Методическая разработка лингвистической игры-соревнования «Найди клад»

Данный материал представляет собой разработку  внеклассного мероприятия по предмету, которое можно проводить в рамках декады гуманитарных  наук в школе.           Игра «Найди клад» -это активная имитационная игра поискового характера, построенная на лексическом материале.   Для проведения игры использован принцип подбора синонимов к фразеологическим оборотам. В процессе игры ученики, выполняя задания  и применяя кодовый шифр, передвигаются по зданию школы в поисках клада. Игра нацелена на формир...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка лингвистической игры-соревнования

«Найди клад»



Данная разработка представляет собой имитационную игру, которая способствует выявлению уровня остаточных знаний, закреплению материала по курсу «Лексика и фразеология». Игра направлена на повышение интереса к предмету. Привлекательность данного мероприятия для обучающихся состоит в сочетании двигательной и интеллектуальной активности подростков.

Игра рассчитана для обучающихся 6-9 классов.

Использование общих принципов игры возможно для школьников любого возраста при условии подбора соответствующего содержательного материала.

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий в рамках декады или дня филологических наук в школе.

В разработке используются:
карточки-плакаты с фразеологическими оборотами;

маршрутные листы для команд-участников;
конверты с шифром для поиска клада.


Место проведения игры - различные школьные помещения: рекреации, холлы, кабинеты, лестничные пролеты.


Цели внеклассного мероприятия «Найди клад».


Образовательные

1. Повторить понятие о фразеологических оборотах, их значении, синонимах как способе выявления значений фразеологических оборотов.

2. Закрепить практические умения использования фразеологических оборотов в речи в соответствии с их лексическим значением.
Развивающие

1.Развивать универсальные умения (учебные действия):

а) познавательные -

-умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, работать со знаково-символическими средствами, самостоятельно создавать алгоритм деятельности для решения проблемы поискового характера;

б) регулятивные -

-умение спланировать и организовать свою деятельность для достижения цели;

в) коммуникативные -

-умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение;

-умение работать в группе.

2.Расширять кругозор знаний учащихся, способствовать развитию интереса к предмету;


Воспитательные

1.Воспитывать разумную настойчивость в достижении цели.

2. Воспитывать уважение к родному языку.

План игры

1)Организационный момент (5 мин.). Сообщение темы, постановка цели и задач внеклассного мероприятия, знакомство с правилами и ходом проведения игры.

2) Выполнение заданий. Поиск клада (от 30 мин до 1 часа).

3) Завершение игры. Подведение итогов (10 мин).

Общие принципы проведения игры


Игра «Найди клад» проводится как соревнование между произвольно сформированными группами учеников (командами), изъявившими желание принять участие в мероприятии. Это может быть команда представителей одного класса или одной параллели. Это может быть разновозрастная команда. Оптимальное количество участников - 6 чел.
Специфика игры «Найди клад» состоит в том, что все команды-участники одновременно получают маршрутные листы, а также конверты с шифром.

Принципы применения шифра не поясняются организаторами игры.

Участники предупреждаются о том, что они должны догадаться сами, как следует применять шифр.

Стратегию передвижения по маршруту поиска клада каждая команда устанавливает сама (можно передвигаться от одной точки к другой всей командой, а можно разбиться на малые группы и передвигаться, выполняя задания малыми группами).

На нескольких этажах школы в самых неожиданных местах в произвольном порядке заранее размещаются пронумерованные карточки - плакаты с заданиями. В данном случае это будут карточки с фразеологическими оборотами.

До начала игры организаторы выбирают место хранения клада и зашифровывают фразу, указывающую на него.

Команды должны будут найти и записать ответы, передвигаясь по зданию школы от одной карточки к другой. Затем им предстоит разгадать принцип применения шифра. После чего они должны будут использовать шифр и разгадать фразу, которая укажет, где находится клад.

Та команда, которая быстрее запишет правильные ответы, применит шифр и доставит в оргкомитет игры клад, предъявив ключевую фразу, получившуюся в ходе выполнения заданий, считается победившей. Все, что составляет содержимое клада (это могут быть всевозможные сувениры, сертификаты или грамоты победителей игры для каждого участника команды), достается победителям.

