Урок литературы Песня про купца Калашникова

Данный материал содержит описание системы уроков по произведению М.Ю. Лермонтова и конспект первого урока в системе. Подробное и пошаговое знакомство с культурой и бытом Руси 16 века позволит учащимся приблизить эпоху Ивана Грозного к себе и проникнуться произведением. Форма урока- работа в группах. Главное, чтобы дети как можно подробнее постарались описать материал своего отрывка текста.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение «Песни про купца Калашникова…».

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс. 3 урока в системе)

Это великолепное поэтическое произведение семиклассники изучают в течение трех уроков. Во вступительной беседе о Лермонтове учитель напоминает школьникам, что М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история. У него был гувернер-француз, участник войны 1812 года, который часто рассказывал мальчику о походе в Россию, о Бородинском сражении. Брат бабушки сочувствовал и помогал декабристам, и юного Лермонтова волновали события на Сенатской площади 1825 года. Впоследствии в своей поэзии Михаил Юрьевич не раз обращается к историческим событиям. Написаны блестящие произведения: «Бородино», повесть «Вадим», «Песня про купца Калашникова».

Читая «Песню про купца Калашникова», узнаешь много интересного о суровом быте людей 16 века, времен царствования Ивана Грозного, о царских пирах, о быте купеческих семей. Чтобы впоследствии говорить о конфликте произведения, необходимо хорошо представлять себе ту историческую атмосферу и нравственные законы, по которым живет общество 16 века. Поэтому начинаем мы разговор с исторической справки о царе Иване Грозном, опричниках и о жизни других слоев общества в столь далекие от нас годы. С этой целью мы обращаемся не только к краткой исторической справке, но и к словарной работе, толкуем такие понятия, как обычай, быт, обряд, нравы, боярин, трапеза, православный, кушак, домострой, опричник, охульник, гостиный двор. После того, как дети осознают, в чем «преступление» Кирибеевича, они смогут понять настойчивость Калашникова, который обращается к своим братьям:

А побьет он меня - выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Учебная задача, которая будет мотивировать изучение произведения и диктовать логику уроков:

Почему Калашников не пожелал стерпеть обиду и почему царь Иван Васильевич казнил купца.

Как год написания «Песни» 1837 связан с идеей произведения?

Цели изучения произведения:

  1. Ученики узнают о любви М.Ю.Лермонтова к истории России, о том, что в прошлом своей страны он искал ответы на вопросы современности.

  2. На уроках ученики будут учиться пересказывать текст, анализировать образы персонажей, пейзаж, определять роль пейзажа в произведении, определять характер персонажа по его поступкам, отношению к другим людям, видеть авторское отношение к героям.

  3. На уроках будут осваиваться следующие теоретические понятия: романтизм, романтический герой, пейзаж, жанр песни.

  4. В результате ученики смогут ответить на следующие вопросы:

а) почему Лермонтов назвал свое произведение «Песнь…»

б) почему царь казнил Калашникова «казнью позорною», а народ поклоняется его могиле.

Система уроков предполагает проблемный путь анализа произведения.

Система уроков.

Урок № 1 Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века.

Цели урока 1: - учащиеся проанализируют картины быта 16 века, описанные в произведении;

- смогут представить, как жили люди того времени: как пировал царь Иван Грозный, как правильно свататься, как устроена семья 16 века и по каким законам живет;

- что считалось нравственным законом и как готовы его защищать братья Калашниковы.

Урок № 2 Нравственный идеал автора в «Песне…» Сравнительная характеристика купца Калашникова и Кирибеевича.

Цели урока 2: - учащиеся будут сравнивать характеры Калашникова и Кирибеевича,

- проанализируют, какими художественными средствами пользуется автор при создании характеров героев;

- постараются сформулировать нравственный идеал автора.

Урок № 3 Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Цели урока 3: - учащиеся представят Москву 16 века с кулачным боем на потеху царя Ивана Грозного;

- проанализируют образ Ивана Грозного;

- проанализируют пейзаж накануне поединка

- учащиеся раскроют суть конфликта между героями в «Песне…»,

- ответят на вопрос, как год написания произведения связан с идеей произведения

Урок 1

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века

Оборудование: рисунки к «Песне…», репродукции картин с изображением Ивана Грозного.

