- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виль О.А. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 11 класса составлена на основе программы по русскому языку для 10-11 классов: «Русский язык» (базовый уровень). 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: "Просвещение" 2011 г.
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Целью изучения курса русского языка в 11 классе является овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса: «Официально-деловой стиль речи" "Публицистический стиль", "Язык художественной литературы", "Разделы русской орфографии и основные принципы написания слов", "Синтаксис и пунктуация".
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: практикум (виды разбора), устные сообщения, изложение с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестирование, разные виды анализа художественного текста.
Результаты обучения представлены в "Требованиях к уровню подготовки" и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю общую школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по двум компонентам: «знать/понимать» и «уметь».
Предметными результатами изучения предмета « Русский язык" в 11 классе являются следующие умения:
знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Борцовская средняя общеобразовательная школа № 5
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Борцовская СОШ№5
__________ Анучина Г.Ю. ____________ С.И.Залесный
«_____»______ 2014 Приказ №_____от «____»_______2014
Рабочая программа
по русскому языку
11 класс
среднее общее образование
на 2014 -2015 уч.год
Составитель: Виль О.А.
Учитель русского языка и литературы
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
__________________ цикла
протокол № _______
от «____»_________2014года
С.Борец
2014год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе документов:
1. Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03..2004 г. № 1089)
3. Положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».( Приказ № 37 от 02.09.2013г.)
4. Образовательной программы МБОУ Борцовская СОШ № 5,утвержденной приказом № 42 от 28.08.2014г.
5. Учебного плана ОУ приказ № 42 от 28.08.2014г.
6.Приказа МБОУ Борцовская СОШ № 5 от 26.02.2014 за №14 « Об утверждении списков учебной литературы на 2014 - 2015 учебный год»
Программа рассчитана на 68 часа, по 2 часа в неделю.
Русский язык является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ базового уровня, на реализацию которого отводится 1 час в неделю, но за счет часов компонента ОУ число недельных часов увеличено до 2 часов в связи с подготовкой к ЕГЭ.
Основные задачи рабочей программы по русскому языку:
- практическая направленность;
- формирование компетенций обучения;
- систематизация и обобщение знаний по курсу основной школы.
- практическое использование знаний и умений при подготовке и сдаче ЕГЭ
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического анализа текста.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом.
Главным в программе является работа над стилями речи. Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Наиболее полно в рабочей программе представлены художественный и публицистический стили речи, а также работа над лингвостилистическим анализом художественных текстов.
Особое место в системе работы в 11 классе занимают межпредметные связи.
Предусмотренные уроки развития речи, диктанты, тестирование проводятся в соответствии с графиком прохождения программного материала.
Программа ориентирована на общеобразовательный класс (базовый уровень).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы обучения
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция,, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Содержание учебного предмета.
№ п/п темы (раздела)
Название темы
(раздела)
Содержание темы
(раздела)
Количество часов
1
Синтаксис и пунктуация в простом предложении
Синтаксис. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
17
2
Публицистический стиль речи.
Особенности публицистического стиля речи. Средства выразительности публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи.
8
3
Художественный стиль речи.
Особенности художественного стиля речи, его средства выразительности.
6
4
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Их строение. Знаки препинания в сложном предложении.
11
5
Разговорный стиль речи
Особенности разговорного стиля речи.
5
6
Орфография. Повторение.
Систематизация знаний, умений по разделам: Фонетика, графика, орфоэпия, морфология, орфография, словообразование.
21
Итого :
68ч
Календарно-тематическое планирование
№ уроков
Наименование разделов и тем
Требования к подготовке учащихся (по темам, разделам)
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция)
Синтаксис и пунктуация.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 17ч
1
Интонация и ее роль в предложении.Знаки препинания в конце предложений.
Обобщить знания об интонации и ее роли в предложении;
Закрепить навыки правописания приставки
Обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выделения;
уметь определять грамматическую связь между главными членами;
закрепить навыки правописания суффиксов -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»;работа по предупреждению грамматических ошибок
Обобщить знания по теме: «Члены предложения»;
закрепить навыки постановки знаков препинания в ПП;
дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений, закрепить навыки правописания.
