Методическая разработка урока Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Пермского края

ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»













Конспект урока по дисциплине ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тема: Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества








Лебедева Ольга Николаевна

преподаватель






2014 г

Методический паспорт урока

Целевая аудитория: студенты 2 курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Предмет: Детская литература

Раздел: Истоки детской литературы

Концептуальная цель преподавания курса детской литературы: получение целостного представления о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли

Тема: Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества

Цель урока: формирование представления о художественных особенностях былин

Обучающий аспект: актуализировать знания студентов о былине как жанре УНТ, дать представление об отличии былин от сказки

Развивающий аспект: развивать умение анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой спецификой

Воспитательный аспект: воспитывать интерес к литературному достоянию русского народа

Тип урока: комбинированный урок

Методы:

- словесные (беседа), работа с учебной литературой

- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, использование фонозаписи)

Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа

Оборудование: учебники Русская литература для детей под ред. Т.Д. Полозовой, Детская литература. Хрестоматия/ Сост. А.В. Дановский; мультимедийный проектор, компьютер, колонки

Предполагаемый результат урока: студенты получат представление о художественных особенностях былин, осознают значимость изучения фольклора

Этап

Вре

мя

Слайд

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Формируемые компетенции

I. Организ. момент

1

1

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться.

Приветствуют преподавателя

Взаимодейство-вать с руководством, коллегами и социальными партнерами

(ОК 6)

II. Определение темы урока. Целеполагание

7






2


3



4


- Мы продолжаем изучать раздел «Истоки детской литературы». Кто напомнит, какие темы мы уже рассмотрели?

- Совершенно верно. Сегодня мы продолжим работу с данным разделом.

Для определения темы сегодняшнего урока я предлагаю вам прослушать фрагмент аудиозаписи.

Верно. Запишите тему урока в тетради: Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества

- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?

  • Историческая справка

  • Определение понятия

  • Особенности былин, признаки

- Мы рассмотрели фольклор, а также тему «Народные сказки: виды их особенности»

- Сегодня мы будем говорить о былинах.

Высказывания студентов




Определение целей и задач урока (ПК 1.1)


III. Изучение нового материала

6




















5













12

















































7




5





















6





7






8








9











10-11





12-14





15





















16-17


18









1) Историческая справка

В середине XIX века произошел переворот в изучении УНТ и народной культуры в целом. В глухой Олонецкой губернии был открыт живой родник русского былинного эпоса, впервые стали известны имена выдающихся сказителей, таких например как Рябинин, Щеголенко, которые сохранили старинные эпические песни о подвигах русских богатырей. Этим открытием отечественная наука обязана ученому-энтузиасту, крупнейшему собирателю фольклора Павлу Николаевичу Рыбникову. Былины, записанные им на русском севере, вошли в 3-томное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым». До этого былины знали лишь по сборнику Кирши Данилова, т.е. в записях 18 века. В своей книге Рыбников замечает, что былины возникают, «когда письмена не изобретены, когда человек, желая сохранить прошедшее в памяти, прибегает к размеру и напеву и когда в стихотворную форму облекаются не одни предания и исторические воспоминания, но и законы пророчества, предзнаменования».

2) Определение понятия

- А теперь попробуем сформулировать определение понятия былина.

- Проверим себя. Откройте учебник Полозовой на стр. 61-ой. Найдите и запишите определение понятия былина. Зачитайте, что записали.

- В литературе вы можете встретить не только термин «былина», но и «старые песни, старины».

Даль в своем словаре употребляет такие термины как « бывалка, бывальщина, былица, былина, быль» - что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый, старина; иногда вымысел, но сбыточный, сказочный.

- Посмотрите на слайд, здесь приведены определения понятия былина из разных источников. Прочитайте их про себя.

3) Особенности былин

- Опираясь на данные определения, попробуйте назвать признаки былины.

- Признаки, которые вы назвали, характерны не только для былин, но и для …

Следовательно, давать характеристику былинам мы будем, сравнивая их со сказками.

- Как мы уже выяснили у былин и сказок много общего. Что еще объединяет эти два жанра? Узнаете, прочитав материал в учебнике Данковского на стр. 33 - 34


- Чем былина отличается от сказки?

- Мы сказали, что оба жанра имеют сюжет. Но в сказках события преимущественно из бытовой, личной жизни, а в основе былин лежат важные исторические события.

- Что вы можете сказать о героях этих произведений? Каких былинных героев вы знаете?


- Что вы можете сказать о фантастической составляющей?


- Поэтому, мы можем говорить о еще одном признаке былин - действие былины всегда приурочено к реальным географическим центрам. В сказке же это некое сказочное царство.

- Какие еще признаки былин не отметили?


- Что можете сказать об исполнении этих произведений?


- Как и сказки былины имеют виды. Различают героические, сказочные и новеллистические былины.

4) Практическая работа

- Итак, мы рассмотрели все вопросы, которые ставили в начале урока. Проверим, как хорошо вы усвоили материал. Прочитайте тест, написанный на слайде. Действительно ли это былина?

Слушают рассказ преподавателя





Высказывания студентов




Былины - это эпические произведения, имеют сюжет, типовых персонажей

- Для сказок

- Используется художественный вымысел, фантастика;

- Наличие портретных характеристик, пейзажно-бытовых картин

- В сказках - это обыкновенные люди с человеческими слабостями, в былинах - это богатыри, наделенные идеальными качествами человека

- Невероятные события былины «повествуются как дела, бывшие действительно». В сказке же «с самых первых слов дается знать, что это вымысел»

- Волшебство - характерная особенность сказки. В былинах оно всегда на враждебной стороне.

Сказка сказывалась говорком или даже скороговоркой, а былина имеет особый напевный слог

- Нет, т.к. здесь нет типичных героев, точных географических мест, исторической значимости события

- Осуществлять поиск, анализ и оценку инфор-мации, необхо-димой для реше-ния поставлен-ных задач (ОК4)

- Работать в коллективе и команде, взаимодейство-вать с руковод-ством, коллега-ми и социаль-ными партне-рами (ОК6)

Организовывать собственную деятельность (ОК 2)

- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, выступлений (ПК4.4.)

IV. Домашнее задание

2

19

- Дома я вам предлагаю прочитать настоящую былину и записать ее в читательский дневник


V. Итог урока

5

20

- Наш с вами урок подходит к концу. Подведем итоги нашей с вами работы. Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Что вам пригодиться в вашей практике? - Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Высказывания студентов

Анализировать уроки (ПК 1.4.)





© 2010-2022