«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е»

            Данный ресурс может быть использован на уроке русского языка  в  7  классе для изучения темы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е» и в 8 классе, как повторение в начале изучения раздела «Повторение изученного за курс 7 класса ».              Урок соответствует возрастным и психическим особенностям семиклассников и очень актуален. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повыша...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название работы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е».

Автор - Деркач Наталья Васильевна учитель русского языка и литературы.

МКОУ Остяцкая ООШ.

Урока по русскому языку в 7 классе


Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

Цель: изучение нового материала о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на -о и -е.

Задачи: 1) Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного правописания наречий.

  • Обобщение и систематизация сведений о правописании НЕ с частями речи, изученными ранее.

  • Выработка практического умения различать слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

2) Развивающая:

  • Способствовать развитию быстроты реакции, аналитического мышления, внимания, речи и памяти.

3) Воспитательные:

  • Формирование мотивации на активное творческое усвоение учебного материала.

  • Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.


Ход урока

1.Оргмомент.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.


2. Создание проблемной ситуации - подведение к теме урока.

1 этап (побуждение) цель побуждения к активной учебной деятельности через старые знания.


goo.gl/nUonMg презентация, сопровождающая весь урок

1 слайд (Страна Орфография)

Слово учителя. Сейчас мы прочитаем отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков» (приложение №1), в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка. Наше путешествие будет происходить в Стране изученных правил, которая называется Орфография, и мы с вами ненадолго вновь вернемся в детство.

Мы переправимся через реку Невыученных правил, перейдём болото

Ошибок, преодолеем горы Трудностей, пройдём сквозь лес Знаний и окажемся в городе НЕ. Я надеюсь, что вы сможете помочь частям речи разобраться в их отношениях с НЕ. Именно об этих сложных отношениях НЕ с различными частями речи и рассказывает нам сказка «Фамильная ненависть». Каждый учащийся получает текст с лингвистической сказкой «Фамильная ненависть». ( приложение №2)

2 слайд (Лингвистическая сказка «Фамильная ненависть»), (приложение №2)


Ученик читает сказку вслух.

- О каких орфографических правилах идет речь? (речь идет о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными и причастиями).

- Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с наречиями мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока …. (говорят учащиеся) (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - о и - е).


3 слайд (Тема и цели урока)

- Откройте тетради, запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е».

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на - О и - Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).

4 слайд (Река невыученных правил)

- Итак, мы начинаем путешествие по стране Орфографии. Вам предстоит перебраться через Реку Невыученных или забытых правил. (Показ слайда.) Вспомним ещё раз, как пишется не с различными частями речи. Приготовьте ваши сигнальные карточки.

Я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждениями, показываете «Да» (зелёная карточка), если не согласны - «Нет» (красная карточка).

1. Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет.)

2. Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да.)

3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да.) Дополните это утверждение.

4. Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да.)

5. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет.) А когда ещё не с прилагательными пишется слитно?

6. Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний пишутся слитно. (Нет). Назовите эти слова отрицания.


5 слайд (болото Ошибок)

- Молодцы! Правила вы знаете хорошо, а умеете ли ими пользоваться? Перед нами болото Ошибок. Чтобы переправиться через болото, вернёмся к нашей сказке.

6 слайд (Лингвистическая сказка)

Назовите слова со скобками тех частей речи, правописание которых вы уже изучили, скобки раскройте, правописание объясните.

- Мы выбрались из болота Ошибок. Молодцы!

- Ребята, а какое слово с НЕ никто из вас не выбрал? (недружелюбно)

Слово недружелюбно. А почему? (Это наречие, правило написания которого ещё не изучали).


7 слайд (Горы Трудностей), затем возврат к 6 слайду (к сказке)


- Перед нами горы Трудностей.

1 задание: вы должны образовать наречия, однокоренные прилагательным из данной сказки, которые пишутся слитно. С помощью какого суффикса вы будете это делать? (- о или - е). Запишите наречия в столбик. К каким наречиям можно подобрать синонимы? Запишите их в скобках.


