Конспект урока по ФГОС После бала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы Селиванова Т.М.

Урок в контексте ФГОС по

литературе в 8 классе. Л.Н.Толстой «После бала»

( по учебнику В.Я.Коровиной.)

Формулирование цели

  • Создать условия для обучающихся:«Знаю - хочу узнать - узнал - научился».

  • Сформировать представление об исторической и художественной правде того времени, описанного в рассказе.

Формулирование задачи



  • Овладевать знаниями работы с информационными технологиями, работы с литературоведческими справочниками, с работами критиков, с работами художников.

  • Дать возможность проявить чувства …

  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.

  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Знакомство с понятием « рассказ в рассказе», антитеза, параллелизм.

  • Анализ произведения -рассказа Л.Н.Толстого «После бала», а именно сцен на балу, и после бала.

  • Знание первичных понятий: реализуется исследовательский подход путем сравнения учащимися поступков главного героя-генерала (через портретные характеристики генерала, его действия).

  • Владение навыками лаконичного изложения мыслей в устной и письменной форме.

  • Умение использовать интернет- ресурсы для поиска информации по данной теме.

  • Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • Осознание особой роли оценки автора, поступков героев. Её соотношение с собственной оценкой.

  • Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения других произведений Л.Н.Толстого.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

  • находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;

  • прогнозировать учебную ситуацию;

  • устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном произведении;

  • обобщать полученную информацию.

Регулятивные результаты

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Предметные результаты

  • Формирование представления о чести, добре и зле, о системе наказаний в русской армии 19 века.

  • Знание построения произведения, его идеи, темы оценки автора, позиции критиков.

  • Усвоение понятий композиция, кульминация, рассказ в рассказе, антитеза, параллелизм.

  • Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

  • Оборудование: компьютеры, иллюстрации к рассказу, художественные тексты











Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эпиграф:Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…

Н (Н.Гусев)

Здравствуйте , ребята! Мы сегодня будем тайными свидетелями событий 19 века. А поможет нам в этом рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Л.Н. Толстой считается одним из лучших мастеров художественного слова в мировой литературе. Поистине- это человек высокой мысли. А сейчас мы вместе с вами окунемся в тот отрезок времени, который предлагает нам писатель и проведем собственное расследование.

Л.Н.Толстой сам служил в армии и был участником севастопольской битвы. Как никто другой он знал, что происходит в армии, её быт, традиции, взаимоотношения среди служащих.

Дома вы должны были прочитать рассказ.

( формулируется целеполагание)

О чем мы будем сегодня говорить, учитывая, что вы читали произведение?



Будем говорить: О нравственности, об отношении интеллигентного человека на всё происходящее в рассказе.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

От чьего лица ведется повествование?

-Что такое рассказ?

Как построено произведение?

( формулируется проблема)-Что мы знаем об армии того времени?

-что мы знаем о жизни светского общества?

Дают определение рассказа, как построен рассказ «После бала»- рассказ в рассказе.

Сообщение «Нравы светского общества» ( 5 слайдов), сообщение ученика и презентация «Нравы рекрутской армии» ( 3 слайда).

Пользоваться изучающим видом чтения (П), формирование культуры публичных выступлений .выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями (К)




3. Выявление места и причины.

Учитель ставит вопросы проблемного характера:

-К какому слою общества принадлежат герои?

-как держится генерал на балу?

-Какое впечатление производит на героя танец генерала и его дочери?

- В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение названию «После бала»?

- как ведет генерал себя на казни? Тот ли это генерал, отец?

-как изменилось мнение героя рассказа о милой его сердцу девушке?

Отвечают на вопросы, доказывают свои мысли цитатами из текста рассказа , открывают ссылки и зачитывают суждения критиков. Сопоставляют сцены, чувства Ивана Васильевича.

Радость сменяется грустью

веселье- тревогой

любовь- разочарованием.

мотив вальса- барабанной дробью, звуком флейты

восторг - стыдом.

Делают вывод- идет противопоставление.

исследовательская деятельность (К);

пользоваться изучающим видом чтения (П); извлекать информацию, представленную в разных формах(П);

Использование прочитанного текста сжато, выборочно (П); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве ( К)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Мы применяли во время анализа произведения прием антитезы.

сформулируем определение антитезы.

( Учитель делает поправки)

-Где конкретно применяется антитеза в рассказе?

-Как уживаются вместе в рассказе два мира и какие?.



- Каких два противоположных человека уживается в одном герое

( о ком я )? Долг его быть таким или же этот человек изначально жесток к своим подчиненным?

.

-Мог ли генерал поступить по-другому в то время?

- А в нынешнее время, в современных условиях возможна ли такая ситуация?


Формулируют определение антитезы, записывают в рабочую тетрадь ( после коррекции учителя).

Примеры антитезы-Устно отвечают на вопросы( сцены бал и плац, мазурка и барабанная дробь с флейтой)

2 мира:Мир высшего света и мир низшего сословия - в данном контексте жизнь солдат-рекрутов.

Генерал -противоречивая натура.






Пользоваться словарем литературоведческих терминов (П), дискуссия (К)

Устанавливать причинно-следственные связи(П)

слушать и слышать других, пытаться воспринимать другую точку зрения, корректировать свой взгляд на проблему(К)

5. Первичное закрепление

-Мог ли герой вести себя также, как и раньше, после того, как стал очевидцем событий?

- Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?

- Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?

- Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении?

Формулируют свою точку зрения, основываясь на нравственном подходе, считают, что актуальность в вопросах чести и достоинства человека до сих пор жива в обществе.

.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель просит ответить на вопросы теста( выводится на экран)

Отвечают на вопросы теста.

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция( Р)

Контроль (Р)


7. Рефлексия

Вызвать на составление собственного мнения и оценки урока

Письмо по кругу «Что бы я пожелал герою» Выводят на экран свои мнения, дают оценку урока.

Оформлять свои мысли в письменной форме(К)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Домашнее задание

Даёт домашнее задание для самостоятельной работы, определяя состав групп: составим таблицу, работая в группах:1 группа «до бала»- 2 группа «после бала», используя центральные сцены, прием антитезы

Задавать вопросы, необходимые к организации собственной деятельности(К)

Работа в группах (К)




© 2010-2022