Рабочая программа по литературе для 7 класса

Формы подведения итоговТесты, сочинения, участие в работе на уроке, письменная работа, сообщение.Ожидаемый результатСемиклассники к концу учебного года должны знать:   Содержание изучаемых произведений, краткую историю их создания;   Тематику произведения, основную проблему, главных героев;   Определение основных литературоведческих понятий, которые приводятся в учебнике. Учащиеся 7 класса должны уметь:   Готовить сообщение по заданной теме;   Письменно отвечать на вопросы, писать сочинение-хара...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе 7 класса основывается на «Обязательном минимуме содержания основного (общего) образования (приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования», программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С.Меркин. 4-е издание, исправленное и дополненное. Допущено Министерством образования РФ. Москва, «Русское слово», 2008.

Для реализации рабочей программы взяты следующие учебные пособия:

  1. Г.С.Меркин. Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 4-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: «Русское слово», 2007.

  2. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Авторы: Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. «ВАКО», Москва, 2010 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения в 7 классе учебного предмета «Литература» 68 часов (2ч. В неделю).

Цели и задачи курса:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, ценностям мировой и отечественной культуры;

  • Развитие способностей формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • Овладение умениями чтения, анализа и интерпретации художественных текстов с привлечением литературоведческих понятий, грамотного использования литературного языка при создании устных и письменных высказываний;

Ведущая идея курса - обращение к нравственно-философской проблематике художественных произведений отечественной литературы.

Методика обучения

  1. Методика обучения: комбинированный урок, урок - практикум, урок-чтение, урок анализа художественного произведения и др.

  2. Приёмы: лекция с элементами беседы, литературная беседа, чтение по ролям, комментированное чтение, чтение наизусть, сообщения учащихся, литературная игра, работа со статьёй учебника;

  3. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, проблемное изложение, исследовательский.

Материально-техническое оснащение

  • Портреты писателей, иллюстрации к произведениям, репродукции картин художников,

  • Мультимедийный проектор, компьютер, DVD диски «Уроки литературы 7-8 классы» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)

  • Журналы «Литература в школе»

Формы подведения итогов

Тесты, сочинения, участие в работе на уроке, письменная работа, сообщение.

Ожидаемый результат

Семиклассники к концу учебного года должны знать:

  • Содержание изучаемых произведений, краткую историю их создания;

  • Тематику произведения, основную проблему, главных героев;

  • Определение основных литературоведческих понятий, которые приводятся в учебнике.

Учащиеся 7 класса должны уметь:

  • Правильно, бегло, выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • Осмысленно анализировать и интерпретировать изучаемый текст, владеть монологической и диалогической речью;

  • Давать характеристику героям прочитанных произведений;

  • Выявлять роль героя, портрета, речи героя в произведении, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • Готовить сообщение по заданной теме;

  • Письменно отвечать на вопросы, писать сочинение-характеристику литературного героя.

Учебное и учебно-методическое обеспечение


  1. Меркин Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - М.: ООО»ТИД «Русское слово- РС», 2009.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - М.: Просвещение,2006.

  3. Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: «ВАКО», 2004.

  4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М: Просвещение, 2001.

  5. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006.






Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Теория

литературы

ЗУН

Домашнее

задание

1

Любите читать!

Урок повторения

Кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учеб­ника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы

ВЧ былины «Святогор и Микула Селянинович»; пересказ статьи учебника по плану

Устное народное творчество (3 ч.)

2

«Святогор и Микула Селянинович»;

Урок изучения нового материала

Иносказательный смысл былины

Актуализировать знания учеников о жанрах устно­го народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин.

Совершенствовать навыки устной речи, навыки ана­лиза текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников.

Составить цитатный план былины

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Урок закрепления изуч-го

Особенности поэтики былины

Отрывок из былины учить наизусть

4

Русские народные песни

Урок изучения нового материала

Песенные жанры в фольклоре

Многообразие жанра обрядовой поэзии

Лироэпическая песня

Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне;

Раскрыть многозначность поэтического образа в народной песне

Чтение и пересказ «И вспомнил Олег коня своего…»

Инд.задание

Древнерусская литература (2 ч.)

5

Из «Повести временных лет»: «И вспомнил Олег коня своего…»

Урок изучения нового материала

Летопись

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», почувствовать нравственную красоту и силу героев

Читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Урок закрепления изуч-го

Художественная идея пр-я

Тезисный план статьи «Из рус.лит.18 века» и её пересказ

Литература XVIII века ( 6 + 1 Р.р )

7

Из оды Ломоносова «На день восшествия…»

Урок изучения нового материала

Ода

Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре оды.

Учить наизусть отрывок из оды

8

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»

Урок изучения нового материала

Лирическое стихотворение

Отличие лирического стихотворения от оды

Тематическое разнообразие лирики

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Г.Р.Державина, показать новаторское значение его стихотворческой деятельности, развивать навыки анализа поэтического текста.

