- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Библиотечный урок Детский писатель К. И. Чуковский
Библиотечный урок Детский писатель К. И. Чуковский
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таранкова Л.Г. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лопатинская общеобразовательная основная школа»
Библиотечный урок-игра
для учащихся 2- 4 классов
«Детский писатель К.И.Чуковский»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литертуры
Таранкова Людмила Геннадьевна
Цели:
-
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
-
Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
-
Развивать мышление, речь, воображение, память.
-
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желания читать.
-
Расширять круг чтения через изучение лучших книг из репертуара детской отечественной классики (на примере творчества К.И. Чуковского).
Подготовительная работа: Прочитать с детьми произведения К.И.Чуковского. Заучивание его стихов и отрывков из сказок. Показать иллюстрации художников к его книгам.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку,
выставка произведений К.И.Чуковского,
выставка детских рисунков к произведениям.
План
Вступительное слово учителя.
I тур - «Вспомни сказку».
II тур - «Кто есть кто».
III тур. «Конкурс знатоков».
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
V тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
VI тур «Героический поступок»
Подведение итогов и награждение победителей.
Эпиграф урока:
1 слайд
«Способность видеть чудеса в обыкновенном - неизменный признак мудрости». Ральф Эмерсон.
Учитель: Какие замечательные слова! А что для каждого из вас означают слова чудо, чудеса, чудесное? А мудрость? А теперь посмотрим, что об этом написано в словаре С.И. Ожегова:
Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
-
Слайд
Все его сказки написаны звонкими стихами. Они забавны и веселы, наверно потому, что автор родился первого апреля - в день смеха. Он был очень весёлый и интересный человек, очень любил детей и старался писать для них интересные сказки в стихах. И дети очень любили его произведения. Кто это?
5 слайд
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
6 слайд
1 апреля 2012 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 130 лет.
Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
7 слайд
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
8 слайд
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
9 слайд - 18 слайд
I тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха - Цокотуха»
Нет - нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из - за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним - то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали - мяу - мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
- С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", " Телефона"… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
19 слайд
По сказкам мы учились всему понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе -
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею -
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
18 слайд
II тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
20-24 слайд
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Барабек - (обжора)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
25 слайд
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!"
26-32 слайды
III тур. «Конкурс знатоков».
1. -Какая героиня сказки Чуковского произносила эти слова?
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
(Федора)
2. Назовите настоящее имя К.И. Чуковского.
(Николай)
3. О ком эти строчки? Отгадайте кто это?
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
"Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!"
(Бармалей)
4. Из какой сказки эти строчки?
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
(Мойдодыр)
5. Из какой сказки эти строки?
Плачут Тотоша с Кокошей:
Папочка, ты нехороший:
Даже для глупой овцы
Есть у тебя леденцы.
Мы же тебе не чужие,
Мы твои дети родные,
Так отчего, отчего
Ты нам не привёз ничего?
(Крокодил)
6. Из какой сказки эти строки?
Кому велено чирикать-
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать-
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
(Путаница)
7. Из какой сказки эти строки?
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень
Динь-ди-лень
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
(Телефон)
33 слайд
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
34-46 слайд
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
47 слайд
- К.И.Чуковский рассказывал: " У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил - 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
48-49 слайд
V тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ
ЦКТХ
МЙДДР
ФДР
ЙБЛТ
ТРКНЩ
КРКДЛ
КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
50 слайд
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".
51-52 слайд
VI тур «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит
Зажгли море.
Воробей
Проглотил солнце.
Крокодил
Помыла свою посуду.
Комар
Вернул солнце в небо.
Федора
Потушила море.
Медведь
Спас Муху - Цокотуху.
Бабочка
Съел таракана.
Лисички
Вылечил зверей.
Сказки К. Чуковского заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве " Бармалея "
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Мы молодцы! Мы знаем много о дедушке Корнее. Думаю, что он
был бы очень им рад. У него было бы хорошее настроение.
А какое настроение у вас? Выберите себе лепесток.
Зелёный - у вас хорошее, радостное, веселое настроение
Жёлтый - вам и не грустно, и невесело
Синий - вам грустно (если повесят, узнать, почему)
А у меня от общения с вами весёлое, радостное настроение
Спасибо за урок. Я надеюсь, урок вам запомнится на долго и вы будете любить сказки К.И.Чуковского так же, как и я.