- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий фестиваля по русскому языку И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»
Сценарий фестиваля по русскому языку И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кобзева Т.Г. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий фестиваля по русскому языку
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»
Цель:
-
сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре;
-
развитие эстетического чувства школьников на основе элементов традиционной культуры;
-
развитие межпредметных связей всех учебных курсов, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания молодежи;
-
развитие интереса к глубокому развитию русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;
Задачи:
-
формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора;
-
повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
-
продолжить знакомство детей с русским языком;
-
учить внимательно слушать и понимать;
-
развивать творческие способности, учить читать наизусть эмоционально и выразительно;
-
добиваться четкой дикции;
-
расширить словарь детей, обогатить речь цитатами, пословицами, поговорками, фразеологизмами;
-
воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку;
-
повысить уровень самоконтроля за собственной речью, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией;
-
развитие речи, мыслительной деятельности, внимания;
-
формировать чувство причастности к культурному наследию России;
-
воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову;
II. Предварительная работа (подготовка занятия)
Учащимся предлагается заранее перед фестивалем разработать символику и логотип русского языка. Также подготовить плакаты с высказываниями о русском языке, с фразеологизмами, стенгазеты. Всем эти оформляется зал. Презентация с портретами писателей и поэтов, управляемая учителем, музыка, привлечение других учителей (н-р, музыки).
III. Ход мероприятия.
Звучит музыка, учащиеся совместно с учителем исполняют песню о фестивале.
Звучит песня «Фестивальная» музыка Е.Птичкина, слова В.Татаринова в исполнении вокальной группы учеников
Текст (слова) песни «Фестивальная»
Что собирает молодых,
Под шумным небом Фестиваля?
Мы позовём друзей своих,
Чтоб звонко песню запевали.
Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!
Пусть, пусть танцует рядом друг!
Наша песня взовьётся вдруг
Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.
Промчатся праздничные дни,
Мы все разъедемся по свету,
Но ты надолго сохрани
Наш фестиваль и песню эту.
Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!
Пусть, пусть танцует рядом друг!
Наша песня взовьётся вдруг
Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.
Наш Фестиваль похож на нас,
Он Дружбы вестник, Мира вестник.
За наш Язык в тревожный час
Должны вступиться мы, ровесник!
Припев: Пусть, пусть всё шире дружбы круг!
Пусть, пусть танцует рядом друг!
Наша песня взовьётся вдруг
Словно голубь из крепких рук.- 2 раза.
Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас всех на Фестивале русского языка «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».
Ведущий 2. В словаре Ушакова мы находим толкование слова «фестиваль» - периодическое празднество, показ, и мы готовы показать Вам, дорогие гости, всю красоту и богатство нашего языка.
Ведущий 1.Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти.
Звучит стихотворение Н.С.Гумилёва «Слово» в исполнении ученика(цы)
«Слово»
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Ведущий 2. В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.
Звучит стихотворение С.Г. Островой «Первородство» в исполнении ученика(цы)
«Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! -
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
Ведущий 1.Русский язык неразрывно связан с русскими традициями. Предлагаем вашему вниманию русский народный танец. Танец в исполнении учащихся на песню «Золотого кольца»
Ведущий 1. Бывает, погасшая звезда для людей на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
Звучит стихотворение И.А.Бунина «Слово» в исполнении ученика(цы)
«Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Ведущий 2. Родной язык - это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. На нём мы общаемся с самыми близкими нам людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, нашими друзьями.
Звучит стихотворение В.Я.Брюсова «Родной язык» в исполнении ученика(цы)
«Родной язык»
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты - мститель мой, ты - мой спаситель,
Твой мир - навек моя обитель,
Твой голос - небо надо мной!
Ученик(ца) исполняет музыкальное произведение «Тонкая рябина» (аккордеон)
Танец в исполнении учениц на песню Марины Девятовой « Над Россией моей» с презентацией.
Ведущий 1. Вся жизнь человека связана с языком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других. Мы читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях мы используем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.
Звучит «Ангел» Моцарта в исполнении ученика(цы) (фортепиано)
Звучит стихотворение Я.В.Смелякова «Русский язык» в исполнении ученика(цы)
«Русский язык»
У бедной твоей колыбели,
еще еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.
Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.
Ты шел на разбитых копытах,
в кострах староверов горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в неволе,
мукою запудривши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной
и белым лебяжьим пером.
Ты - выше цены и расценки -
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.
Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.
Ведущий 2. Язык, на котором мы говорим - русский. Это один из самых богатых и красивых языков мира.
Звучит стихотворение Н.А.Заболоцкого «Читая стихи» в исполнении ученика(цы)
«Читая стихи»
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Ведущий 1.Распространение письменности на Руси, приведшее к созданию русского литературного языка, связывают с Кириллом и Мефодием.