Обобщить знания по теме
«Пунктуация при однородных членах предложения
Научить различать однородные и неоднородные определения, закрепить навыки правописания
Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах
Закрепить знания о структуре СПП, показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в ПП, формировать умение пользоваться этими оборотами в речи
Обобщить знания учащихся о приложениях, формиро-
вать навыки знаков препинания при приложениях.
Обобщить знания об обособленных обстоятельствах; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах
Совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения.
Повторить и обобщить знания учащихся; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций в письменной речи
Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением;
формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письм. речи.
Раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении
Проверить знания учащихся.
2
2
Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
4
3
Именительный и творительный падежи в сказуемом.
9
4
Тире между подлежащим и сказуемым.
11
5
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах близких по значению.
16
6
Контрольная работа «Главные и второстепенные члены предложения»
18
7
Однородные и неоднородные определения.
23
8
Обособление определений.
25
9
Построение оборотов с распространенными определениями , выраженными причастиями и прилагательными.
30.09
10
Приложения и их обособление.
2.10
11
Обособление дополнений.Уточняющие члены предложения.
7
12
Обособление обстоятельств.
Уточняющие обстоятельства.
9
13
Сравнительные обороты.
14
14
Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.
16
15
Пунктуация при обращениях.Слова-предложения и выделение междометий в речи.
21
16
Контрольная работа «Однородные,обособленные, уточняющие чл.предл.,вводные и вставные конструкции ,обращения,МЖД,слова-предложения».
23
17
Однородные,обособленные, уточняющие члены предложения,вводные и вставные конструкции, обращения,МЖД,слова-предложения.
Решение заданий ЕГЭ.
28
Р/Р ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ. 8ч.
18
Особенности публицистического стиля.
Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания.
Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
Познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи; научить писать портретный очерк.
Познакомить учащихся с правилами устного выступления; закреплять навыки правописания.
Воспитание чувств патриотизма, развитие устной речи учащихся; закреплять на практике правила устного выступления.
Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.
30
19-20
Жанры публицистического стиля речи.Путевой очерк,проблемный очерк,портретный очерк.
11.11
13.11
21
Устное выступление.Доклад.Дискуссия
18
22
Дискуссия на тему»Патриотизм: знак вопроса»
20
23-24
Сочинение публицистического стиля. (по текстам заданий ЕГЭ)
25-27
25
Работа над ошибками , допущенными в сочинении. Задания части С - ЕГЭ
2.12
Р/Р ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ. 6 ч.
26
Общая характеристика художественного стиля.
Виды тропов
Стилистические фигуры.
Знать о языке как многофункциональной развивающейся системе, проблемах экологии языка.
Уметь определять роль тропов в характеристике персонажа, в идейном мировосприятии автора.
Знать план анализа стихотворного текста
Знать своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, словесных образов.
Знать своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, словесных образов.
4.12
26
27
Анализ лирического произведения.Урок-практикум.
Сочинение на тему «Мое восприятие и истолкование стихотворения А.Вознесенского «Живите не в пространстве,а во времени…»
9.12
11
28.
Контрольная работа (административная - ТЕСТИРОВАНИЕ)
16.12
29
30
Р.Р. Изложение по тексту художественного стиля.
«Каравай заварного хлеба» (По В.Солоухину)
Формировать навыки культуры речи;
проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.
18
23.12
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 11 часов
32
Повторение.Виды сложных предложений.
Знаки препинания в ССП.
Пунктуация в предложениях с союзом И.
ССП.Решение заданий ЕГЭ.
Знать понятие сложного предложения,типы сложного предложения и средства связи между его частями
Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, смысловые отношения в ССП
различные типы союзов
Знать основные группы СПП, значения придаточных предложений. Знать понятие сложноподчиненного
предложения, сложноподчиненные предложения с придаточным определительным. Cложноподчиненные
предложения с придаточным определительным и придаточным изъяснительным, их особенности,
пунктуацию сложноподчиненных предложений
Знать понятие сложноподчиненного предложения, сложноподчиненное предложение с придаточным
обстоятельственным, его особенности, пунктуацию сложноподчиненных предложений.
Уметь находить в тексте сложные предложения, различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Совершенствовать пунктуационные навыки
Уметь определять значение придаточного предложения, употреблять в речи различные виды сложноподчиненных предложений.
Отработать навыки постановки знаков препинания , составления схемы
Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным и с
придаточным изъяснительным, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях
Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным,
расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях
Познакомить с придаточными обстоятельственными, их видами.