Составить тезисный план статьи учебника о Фонвизине. Читать «Недоросль»

9

Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»

Урок изучения нового материала

Юмор

Сатира

Сарказм

Драма как литературный род

Жанр комедии

Говорящие фамилии;

Литературное направление; классицизм

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Д.И.Фонвизина,

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

В комедии «Недоросль» помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в комедии.

Задание по вариантам

10

Образы комедии Фонвизина «Недоросль»

Урок закрепления изуч-го

Инд. задания

11, 12

Проблема крепостного права и государственной власти в комедии

Урок закрепления изуч-го

Задания по вариантам

13

Р.р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Недоросль»

Урок развития речи

Литература XiX века ( 25 + 3 Р.р )

14

Стих-е Пушкина

«К Чаадаеву»

Урок изучения нового материала

Поэма

Отличие поэмы от баллады

Образный мир поэмы

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Жанровое своеобразие - дружеское послание

Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина

Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

Учить стих-е наизусть

15

Стих-е Пушкина «Туча»

Урок закрепления изуч-го

Читать «Песнь о вещем Олеге»

16

«Песнь о вещем Олеге»

Урок закрепления изуч-го

Составить р-з о Лермонтове по ст.учебника

17

Лермонтов. «Родина»

Урок изучения нового материала

Худож.идея стих-я

Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста

Стих-е учить наизусть; читать «Песню про купца Калашникова»

18

Историческая эпоха в «Песне о купце Калашникове»

Урок закрепления изуч-го

ВЧ 2 и 3 глав

19

Основные мотивы «Песни…»

Урок закрепления изуч-го

Идея

Письм. Анализ эпизода «Песни» по плану; читать «Шинель»

20

Гоголь. «Шинель»

Урок изучения нового материала

Сатирическая повесть

Юмористические ситуации

«говорящие фамилии»

Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;

Дать представление об изображении чиновничества, образе «маленького человека»

Зад-е по вар-м ( худож.пересказ эпизодов)

21

Фантастика в повести Гоголя «Шинель»

Урок закрепления изуч-го

Подобрать мат-л к соч-ю

22,

23

Р.Р. Сочинение на тему «Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок развития речи

Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

Закончить сочинение

24

Тургенев. «Записки охотника»

Урок изучения нового материала

Портрет и характер

Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с такими понятиями как портрет и характер, стихотворения в прозе;

Вызвать интерес к творчеству поэта

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

Читать «Хорь и Калиныч»

25

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч»

Урок изучения нового материала

Письм.хар-ки героев (по вар-м)

26

Стих-е в прозе «Нищий»

Урок изучения нового материала

Стих-е в прозе

Читать ст. учебника «Современники о Некрасове»

27

Стих-е Некрасова «Вчерашний день…»

Урок изучения нового материала

Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

Стих-е учить наизусть

28

«Размышления у парадного подъезда»

Урок изучения нового материала

Читать «Русские женщины»

29

«Русские женщины»

Урок изучения нового материала

Читать «Железная дорога»

30

«Железная дорога»

Урок изучения нового материала

Учить 1 часть стих-я наизусть; читать «Дикий помещик»

31

Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик»

Урок изучения нового материала

Сатира

Сатирический образ

Сатирический персонаж

Сатирический тип

Мораль

Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория)

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствовать навыки анализа текста.

Читать «Повесть о том, как…»; сост.цитатный план

32

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок закрепления изуч-го

Сочинение-миниатюра; читать Толстой «Севастополь в декабре месяце»

33, 34

Толстой. «Севастопольские рассказы»

Урок изучения нового материала

Рассказ

Книга рассказов

Познакомить с биографией и литературным творчеством Л.Н.Толстого.

Выявить особенность героев «Севастопольских рассказов»

Читать «Левша»

35

Лесков. «Левша»

Урок изучения нового материала

Своеобразия стиля повести

Расширение представлений о сказе

Проникнуть в образный мир произведения;

Выявить черты характера главного героя

Пересказ статьи учебника «В мире худож.слова Лескова»; подобрать цитаты для заглавий (главы 5-20)

36 37

Образ Левши в сказе

Урок изучения нового материала

Составить цитатный план вводной статьи о

Фете; инд.зад-я

38

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по сказу «Левша»

Урок развития речи

39

Стих-я Фета о родной природе

Урок изучения нового материала

Лирика природы

Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)

Раскрыть поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет.

ВЧ статьи учебника о Чехове

40

А.П.Чехов. «Хамелеон»

Урок изучения нового материала

Психологический портрет

сюжет

Углубить знания учеников о личной и творче­ской биографии Чехова;

Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности

Задание по вар-м

41

Пр-я русских поэтов XiX века о России

Урок изучения нового материала

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века

Стих-е наизусть ( на выбор); читать «Автобиографию» Горького

Литература XX века ( 17+ 2 Р.р)

42

Горький. «Детство»

Урок изучения нового материала

Развитие представлений об автобиографической прозе

Герой-романтик

Приём контраста

Познакомить учеников с автобиографической повестью;

Дать понятия «романтизма», «романтического героя»;

Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями.