Непослушной - непослушно (капризно)

Невоспитанной - невоспитанно (грубо)

Неприятное - неприятно (досадно, обидно, горько)

Нелепыми - нелепо (без не не употребляется)

Недружелюбно (враждебно)

- Сделайте вывод (НЕ с наречиями на - о и -е пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ или можно подобрать синоним без НЕ)


2 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением;

Не доверчивым, а подозрительным - не доверчиво, а подозрительно.

Не малый, а значительный - не мало, а значительно.

- Сделайте вывод (Не с наречиями на -о и - е пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом а).

3 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами - отрицаниями, которые усиливают утверждение;

Далеко не ласковый - далеко не ласково

Вовсе не интересными - вовсе не интересно

- Сделайте вывод (Не с наречиями пишутся раздельно, если к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не)

- Обобщим всё сказанное о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на -о и -е (проговаривание правила)

- А теперь подтвердим наши выводы правилом из учебника на странице 113.

- Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)


8 слайд (Море)

3. Релаксация (фильм «шум моря)». goo.gl/tfVdtj

- Мы переправились через Горы Трудностей. А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. И представьте, что вы - на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. А теперь потянитесь. И вот вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.


9 слайд (Лес Знаний)

4. Отработка навыка.

2 этап (реализация)

- Перед нами лес Знаний. До города НЕ осталось совсем не много - нужно выполнить несколько заданий.


10 слайд (Составление слов - наречий)

1 задание. Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово, запишите их в столбик:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)


Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)


А теперь давайте посмотрим и выполним следующие задание .

Решим кроссворд. goo.gl/HkXH6x

- Слова какой части речи у нас получились? (наречия)

-Запишите к каждому наречию синоним с не-:

Близко - недалеко

Низко - невысоко

Тихо - негромко

Плохо - нехорошо

Медленно - небыстро

Мало - немного


- Как вы написали не с наречиями? Ещё раз сделайте вывод, почему в этих парах НЕ с наречиями будет писаться слитно? (Подобрали синонимы без НЕ). Чем является НЕ в наречиях? (приставкой)


3 задание (резервное) Распределительный диктант (приложение №3)

-Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.( дети работают самостоятельно, затем проверяем)

11 слайд (Тест) goo.gl/Fceab0 - презентация тест

Ребята, а теперь давайте закрепим при помощи тестовых заданий, а затем проверим правильно ли вы сделали.

12 слайд (Ключ к тесту)


5. Итоги урока. Рефлексия.

-И вот мы уже стоим перед воротами города Не. Осталось сделать один шаг - ответить на несколько вопросов:

13слайд (Итоги урока)

Мы вспомнили, что -

Мы поняли -

Было интересно -

Вызвало затруднение -

Нужно выучить -

6. Оценки.

14 слайд (домашнее задание)


7. Домашнее задание.

1. Параграф 18, стр. 112, упр. 255,256

2. Заполните таблицу примерами


15 слайд (желаю дальнейших успехов!)

- Ребята, закончился этот урок, но ваше путешествие по стране Орфографии не окончено. Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие в уроке и желаю дальнейших успехов!



Приложение №1

Отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Лентяй и двоечник Виктор Перестукин не желает учиться, а хочет приключений. Однажды его желание сбывается - его собственные школьные учебники отправляют Перестукина в Страну невыученных уроков. Если он не справится с приключениями, которые встретит по дороге, то останется в Стране навсегда.

В Стране невыученных уроков Перестукин встречается со своими прежними школьными ошибками - коровой, которую он назвал «плотоядным животным», получившейся в ответе задачи «половиной землекопа», попавшим на юг белым медведем и так далее.

В конце приключений его жизнь висела на волоске: добравшемуся до Дворца грамматики Перестукину вынесли приговор, который заканчивался предложением: «Перестукина ». Однако ему дали шанс переделать смертный приговор в помилование. Для этого ему надо было в правильном месте поставить запятую. Перестукин поставил запятую в последнем предложении между словами «нельзя» и «помиловать», после чего Витя вернулся домой и пообещал впредь хорошо учиться.







