Литературная игра, посвящённая юбилею А. П. Чехова. Можно использовать в рамках Недели русского языка и литературы

В рамках предметной недели по русскому языку и литературе была проведена  интеллектуально-развивающая игра « В человеке должно быть все прекрасно…», посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова. Была выбрана именно такая форма для того, чтобы дать еще одну возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.            Игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекатель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

города Коврова Владимирской области





Интеллектуально-развивающая игра


«В человеке должно быть все прекрасно…»,


посвященная 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.





В 2009-2010уч.г. в рамках предметной Недели в школе проводилась интеллектуально-развивающая игра «В человеке должно быть все прекрасно…», посвященная 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Залог успешности образовательного учреждения состоит в непрерывности поиска новых форм и методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является игра,

цель, которой создать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности

.

Задачи игры:

- воспитывать любовь и уважение к отечественной литературе и любовь к чтению произведений классиков;

- приобщать школьников к поисково-собирательной деятельности;

- научить работать в команде;

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

- формировать собственные творческие и деловые способности;

- повышать роль школьной библиотеки как центра духовно-нравственного воспитания учащихся.

Участники: учащиеся 4-11классов (10 команд по 11 человек разного возраста).

Научно-методическая база: библиотеки( домашняя - школьная - городская), читальные залы, интернет- сайты

.

Материально-техническое обеспечение:

- видеокамера, фотоаппарат;

- компьютер, принтер, сканер,

- сборники рассказов А.П.Чехова,

- бумага, краски, кисточки, фломастеры, карандаши, клей.

- спонсорская помощь (грамоты, призы).

При всей кажущейся простоте такой формы как игра, любой их них предшествует подготовительная работа. Немалых усилий требует создание эрудированной слаженной команды и подготовка вопросов.

Нередко во время игры возникают достаточно сложные ситуации. Бывает, что ответ той или иной команды максимально близок к правильному, но эксперт не согласен с ним. Тогда в работу вступают эксперты нескольких станций. Все эксперты подсчитывают баллы( конечный результат), решают вопрос о награждении команд и лучших болельщиков, активного игрока - эрудита.

Готовясь к игре, ее участники, прежде всего, обращаются к научным и научно-популярным изданиям, к справочникам, словарям, энциклопедиям и произведениям художественной литературы.

Игра - это всегда конфликт, схватка. Задача ведущего - поддерживать драматическую напряженность. Но главное - ведущий должен быть увлечен игрой не меньше участников, он должен искренне желать, чтобы звучало как можно больше правильных ответов, кто бы их не произносил. Ведущий не дает превратиться соперничеству во вражду, потому что игра - это праздник.

В последнее время в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название « интеллектуальные игры».

Одним из методов проектной деятельности стали традиционные в нашей школе « Брейн-ринг», « Что? Где? Когда?», « Школа жизни», «Путешествие по страницам книг» и т.д.

В рамках предметной недели по русскому языку и литературе была проведена интеллектуально-развивающая игра « В человеке должно быть все прекрасно…», посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова.

Была выбрана именно такая форма для того, чтобы дать еще одну возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в этой игре, как и в других интеллектуально-развивающих играх с интересом принимают участие дети разного возраста ( 4-11 классы).

Данная игра имеет свои особенности, во-первых, чтобы достойно выступить, проявить свою эрудицию, участники большое внимание уделяли подготовительному этапу: читали произведения А.П. Чехова, составляли кроссворды. Проводили беседы о жизни и творчестве писателя. Находили материал о псевдонимах Чехова и особенностях его стиля, провели соцопрос. В итоге была оформлена выставка иллюстраций по произведениям А.П.Чехова, проведены уроки внеклассного чтения, сделан анализ анкеты

« Знаешь ли ты Чехова?»

Вопросы были разные:

  • Есть ли у тебя дома книги с произведениями А.П. Чехова?

  • Чехов… какие герои и произведения сразу приходят на ум?

  • Какие изречения Чехова ты знаешь?

  • Экранизации каких произведений Чехова тебе знакомы?

Из 98 опрошенных учащихся 7-11 классов и их родителей 92% знакомы с творчеством писателя. 98% - назвали рассказы «Каштанка»,

« Хирургия», « Степь», пьесу « Вишневый сад». 31% - знакомы с изречениями А.П. Чехова. 74% - вспомнили экранизации произведений. У 67% опрошенных в домашних библиотеках имеются книги писателя.