Ведущий 2. Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (ныне город в Греции Салоники). В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) - старший, а Константин (Кирилл) - младший из них. Константин был очень образованным для своего времени человеком. Он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.
Ведущий 1. В 856 году Кирилл вместе со своими учениками пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки, которая была осуществлена в 863 году и получила название по имени её создателя - кириллица.
Звучит стихотворение Евгения Тищенко в исполнении ученика(цы)
Какая сладкая отрава:
кружочки, палочки, тире -
вести их слева и направо
под шорох дат в календаре.
У каждой буковки - звоночек,
значок в пустыне мировой,
чтоб сердце - этот пастырь строчек -
их различало меж собой.
Когда кириллицы цыплята
бумажным лугом побегут,
душа - не столь большая плата
за этот плен, за этот труд.
Свести разрозненные части,
все тридцать звуков словаря
в одну строку - какое счастье! -
и все тебе благодаря.
Ведущий 2. Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин.
Звучит стихотворение Сергея Скачко «Язык» в исполнении ученика(цы)
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Ведущий 1. Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежит одно из самых известных определений русского языка как «великого и могучего».
Ведущий 2.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вступает УЧИТЕЛЬ: Я хочу рассказать вам быль. Называется она «Великий русский язык».
Быль
Урок литературы в 9-м классе близился к концу. Учитель дал задание: к следующему уроку выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал: - У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю.
Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории?
Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что он рассказал ребятам.
- Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.
- Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш.
Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе...
Рука учителя, державшего перед классом портрет Тургенева, слегка вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс.
Прозвенел звонок на перемену, но ученики не шевельнулись, в торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя-патриота.
(Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)
Ведущий 1. Великие классики нашей литературы посвящали родному языку свои произведения:
Читает стих ученик(ца) «Молитва» М.Ю.Лермонтова
Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Ведущий 2. Современные поэты обращались к русскому языку…
Читают стихотворения «Словарь» С.Я.Маршака
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
«Родные слова» А.Я.Яшина
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши - тетерева
Летянина - дичь,
Пересмешки - молва,
Залавок - подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики - снегири,
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей - полку под потолком,
Клюкву - журавлихой…
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
«Русский язык» Александр Яшин
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
«Устная речь» В.С.Шефнера
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
Ведущий 2. Алексей Максимович Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - писал он, - есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней».
Ведущий 1. Богатство и многообразие русского языка подмечали многие поэты. И кто из нас не употребляет фразеологизмы? А как трудно перевести их значение иностранцам? (Далее в зале появляются плакаты с фразеологизмами, которые громко скандируются отдельными детьми вслух.)
Сломя голову.
Диву даться.
Попасть впросак.
Вверх тормашками.
Дать маху.
Съесть собаку.
Петь Лазаря.
Сесть в калошу.
Дать стрекоча.
Согнуть в бараний рог.
Ложка дегтя в бочке меда.
Делать из мухи слона.
Шевелить мозгами.
Кровь с молоком.
Ведущий 2. Наверное, об этом писал и поэт Илья Фоняков:
Люблю я русский разговор
Моих товарищей нерусских,
Сынов степей, лесов и гор,
Бескрайних тундр, ущелий узких.
Как речь России хороша
И как свежа невыразимо
В живой трактовке латыша,
В интерпретации грузина!
Как будто в правду рождены
На высшем взлете вдохновенья,
Как неожиданно точны
Бывают словостолкновенья!
Ведущий 1 . Проведем небольшую викторину. Употребляя фразеологические обороты, мы стремимся сделать нашу речь более меткой, образной, выразительной и интересной. А как вы понимаете их значение?
Поднять на щит - ... вознести высоко.
Строить воздушные замки - ... мечтать о недоступном.
Вырвать с корнем - ... уничтожить окончательно.
Медовые речи - ... льстивые слова.
Мертвая тишина - ... ничем не нарушаемая.
Кот наплакал - ... очень мало.
Филькина грамота - ..: поддельный или ненужный документ.
Держать нос по ветру - ... умение приспосабливаться.
Маменькин сынок - ... изнеженный молодой человек.
Ведущий 2. Михаил Иванович Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык... Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».
Русский литературный язык - величайшее достижение речевой культуры народа.
Ведущий 1. Наш Фестиваль подошёл к концу, в заключение которого мы хотели бы ещё раз обратиться к нашей литературе.
Стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.
Финальная песня «Россия» слова Н.Соловьёва, музыка Г.Струве исполняет вокальная группа учеников и танец в исполнении творческого танцевального коллектива.
Текст (слова) песни «Моя Россия»
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.