Игра останавливается в тот момент, когда клад оказывается найденным. Оставшиеся без клада команды считаются проигравшими. Им могут быть вручены сертификаты участников (на усмотрение организаторов).

Образец текста-инструкции в маршрутном листе команды участников.

Уважаемые участники игры! Передвигаясь по зданию школы, Вы должны найти 30 пронумерованных карточек - плакатов, на которых записаны фразеологические обороты. В вашем маршрутном листе в произвольном порядке напечатаны слова, которые являются смысловыми синонимами к этим фразеологическим оборотам. Ваша задача - напротив цифры, соответствующей обороту, записать с синоним, раскрывающий значение этого фразеологического оборота. После того, как вы запишите все слова, примените шифр. У вас должна получиться фраза, которая укажет место, где спрятан клад. Если Вы верно установите соответствия между фразеологическими оборотами и словами- синонимами, а также сумеете догадаться, как применить шифр, вы сможете легко найти клад.

Успехов Вам, юные кладоискатели!

Примечание 1. В маршрутном листе в столбик записаны 30 цифр, напротив которых игроки должны будут записать подходящие синонимы.

Образцы фразеологизмов, которые могут быть размещены на карточках - плакатах

1. Брать себя в руки.
2. Тряхнуть стариной.
3. Браться за ум.
4. Спустя рукава.
5. Болеть душой.
6. На птичьих правах
7. Как кошка с собакой.
8. Протянуть руку помощи
9. Шаг за шагом
10. Время от времени
11. Выйти из себя
12. Играть роль.
13. Дело в шляпе.
14. В нескольких шагах
15. Сколько душе угодно.
16. Ни на шаг.
17. Тут как тут.
18. Не на шутку.
19. Поднять на смех.
20. Не давать покоя.
21. Во все лопатки, во весь дух.
22. В один голос.
23. На скорую руку.
24. Как снег на голову.
25. Ни к селу, ни к городу.
26. Раз и навсегда.
27. Битком набито.
28. Носом к носу.
29. Не сегодня - завтра.
30. Откуда ни возьмись.

Слова-синонимы, которые необходимо соотнести с фразеологизмами (даны в произвольном порядке в маршрутном листе).

Неожиданно, успокаиваться, образумливаться, как в молодости, на днях, вплотную, иногда, выручать, небрежно, тесно, окончательно, хорошо, притворяться, переживать, временно, некстати, недружно, последовательно, тревожить, раздражаться, торопливо, неожиданно, рядом, вдоволь, серьезно, вместе, нисколько, моментально, мчаться, осмеять.

Соответствия синонимов фразеологизмам, которые должны установить игроки и записать в маршрутных листах.

1. Успокаиваться.

2. Как в молодости.
3. Образумливаться.
4 Небрежно
5. Переживать
6. Временно
7. Недружно
8. Выручать
9. Последовательно.
10. Иногда
11. Раздражаться
12. Притворяться
13. Хорошо
14. Рядом.
15. Вдоволь
16. Нисколько
17. Моментально
18. Серьезно
19. Осмеять
20. Тревожить
21. Мчаться.
22. Вместе
23. Торопливо.
24. Неожиданно.
25. Некстати
26. Окончательно
27. Тесно
28. Вплотную
29. На днях.
30. Неожиданно

Образец шифрования.

1-8

2-1

3-4

4-3

5-6

6-6

7-2

8-7

9-5

Принципы шифрования:

первая цифра - номер слова

вторая цифра - номер буквы.

Применение данного шифра, к примеру, дает слово «в кабинете…».

Организаторы игры таким образом могут зашифровать фразу из 30 букв, меняя последовательность расположения заданий, как им необходимо.

Примечание 2.

Подобную игру можно организовать на разном лексическом материале.

К примеру, можно использовать информацию о происхождении заимствованных из других языков слов (см. приложения).

Общие замечания

Игра «Найди клад» является авторской. Она разработана для обучающихся МАОУ СОШ № 37 г. Томска. В течение пяти лет эта игра проводилась учителем с обучающимися одного класса. С 2012 года она проводится как одно из общешкольных мероприятий в рамках Дня Филологических наук в школе.

Обучающиеся разных возрастов с интересом и азартом включаются в такую игру.

Общие принципы описанной игры можно использовать на материале любого учебного предмета.