Во-вторых, болельщики тоже могли принять участие в обсуждении того или иного вопроса и принести баллы своей команде.

ПРАВИЛА ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

« В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО…»

От каждого класса выбираются по 10 человек-участников. Составляются ( при помощи жеребьевки) 10 разновозрастных команд из учащихся 4-11 классов.

Выбираются командиры, придумываются названия команд.

Игра проходит по станциям. На прохождение каждой станции и на выполнение заданий отводится 10 минут.

От каждой команды выбираются 2 человека в пресс-центр, который выпускает информационные листы, куда помещаются статьи и фотографии, отражающие ход игры.

Ход игры.

* Линейка. Выдача маршрутных листов. Знакомство с учителями- экспертами.

* Прохождение станций.

* Подведение итогов.

Название станций.

1 «Найди автора» Даны портреты писателей и листочки с названиями произведений. Нужно разложить произведения в соответствии с авторами (к. 44).

2.Редакторский центр. Исправь речевые ошибки (к.34)

3. Рекламное агентство. Создать рекламу на основе произведения А.П.Чехова (к.22).

4. Викторина по творчеству А.П.Чехова «Знаешь ли ты?» (к.38)

(Разрешалось использовать сборники произведений Чехова).

5 «Бюро находок». Предмет и его хозяин (к.21). По описанию предмета нужно было вспомнить, кому из героев он принадлежит и из какого произведения.

6 Литературный ералаш. Из составленного учителем текста выбрать названия и героев произведений А.П.Чехова (к.39) .

7. Актерское мастерство. Выразительное чтение отрывка из произведения А.П.Чехова. Возможна инсценировка.

( Читальный зал).

8 «Толмач». Объяснить лексическое значение слов из произведений Чехова (к.33).

9 Творческая. Решить кроссворд, ребус, составить четверостишье по заданной теме (к.37).

10. «Раздольная». Участники выбирают карточку с названием русской народной песни и поют всей командой. Инсценировка приветствуется (актовый зал).

Маршрутный лист получает каждая команда.

№ п./п.

Название станции

Место проведения.

Количество баллов.

Эрудиты.

Подпись.

1

«Найди автора».

Кабинет№44

Родионова Л.В.

2

Редакторский центр.

Кабинет№34

Одинцова М.Н.

3

Рекламное агентство.

Кабинет№22

Горшкова Н.А.

4

Викторина «Знаешь ли ты?»

Кабинет№38

Серова Н.А.

5

«Бюро находок»

Кабинет№21

Никитчук М.Я.

6

Литературный ералаш.

Кабинет№39

Тароватова В.Н.

7

Актерское мастерство.

Читальный зал.

Акишина М.А.

8

«Толмач».

Кабинет№33

Гурылева К.В.

9

Творческая.

Кабинет№37

Королькова В.В.

10

«Раздольная»

Актовый зал.

Конищева А.А., Бидник

11

Пресс-центр.

Кабинет№20

Комиссарова, Иванов М.В.

Общее количество баллов:

Команды-победительницы награждаются грамотами.

Знатоки творчества А.П.Чехова - призами.

По окончании игры каждая команда вывешивает свой информационный лист на стенд.

Фотокорреспонденты оформляют фотовитрину. Проводится конкурс фотокорреспондентов.

Актуальность данной формы игры очевидна. В федеральном компоненте государственного стандарта отмечается:

« Участие учащихся в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач, приветствуется». В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников творческие умения и навыки.

Задания прилагаются.















Приложение.

Викторина.

  1. В каком городе родился А.П.Чехов?

  2. Кто из родственников А.П.Чехова был крепостным?

  3. Какие псевдонимы были у Чехова?

  4. Назовите имя «человека в футляре» и его профессию.

  5. От чего пострадал Хрюкин в рассказе «Хамелеон»?

  6. Кого Чехов называет «злоумышленником»?

  7. Кого в рассказе Чехова можно назвать «хамелеоном»?

  8. Как можно назвать Чехова: «мастер пейзажа», «мастер монолога», «мастер короткого рассказа»?

  9. Кому из героев рассказа Чехова принадлежит фраза «Как бы чего не вышло…»?

  10. Кто по профессии был 1-ый хозяин чеховской Каштанки?

  11. Какие рассказы вошли в «маленькую трилогию» Чехова?

  12. Как звали дедушку Ваньки Жукова?

  13. Где назначила свидание доктору Старцеву Котик?

  14. С какой целью сбежали из дома двое ребят в рассказе «Мальчики»?

