Урок литературы по теме Русские поэты 20 века о природе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Учебно методический центр развития образования Краснопартизанского района Саратовской области»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.ТолстовкаКраснопартизанского района Саратовской области»




Урок литературы в 5 классе.

Все дарю.

И всё от вас приемлю.

Только берегите эту землю.




Урок подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Янченкова Ирина Васильевна








Толстовка 2014


Русские поэты 20 века о Родине,родной природе.

Все дарю.

И всё от вас приемлю.

Только берегите эту землю.

М. Дудин.

Цели деятельности учителя: актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой».

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД:

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные :выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные :строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование :портреты поэтов И.Бунина, Д.Кедрина, А.Прокофьева, Н.Рубцова, Дон-Аминадо; иллюстрации с картинами природы;иллюстрация картины В.Васнецова «Аленушка»;листы бумаги,сложенные вчетверо.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

-Используя ресурсы Интернета, вы дома готовили проект: одна группа создавала содержание сборника стихов о природе ,вторая-иллюстриции( проектируются на экране), третья-литературоведы.

2.Проблемная постановка темы и цели урока.

-О чем этот материал?

-Значит, какая тема сегодняшнего урока?

-Сформулируйте цель урока.

-Родная природа-второй наш дом. Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?

3.Последовательность изучение темы.

  • Перед тем как мы продолжим урок, хочу подарить вам открытки(учитель раздает чистые листы бумаги, сложенные вчетверо).

  • А теперь посмотрите в окно .Кто что увидел? Нарисуйте на ¼ открытки простым карандашом.

  • Вывод :каждый видит природу по -своему. Вот то ,что вы нарисовали, я вам дарю.

  • Как поэты 20 века описывают природу?

  • Работа над стихотворением И.Бунина.

(На экране портрет поэта. Стихотворение читает подготовленный ученик.)

-О чем вспоминает поэт в зрелом возрасте?

-Кто дает ему совет?

-Каким настроением оно проникнуто?

-Какими художественными средствами описывает поэт природу?

  • Работа над стихотворением Н.Рубцова.

(На экране портрет поэта, иллюстрации с изображением деревни. Стихотворение читает подготовленный ученик.)

-Что дорого герою стихотворения?

-Зачитайте строки, подтверждающие это.

-Здесь нет описания деревни, но мы можем её представить и нарисовать на ¼ открытки.

-Я дарю вам эту « деревню».

  • Работа над стихотворением Дон-Аминадо.

(На экране портрет поэта. Стихотворение читает подготовленный ученик.)

-Природу можно не только видеть, слышать, но и почувствовать запах.

-Какие запахи подробно перечисляет поэт?

-Какой запах никак не может вспомнить?

-Чем так дорог этот запах?

-Нарисуйте на ¼ открытки «запах», который вы хотите почувствовать.

  • Работа над стихотворениями Д.Кедрина «Алёнушка» и А.Прокофьева «Алёнушка».

(На экране портреты поэтов , иллюстрация картины В.Васнецова «Алёнушка».)

-Чтение стихотворений учителем.

-Как описывается природа в стихотворении Д.Кедрина?

-С кем сравнивается образ Родины? Почему?

-О каких звуках идет речь в первых трех строфах стихотворения А .Прокофьева?

-О чем речь в четвертой строфе?

-Нарисовать на ¼ открытки «звуки»,которые вы хотели бы услышать.

  • Самостоятельная работа.

-Сопоставительный анализ стихотворений по плану (написан на доске) :

Название.

Тема.

Главная мысль.

Образы.

Настроение.

Художественно-выразительные средства.

-Можно ли сказать, что поэты подробно пересказывают картину В.Васнецова?

3.Рефлексия.

-К чему призывает каждый из поэтов?

-В чем они едины?

-Посмотрите на свои открытки. Почему вы изобразили именно эти предметы?

-Что нужно делать нам, чтобы сохранить природу?

-Прочтите эпиграф урока. Берегите Землю!

4.Домашнее задание.

Стихи о ВОВ на выбор.



© 2010-2022