Список используемой литературы и интернет-ресурсов

(где можно находить материалы для лингвистических игр):

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М: «Русский язык», 2001 г.

2. М.Н. Есакова. Нормы современного русского литературного языка.- М.: «Флинта», 2012г.

3. Успенский Л.В. Слово о словах. Почему не иначе.- М: «Детская литература», 1971 г.

4. Интернет- проект «Мы знаем и любим Россию», раздел «Занимательное языкознание» (zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm).

5. Фразеологический словарь школьника.- СПБ: Изд. Дом «Литера», 2004 г.





Приложение 1.

Образец карточек - плакатов для игры, связанной с иноязычной лексикой:

_________________________________________________

Найди клад

1.Скажите по-французски «пена», если для нас это название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы.

__________________________________________________________________________

Найди клад

2. Скажите по-немецки «водоворот», «пучина», если для нас это яблочный пирог, на котором яблоки расположены по кругу - "водоворотиком".

_____________________________________________________________________________

Найди клад

3. Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из спиртных напитков.

________________________________________________________________________

Найди клад

4. Скажите по-немецки «лоб», если для нас это обращённая к противнику сторона боевого расположения войск.

_________________________________________________________________________

Найди клад

5. Скажите по-французски «тряпка», если для нас это тонкая шёлковая ткань для красивых платьев.

_________________________________________________________________________

Найди клад

6. Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.

7. Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде.

____________________________________________________________________________

Найди клад

8. Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина.

________________________________________________________________________

Найди клад

9. Скажите по-турецки «рыба», если для нас это, безусловно, рыба, но деликатесная и уже копчёная, без головы и костей.

___________________________________________________________________________

Найди клад

10. Скажите по-саамски «задняя нога тюленя», если для нас это спортивное снаряжение пловцов.

__________________________________________________________________________

Найди клад

11. Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице.

___________________________________________________________________________

Найди клад

12. Скажите

по-английски «пляж», если для нас это кнут или бедствие и несчастье.

____________________________________________________________________________

Найди клад

13. Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования или этап в выборах.

____________________________________________________________________________

Найди клад

14. Скажите по-эвенкийски «обувь», если это очень тёплая меховая обувь.

_____________________________________________________________________________

Найди клад

15. Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна?

____________________________________________________________________________

Найди клад

16. Скажите по-французски «мальчик», если это французский официант.

_____________________________________________________________________________

Найди клад

17. Скажите по-французски «голубь», если мы так называем франтоватых молодых людей.

____________________________________________________________________________

Найди клад

18. Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства.

Найди клад

19. Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов.

____________________________________________________________________________

Найди клад

20. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица.

____________________________________________________________________________

Найди клад

21. Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара.

____________________________________________________________________________

Ищем клад

22. Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе.

____________________________________________________________________________

Найди клад

23. Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты.

____________________________________________________________________________

Найди клад

24. Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри.

____________________________________________________________________________

Найди клад

25. Скажите по-итальянски «смертельный прыжок», если его исполняют циркачи и акробаты, оставаясь, к нашему счастью, живыми.

____________________________________________________________________________

Найди клад

26.Скажите по-французски «открытый воздух», если для нас это природа как объект творчества живописца.

____________________________________________________________________________

Ищем клад

27. Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах.

____________________________________________________________________________

Найди клад

28. Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге.

____________________________________________________________________________

Найди клад

29. Скажите по-английски «мощная бомба», если её мы можем видеть каждый день с экрана телевизоров и кинотеатров.

____________________________________________________________________________

Ищем клад

30. Скажите по-португальски «змея», если для нас это не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид.

____________________________________________________________________________



Приложение 2.

Ответы: 1 - мусс 11 - люкс 21 -безе

2 - штрудель 12 - бич 22 - гарнир

3 - коктейль 13 - раунд 23 - ария

4 - фронт 14 - унты 24 - эклер

5 - шифон 15 - немо 25 - сальто-мортале

6 - глобус 16 - гарсон 26 - пленэр

7 - чай 17 - пижон 27 - метрополитен

8 - манекен 18 - покой 28 - эрмитаж

9 - балык 19 - маэстро 29 -блокбастер

10 - ласта 20 - фламинго 30 - кобра























© 2010-2022