  15. Какое цирковое имя было у Каштанки?

  16. Какой сад вызывал восхищение у всех окружающих в пьесе Чехова?

  17. Какой породы были собаки в произведениях А.П.Чехова: «Каштанка», «Дама с собачкой», «Белолобый»?

  18. В каких журналах печатался А.П.Чехов?

Литературная игра, посвящённая юбилею А.П.Чехова. Можно использовать в рамках Недели русского языка и литературы.Бюро находок.

Распределите предметы, приведенные в списке, между их владельцами - персонажами чеховских произведений.

Предмет

Название произведения

Владелец предмета

Решето с крыжовником

Хамелеон

Городовой Елдырин

Ситцевая крахмальная рубаха

Хамелеон

Городовой Елдырин

"Козья ножка", щипцы

Хирургия

Фельдшер Курятин

Крупные гайки

Злоумышленник

Денис Григорьев

Пузырек с чернилами

Ванька

Ванька Жуков

Керосин, табачная копоть

Лошадиная фамилия

Генерал - майор Булдеев

Зонтик, калоши

Человек в футляре

Беликов

Металлический аршин, скрипка

Скрипка Ротшильда

Яков Бронза

Бильярдный шар

Вишневый сад

Гаев

Тарелка крыжовника

Крыжовник

Чимша-Гималайский

Три револьвера

Пересолил

Землемер Смирнов

Книга на железнодорожной станции

Жалобная книга

--------------------------

Спрятанная от хозяина за шкаф куриная лапка

Каштанка

Каштанка







Цепочка

Назвать имена существительные единственного числа в именительном падеже. Каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего ( Тема "Зоопарк").

Слон- носорог- гусь- собака- антилопа и т.д.

Перевертыши

Назови существительные, которые читаются справа налево, так же как и слева направо.

Казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, поп, дед.

Переставь ударения

Назови глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в существительные.

Село, пропасть, окуни, топи, пряди.

Магазин

Назови названия продуктов, выраженных существительными, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном.

Крахмал, мука, сахар, творог, сметана, кефир, молоко, кофе, карамель, шоколад, вермишель, дрожжи, сливки.

Волшебный круг


Литературная игра, посвящённая юбилею А.П.Чехова. Можно использовать в рамках Недели русского языка и литературы.



Сколько слов вы сумеете прочитать по ходу часовой стрелки и против него.

Сок, кол, лес, око, сокол, лесок, колесо.



По очереди

Назови существительные, которые в русском языке не склоняются.

Ателье, пальто, радио, такси, кенгуру, драже, меню, интервью, жюри, кофе, желе, соло, трюмо.

Переставь буквы

Переставь буквы так, чтобы из одного существительного образовать другое.

Барыня- рабыня, пальто- лапоть, лейка- лакей, подвода- водопад, мошкара- ромашка, стирка- старик, приказ- каприз.


Добавь букву

К названным словам добавь одну букву так, чтобы получились новые слова.

Рот- крот, вал- овал, том - атом, овцы- ловцы, рубка- трубка.

Будь внимателен

Образуйте множественное число от единственного.

Дуга - дуги, рука - руки, мука- …., грек - греки, узбек - узбеки, человек - человеки,

Единственное число от множественного

Певцы- певец, венцы- венец, щипцы-…., орехи - орех, успехи-успех, доспехи-…, кони- конь, пони- ….

Женский род от мужского

Повар- повариха, портной- портниха, купец- купчиха, храбрец- ….

Мужской род от женского

Чтица- чтец, жрица- жрец, львица-…

Существительные от прилагательных

Суровый- суровость, новый- новость, сосновый…, полный- полнота, черный- чернота, мерзлый- мерзлота, ясный….


Некрасов

Дед Мазай и зайцы

Есенин

Береза

Маяковский

Кем быть?

Тургенев

Бежин луг

Блок

Двенадцать

Грибоедов

Горе от ума

Чехов

Ванька


Дом с мезонином


Мальчики

Твардовский

Василий Теркин

Крылов

Квартет

Жуковский

Светлана

Короленко

Дети подземелья

Фонвизин

Недоросль

Гоголь

Вечера на хуторе близ Диканьки

Лермонтов

Мцыри

Салтыков- Щедрин

Премудрый пескарь

Толстой

Филлипок

Пушкин

Барышня- крестьянка

Шолохов

Донские рассказыНайди соответствие.

Задание №1.