25.12
33-34
ССП. Проверочная работа и ее анализ.
13.01
15.01
35
Основные группы СПП.
СПП с придаточным изъяснительным.
20.01
36
СПП с придаточным определительным..
СПП с придаточным обстоятельственным.
22.01
37
Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами.
27
38
СПП с двумя или несколькими придаточными.
СПП.Решение заданий ЕГЭ.
29.01
39
Контрольный диктант на тему «СПП»
3.02
40
Анализ контрольного диктанта.
5.02
41-42
Р/Р Сочинение-рассуждение
(в формате ЕГЭ)
10
12.02
Р/Р РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. 5ч
43
Разговорный стиль речи.Урок-семинар
Применение официально-делового стиля .
Знать лексические, морфологические, синтаксические особенности стиля, лингвистическую характеристику терминов, профессионализмов, нейтральной, общенаучной, специальной лексики, нормы их употребления в речи.
Уметь сопоставлять и сравнивать тексты других функциональных стилей и разно-
видностей языка с точки зрения их внеязыковых
и лингвистических особенностей.
17
44
БСП.Повторение изученного.
Решение заданий ЕГЭ.
19
24.02
45
Сложные предложения с разными видами связи.Систематизация и обобщение изученного.
Решение заданий ЕГЭ.
46
Прямая и косвенная речь.Цитирование.
26.02
47
Контрольная работа на тему «Сложное предложение».
3.03
ОРФОГРАФИЯ. 21 ч.
48
Правописание гласных в корне слова.
Правописание согласных в корне слова.
Двойные согласные.
Знать основные нормы русского
литературного языка
Знать основные нормы русского
литературного языка
Знать особенности высказываний на лингвистическую тему
Повторить основные сведения.
Повторить роль словообразования и морфемики в русском правописании
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
Развивать внимание к слову, уметь работать со словарем
Развивать умения обосновывать выделение морфем.
5.03
49
Правописание приставок ПРЕ- И ПРИ-
Буквы Ы и И после приставок
10
50
Употребление разделительных Ъ и Ь
12
51
Буквы Е и О после шипящих и Ц
17
52
Правописание сложных слов
Орфография.Решение заданий ЕГЭ.
19
53-54
Р/Р Сочинение-рассуждение по исходному тексту.
По текстам ЕГЭ
2.04
7.04
55-56
Р/Р Сочинение-рассуждение на заданную тему.
По текстам ЕГЭ
9
14.04
57
Правописание ИС и ИП.Решение заданий ЕГЭ.
16.04
58
Правописание и употребление ИЧ.
Особенности правописания и употребления местоимений.
21.04
59
Правописание глаголов и
причастий.
Употребление деепричастий.
Решение заданий ЕГЭ.
23.04
60-61
Р/Р Сочинение-рассуждение по исходному тексту.
По текстам ЕГЭ
28
30.04
62
Правописание наречий.
Правописание служебных частей речи.
5.05
63
Орфография. Решение заданий ЕГЭ.
7.05
64-65
Р/Р Итоговое сочинение
ЕГЭ - часть С
12
14.05
66-67
Итоговая контрольная работа.
КИМы по русскому языку. (администр. к/р)
19
68
Анализ итоговых контрольных работ
21.05
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по русскому языку.
.«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка«5»ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка«4»ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка«3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка«2»ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
II. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам сов ременного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и ипосле приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иноене...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне од некоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой ор пунктуационной ошибки.
Оценка«4»выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4»может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка«3»выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 гунктуаци-онные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3»за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3»может быть поставлена также при наличии 6 орфографических в 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка«2»выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»2 орфографические ошибки, для оценки «3»- 4 орфографические ошибки (для 4 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки«2»- 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.-
-При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка«4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка«2»ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта
рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка«4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увели-чен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки сочинения
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
5
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускается:
1 орфографическая
или
1 пунктуационная,
или
1гравмматическая ошибка
4
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
3
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
2
1. Работа теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-б-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровни речевой подготовки учащихся.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 8 классе -2-3 стр, нужно учитывать, что объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Оценка теста
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
V1. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».
Используемый учебно-методический комплект и литература
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
-
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.
-
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. - М.: ВАКО, 2006.