Приложение№2

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.

Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия.

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.








Приложение№3

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я всё же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

немножко (наречие - мало)

не вижу (не с глаголом)

небольшой (прил. - маленькой)

не выдаю (не с глаголом)

несколько (отр. наречие)

не знаю (не с глаголом)

неясно (наречие - расплывчато, туманно)

не могу (не с глаголом)

неподвижности (сущ. - покой, оцепенение)


неожиданности (сущ. - внезапность)


немедленно (нар. - быстро)




















Приложение №4

Тест (подготовка к ГИА).

1. В каких из данных слов не пишется слитно:


А) (не)погода

Б) (не)серьёзно, а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт


2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе (не)легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г) (не)годовать


3. Не с наречиями на -о, -е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво


4 Не с наречиями на -о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно, а глупо

Б) (не)приятель

В) (не)большой, но рыбный

Г) ничем (не)выдаю


5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)плохо, а хорошо


(Ключ к тесту)

1. А), В)

  1. Б), В)

  2. А), Б)

  3. А)

  4. Г)





Методические рекомендации по использованию материалов выпускной работы коллегами в их профессиональной деятельности.

Методическое описание.

Данный ресурс может быть использован на уроке русского языка в 7 классе для изучения темы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

на -О и -Е» и в 8 классе, как повторение в начале изучения раздела «Повторение изученного за курс 7 класса ».

Урок соответствует возрастным и психическим особенностям семиклассников и очень актуален. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышает эффективность обучения, познавательную активность.

Кроссворд, тест и мультипликация помогают ученикам логически мыслить при решении тестовых, логических задач. Возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять их положение, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

На уроке создается такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог, приходить к согласию в интересах общего дела.

На уроке русского языка использован фильм для релаксации

с шумом моря, что позволит детям отдохнуть и расслабиться , послушать мелодию, визуально побывать на море .

Использование компьютеров для прохождения теста обучающимися поддерживает интерес детей к предмету. Они выполняют его самостоятельно, после чего смогут посмотреть свои результаты и подумать на что ещё нужно обратить внимание.

На уроке создается благоприятный климат, повышается мотивация к обучению.

Средства ИКТ, применяемые на уроке, служат инструментами учебной деятельности.

На организационном этапе проверяется подготовка всех учащихся к уроку, сообщается тема урока, цель урока, форму урока.

На этапе актуализации знаний осуществляем закрепление и систематизацию знаний по теме.

Производим повторение теоретического материала.

На этапе обобщения знаний осуществляем практическое применение теоретического материала.

На протяжении всего урока сопровождает презентация маршрута с различными фотографиями (картинками) заданиями.

Интернет - ресурсы:


Перечень используемых программ и оборудования, необходимого на уроке

1. С целью актуализации опорных знаний создала тест с помощью программы конструктор тестов в MS PowerPoint 2007. Для прохождения теста обучающимися необходимо на уроке наличие компьютеров ( по количеству обучающихся в классе) с установленным программным обеспечением: MS Office 2007.

2. Программу Windows Movie Maker использовала для создания слайд-шоу шум моря. Для показа слайд-шоу необходимо наличие на уроке следующего оборудования: компьютер с колонками, экран, мультимедийный проектор.

3. Для создания кроссворда по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е» использовала программу JCross, входящую в состав Hot Potatoes. Для решения кроссворда обучающимися необходимо на уроке наличие компьютеров ( по количеству обучающихся в классе).

4. Использовала презентацию , созданную в MS PowerPoint 2007. Для сопровождения данной презентации необходим на уроке проектор, экран, компьютер с установленным программным обеспечением: MS Office 2007.

Оборудование:

1.Учебник русского языка для 7 класса. Разумовская М. М. и др.

2. Сигнальные карточки

3. Карточки с заданиями

© 2010-2022