Устраните нарушения лексической сочетаемости слов в предложениях:

1. Жители нашего города были свидетелям театрализованного представления.

2. Спортивные клубы выполняют большую роль в жизни общества.

3. Прошу представить мне отпуск.

4. Уплатить за проезд по железной дороге.

5. Наступила война.

Задание №2.

Выберите правильный вариант слова:

1. Письмо дошло до (адресата, адресанта) вовремя.

2 .Этот руководитель всегда проявляет (внимательность, внимание) к людям.

3 . На взгляд настоящего грибника, мы вели себя в лесу как (невежи, невежды), потому что обходили подберезовики, лисички, опята.

4 .Я поблагодарил его за подарок и тут же (одел, надел) браслет на руку.

5. В моей жизни это было самое (памятное, памятливое) событие.


Задание№3.

Отредактируйте предложения в соответствии с нормами русского литературного языка:

1. Корабли приближались ближе к берегу.

2. Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино усилия всех участников.

3. Индейцы - коренные аборигены Америки.

4.Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

5. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.


Задание№4.

Устраните искажение фразеологизма:

1. Уморил червечка.

2. Работать спустив рукава.

3. Взять себе львиную часть.

4. Пускать туман в глаза.

5 .Положить в долгий ящик.


Задание№5.

Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка:

1. Больная мозоль или больной мозоль.

2 .Вкусный киви или вкусное киви.

3. Белая лебедь или белый лебедь.

4. Зеленый Сочи или зеленое Сочи.

5. Розовый фламинго или розовое фламинго.

Задание№6.

Исправьте ошибки в построении предложений с обособленными обстоятельствами и однородными членами.

1.На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.

2. На улицах города, площадях, скверах, зданиях была развернута широкая реклама.

3. Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

4. Подходя к лесу, мне стало холодно.

5. Проходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.








Сенсация! (Для жюри)

На чердаке школы №5 в пыльном ящике обнаружена старая рукопись, подписанная А.П. Чеховым. Запись шифрованная. Предстоит назвать произведения писателя и героев его книг.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Но погода славная, решил пройтись по городу. Вышел на базарную площадь, через нее идет полицейский надзиратель в новой шинели. Слышен собачий визг. Оглянулся: Прыгая на трех ногах, бежит собака. Пусть бежит по своим собачьим делам. А мне надо купить новую шляпу и вечером непременно быть в Дяжиле у приятеля. Он служит там доктором. Давненько с ним не виделись. Слышал, что он обзавелся собственным домом. К пациентам ездит на тройке.

Кстати, хочется побывать в имении знакомых, увидеть чудо, о котором даже в Энциклопедическом словаре говориться. Жаль, скоро торги, и не будет этой красоты, не сумели сохранить ее хозяева - недотепы.

Купив шляпу, возвращаюсь на станцию. У городской гимназии встретил прелюбопытнейшего господина. Весна, а на нем пальто на вате, калоши, темные очки, уши заложены ватой. Вот и замысел для нового рассказа.

До поезда есть время. Скоротаю - ка его в станционном ресторане. Вот из двери выходит господин. Губы его, подернутые маслом, лоснятся, как спелые вишни. Пахнет от него хересом и флердоранжем.

Только что подошел поезд, из вагона вышло семейство: чемоданы, узлы, картонки. Интересно, почему лицо упитанного господина расплылось в улыбке? Почему он так обрадовался странному семейству? Вопросы без ответа. Уж не попробовать ли о них написать рассказик.

В ресторане сел за свободный столик. За соседним столиком три миловидные девушки, очень похожие внешне друг на друга. О чем-то спорят, но до моего уха доносятся слова: «В Москву! В Москву!». А что там? Был недавно в цирке. Премиленькая собачка выступала. Клоун ее все Теткой называл, а когда с галерки крикнули, тут же помчалась на крик, забыв, что она артистка. Отличный сюжет детского рассказа.

Однако пора. Мой поезд.

А.Чехов.

Правильные ответы.

1 « Жалобная книга»(1б)

2 « Хамелеон». Елдырин.(2б)

3 «Ионыч». Старцев Дмитрий Ионыч.(2б)

4 « Вишневый сад». Раневская Любовь Андреевна, Гаев Леонид Андреевич.(3б)

5 « Человек в футляре». Учитель Беликов.(2б)

6 «Толстый и тонкий».(1б)

7 «Три сестры». Ольга, Маша, Ирина.(4б)

8 «Каштанка».(1б)

© 2010-2022