Задание по вар-м

43

«Старуха Изергиль» «Легенда о Данко»

Урок изучения нового материала

Домашнее сочинение

44

И. Бунин «Кукушка»

Урок изучения нового материала

Темы и мотивы в лирическом стихотворении

Поэтический образ

Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте

Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;

Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием;

Выявить особенность героев рассказа;

Читать «Куст сирени»

45

А. И.Куприн. «Куст сирени»

Урок изучения нового материала

Рассказ

Диалог в рассказе

Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени»

Статья уч. о Маякосвком

46

Маяковский «Необычайное приключение…»

Урок изучения нового материала

Мотив.Т ема. Идея.

Рифма. Тропы и фигуры

(гипербола, метафора)

Синтаксические фигуры

Интонация конца предложения

Начать знакомство учеников с личностью Маяков­ского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, зна­чение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста.

Отрывок учить наизусть

47

Есенин. «Отговорила роща золотая»

Урок изучения нового материала

Образ-пейзаж

Тропы и фигуры

(эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)

Познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине

Стих-е наизусть; составить цитатный план р-за «Русская песня»

48

Шмелёв. «Русская песня»

Урок изучения нового материала

Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза

Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»;

Раскрыть национальный характер в рассказе, определить проблематику и художественную идею произведения

Статья учебника о Пришвине

49

Пришвин. «Москва-река»

Урок изучения нового материала

Подтекст

Выразительные средства художественной речи, градация

Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»;

Тезисный план статьи о Паустовском

50

Паустовский. «Мещерская сторона»

Урок изучения нового материала

Лирическая проза

Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Пейзаж как сюжетообразующий фактор

Познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта,

показать любовь писателя к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе

ВЧ отдельных частей повести

51

«Мещерская сторона». Части повести «Леса», «Луга», «Бескорыстие»

Урок изучения нового материала

52, 53

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона»

Урок развития речи

Уметь подробно и чётко излагать текст произведения;

высказывать письменно свои мысли.

Инд. задания

54

Н. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

Урок изучения нового материала

Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора)

Морфологические средства (роль глаголов и местоимений)

Раскрыть понятия»духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека

Стих-е наизусть

55

Твардовский. Главы из «Василия Тёркина»

Урок изучения нового материала

Композиция лирического стихотворения

Поэтический синтаксис

Познакомить с биографией и литературным творчеством А.Т.Твардовского.

Выявить особенность композиции, поэтического синтаксиса поэмы «Василий Тёркин»

Фрагмент учить наизусть

56

Конкурс ВЧ стих-ий о Великой Отечественной войне

Урок-конкурс

Читать р-з

Б. Васильева «Экспонат №…»

57

Б. Васильев

«Экспонат №…»

Урок изучения нового материала

Рассказчик и его роль в повествовании

Кратко познакомить с творчеством Б.Л.Васильева и его рассказом «Экспонат №…»

Раскрыть особенность названия рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения

Читать р-з Шукшина «Микроскоп»

58

Шукшина «Микроскоп»

Урок изучения нового материала

Способы создания характера

Дать краткую характеристику творчества Шукшина;

Познакомить с рассказами «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием;

Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»

Инд. задания

59

60

Русские поэты XX века о России

Урок изучения нового материала

Развернутая характеристика одного из поэтических текстов

Чтение стихотворения наизусть

Показать своеобразие темы России в стихах поэтов ХХ века.

Стих-е наизусть

Зарубежная литература (6 ч.)

61

Сонеты Шекспира

Урок изучения нового материала

Твердая форма (сонет)

Строфа (углубление и расширение представлений)

Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти)

Учить сонет наизусть(на выбор)

62

Р. Бёрнс. «Возвращение солдата»

Урок изучения нового материала

Лироэпическая песня

Познакомить с творчеством Р.Р.Бёрнса и его стихотворениями;

Письм.ответ на вопрос

63

«Джон Ячменное зерно»

Урок изучения нового материала

Баллада, аллегория

Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле.

Читать «Остров сокровищ»

64

Р. Стивенсон. «Остров сокровищ»

Урок изучения нового материала

Приключенческая литература

Показать мастерство писателя в изображении характера героя; Раскрыть авторское отношение к героям, роль пейзажа.

Читать хокку

65

Хокку Басё.

Урок изучения нового материала

66

Экзюпери. «Планета людей»

Урок изучения нового материала

Лирическая проза

Правда и вымысел

Познакомить кратко биографией А.Сент-Экзюпери, с такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев

Вызвать интерес к творчеству поэта

Подготовиться к викторине

67

Итоги года. Урок- викторина

Урок повторения и обобщения

68

Рекомендации для летнего чтения.



© 2010-2022