Ход урока 1

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской….

М.Ю.Лермонтов.

1этап. Знакомство с темой, эпиграфом, с целью урока

- Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству М.Ю.Лермонтова и вновь будем говорить о произведении, рассказывающем об историческом прошлом нашего государства.

О событиях какого периода истории России идет речь в произведении?

Что вы знаете о царе Иване Грозном? Почему его прозвали Грозным?

- Обратимся эпиграфу нашего урока. В одном из своих стихотворений М.Ю.Лермонтов сказал: «Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…» Сегодня, разобрав некоторые картины произведения, рассказывающие о том, как жили наши предки в далеком 16 веке, мы должны ответить на вопрос: какие чувства испытывает автор, рассказывая нам о быте и нравах Руси 16 века? Откуда же тоска?

2 этап. Работа с лексикой (на основе домашнего задания)

Быт

Обычай

Нравы

Боярин

Опричник

Православный

Трапеза

Кушак

Домострой

Охульник

Гостиный двор

3 этап. Анализ картин быта. Работа выполняется в группах.

Каждая группа получает карточку с границами анализируемого эпизода. Задачи:

1) озаглавить эпизод словами из текста, 2) озаглавит эпизод своими словами, 3) пересказать эпизод письменно своими словами, не упустив мельчайших подробностей.

4) лучшую работу обсудить и прочитать вслух.

Порядок картин дан в сюжетной последовательности.

Разбираем картину 1 вместе

Картина 1. Со слов «То за трапезой сидит во златом венце» до слов «И все пили, царя славили».

Запись в тетради

«То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич»

Пир Ивана Грозного.

За трапезой сидит царь Иван Васильевич. Сзади него стоят стольники. Напротив царя сидят бояре да князья. По правую и левую руку сидят опричники. И пирует царь во славу Божию, в свое удовольствие.

Улыбаясь, приказал царь налить вина сладкого заморского в свой золоченый ковш и поднести его опричникам. И все пили, царя славили.

Учитель: - Протокол царской трапезы очень жесткий, каждое место строго регламентировано. Почему бояре и князья сидят на противоположном конце стола, далеко от царя? Кто занимает за столом более почетное положение - опричники или бояре?

Какой вывод вы можете сделать из этой картины?

Картина 2. Со слов «На святой Руси нашей матушке..» до слов «Прозывается Аленой Дмитриевной»

Картина 3. Со слов «И сказал, смеясь, Иван Васильевич..» до слов «Не полюбишься, не прогневайся»

Картина 4. Со слов «И приходит он в свой высокий дом…» до слов «А боюсь твоей немилости» и со слов «А смотрели в калитку соседушки…» до «Дитя малое, неразумное»

Картина 5. Со слов «Посылает Степан Парамонович..» до слов «А уж мы тебя, родного, не выдадим»,

4 этап. Проверка. Оценка знаний.

5 этап. Итог урока

- Что вы узнали нового на уроке? (Каков идеал женской красоты 16 в., как надо поступить, если выбрал молодец по душе себе девушку (свататься); как устроена семья 16 века, каковы обязанности жены, каковы обязанности мужа; как наши предки понимали семью и долг перед семьей - все это христианские традиции, нравственные законы, по которым жили наши предки в 16 в.

- Какие чувства испытывает автор, рассказывая нам о быте и нравах Руси 16 в.? Почему?

(нравы очень благородны: честь, совесть, гостеприимство, крепкая семья, забота и любовь, порядок)

- Откуда же тоска? (Присутствует жестокость)

- Каковы ваши впечатления?

- Есть ли что-нибудь общее между нравами Руси 16 века и современной жизнью?

5 этап. Домашнее задание

Еще раз перечитать «Песню», выписывают строки о Калашникове и Кирибеевиче.

Важно не только, чтобы семиклассники выписали все о героях, но и чтобы они продолжили работать с текстом и цитатами.


© 2010-2022