращении), «Мастер и Маргарита» ( в сокращении).

(Изучается один из романов - по выбору.)

Автобиографизм романа. Символичность художественных образов Города и Дома. Тема вечного и преходящего. Объективное изображение белогвардейского движения и психологии его участников. Функция снов в композиции романа. Библейские мотивы и образы. Смысл финала романа. Художественное своеобразие - сочетание традиций русского классического романа с новыми художественными приёмами.

Мастер и Маргарита» ( в сокращении)

Новаторство писателя в области художественной формы романа. Своеобразие композиции и художественного времени. Прием «романа в романе». Два временных пласта: история и совре-менность. «Евангельские» сцены романа. Своеобразное осмысление нечистой силы как карателя греховного в душах и поступках людей. Сочетание конкретно-исторического и фантастического в романе. Гуманизм романа. Тема любви. Эпическое, лирическое и сатирическое в романе. Тема внутренней свободы и несвободы: образы Иешуа и Пилата. Проблема «власть и художник».

А. П. Платонов

Очерк жизни и творчества.

Рассказ «Песчаная учительница»

Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя.

Н.А.Островский

Очерк жизни и творчества.

"Как закалялась сталь" ( в сокращении)

Раскрытие характера Павла Корчагина на широком социально-историческим фоне. Цель-ность личности Корчагина., его романтическая устремлённость, нравственный максимализм как выражение романтического пафоса революционной эпохи.

М. А. Шолохов

Очерк жизни и творчества.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. «Тихий Дон» - художественная эпопея жизни донского казаче-ства в период трагических событий революции, гражданской войны и установления советской власти на Дону. Глубина и художественная сила характеров главных героев. Разрушение кре-стьянского и семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл фи-нала. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами. Язык прозы Шолохова.

II. Из русской литературы второй половины XX века

(обзор)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Творчество А.Т.Твардовского, К.Д.Воробьёва, В.С.Гроссмана. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.

«Лагерная» тема. Изображение трагедии народа, пережившего ужасы репрессий.

«Деревенская» проза. Обращение к жизни крестьянства как к источнику нравственных идеалов народов. Возвращение к традициям классической русской прозы в произведениях В.И.Белова, В.А.Солоухина, В.Г.Распутина. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Основные тенденции современного литературного процесса.

А. Т. Твардовский

Очерк жизни и творчества.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Постановка вечных тем русской поэзии: совести, духовности, справедливости, памяти. Роль традиций русской классической литературы в творчестве поэта.

В. М. Шукшин

Очерк жизни и творчества.

Рассказ «Чудик» (в сокращении)

Характеры людей, отошедших от традиционной народной культуры, народных нравствен-ных ценностей и не усвоивших городских ценностей. Развенчание эгоизма и коростолюбия.

В. Т. Шаламов

Очерк жизни и творчества.

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А.И.Солженицын

Очерк жизни и творчества.

Рассказ "Матрёнин двор" ( в сокращении)

Изображение жизни русской деревни конца 50-х годов XX века. Воспроизведение в образе Матрёны черт человека-праведника, носителя народной нравственности. Значение рассказа для развития деревенской прозы в литературе второй половины XX века.

"Архипелаг ГУЛАГ" (фрагменты)

История создания и публикация романа. Отражения в нём трагического опыта русской ис-тории.

В. В. Быков

Очерк жизни и творчества (обзор).

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зре-ния" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выра-жения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Белов.

Очерк жизни и творчества (обзор).

Рассказ «Привычное дело» ( в сокращении)

Изображение в повести быта и нравов жителей северной русской деревни. Нравственная красота характера Ивана Африкановича, отражение в нём лучших черт народного сознания.

Н. М. Рубцов

Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Тема родины в лирике поэта, острая боль за её судьбу, вера и её неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворения: «Рождественская звезда», "На столетие Анны Ахматовой"

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традицион-ных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

А.А.Вознесенский

Очерк жизни и творчества (обзор).

Стихотворение "Сон"

Поэзия 60-х, проникнутая духом новаторства и раскрепощения человека от власти изжив-ших себя догм. Нравственно-психологическая проблематика стихотворения.

А. В. Вампилов

Очерк жизни и творчества (обзор).

Пьеса «Провинциальные анекдоты».

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гого-левские традиции в драматургии Вампилова.

III. Из литературы последнего десятилетия (обзор)

Основные тенденции современного литературного процесса. Влияние на развитие совре-менной литературы культурной ситуации новой России. Постмодернизм. Публикации последнего десятилетия, получившие общественный резонанс: В.П.Астафьев "Пролётный гусь", В.Н.Войнович "Сказки для взрослых", Ф.А.Искандер "Мальчик и война", А.А.Кабанов, "Зал прилёта", В.С.Маканин "Кавказский пленный", В.Г.Распутин "Новая профессия", Л.С.Петрушевская "Завещание старого монаха", Н.Н.Садур "Чудесные знаки", В.О.Пелевин "Жёлтая стрела", Т.Н.Толстая "Кысь", Т.Ю.Кибиров (по выбору учителя)

IV. Из литературы народов России

(обзор)

Ю.Рытхэу

Жизнь и творчество писателя (обзор)

"Когда киты уходят" (франмент)

Фольклорная основа произведения. Духовные и нравственные ценности чукотского народа. Трагизм разрыва связи между поколениями, между человеком и природой.

Р.Гамзатов

Жизнь и творчество поэта (обзор).

«Мой Дагестан», «Покуда вертится земля», «Журавли», «Родной язык», «Берегите друзей».

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Приём параллелизма, усили-вающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

М.Карим

Жизнь и творчество писателя (обзор)

"Не бросай огонь, Прометей" (фрагменты)

Переосмысление писателем древнего мифа в трагедии. Борьба человека с самим человеком. Тема жертвенности во имя идеала. Вера в человека, надежда на его возрождение. Образ Прометея в мировой литературе.

V. Из зарубежной литературы XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (фрагменты).

Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условно-стей и мнимых ценностей. Прием иронии. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер

Общая характеристика жизни и творчества поэта.

"Мост Мирабо"

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность ритмики и строфики. Экспериментальная направленность поэзии.

Э. Хемингуэй

Общая характеристика жизни и творчества писателя.

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.








  1. УМК и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Программа по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным)языком обучения . 5-11 классы./авторы :М.В.Черкезова и др. - М.,Дрофа, 2012 г.

2. Литература. 11 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения./ авторы-составители М.А.Аристова, М.Г.Ахметзянов, С.К.Бирюкова и др.; под редак. М.В.Черкезовой.- М.: Дрофа, 2010.

3. Преподавание литературы в 11 классе:сборник методических и справочных материалов в 2-х частях./Под редакцией Г.А.Обернихиной.- М.:АРКТИ, 2002.

4. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы/Авт.-сост. Л.И.Косивцева, Л.А.Тропкина.- Волгоград: Учитель, 2003.

5. Литература. Работа с поэтическими текстами:практические задания. 9-11 кл./авт.-сост. Е.В.Коркина;под общей ред. М.И.Свердлова.-М.:Изд-во НЦ ЭНАС,2007.

Техническое обеспечение образовательного процесса.

- мультимедийный компьютер;

- проектор;

- экран;

- интернет;

Интернет ресурсы:

ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ -«Учительская газета»

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

sokr.ru/

Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html



© 2010-2022