Край родной мой-просторы Тюменские» Урок внеклассного чтения посвящён Тюменскому поэту, члену Союза писателей России Николаю Васильевичу Денисову

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Край родной мой- просторы Тюменские»

Урок внеклассного чтения посвящён Тюменскому поэту, члену Союза писателей России

Николаю Васильевичу Денисову.

Цель урока:

  1. Познакомиться с поэтическим творчеством Н.В.Денисова.

  2. Воспитывать у каждого ученика бережное отношение к родному краю, уметь видеть красоту своей малой родины.

Оборудование: портреты писателя, выставка его книг, альманаха «Тюмень литературная», географическая карта Тюменской области, рисунки учащихся с пейзажными зарисовками, картины художников, карандаши, краски, бумага, фломастеры.

Форма работы: групповая.

Я в деревне вырос,

с ветрами резвился,

у росы туманной

чистоте учился

Н.Денисов

Слово учителя:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Мир сотворил нас такими, какими мы и стали. И мы ему благодарны за это. Пришло время творить свой собственный мир. Мир красоты, добра, чести, справедливости, мир чувств. Этого невозможно сделать без 2-х составляющих, как бы вы ни старались, без поэзии и живописи.

Обращаясь к поэзии, следует отметить одну очень важную закономерность, - никто из поэтов не смог обойти в своём творчестве тему своей малой родины. Ту , совсем маленькую, точку на географической карте, где и появился человек, поэт…

Помните у С.А.Есенина:

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…

А у Николая Рубцова:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу.

Поэт Луговской о своей Родине:

До сосен Заонежья

Река небес тиха

Так трепетно и нежно

Внизу цветёт ольха.

Предлагаю вам послушать ещё одно

Ученик:

Среди полей, где мир и тишина,

Где даже гром грохочет с неохотой

Лежит моя крестьянская страна

Со всей своей заботой.

Там ждут апреля ранние цветы,

На тёплой зорьке лопаются почки.

И мать хлопочет утром у плиты

В простой домашней ситцевой сорочке

И так светлы в заснеженную стынь

Ушедших лет сомненья и печали.

Там деревенька с именем простым-

В других краях о ней и не слыхали.

И по ночам всё тот же свет в окне,

И люди в каждый светлый праздник мая,

Наверное, вспоминают обо мне,

Когда застольной песни не хватает.

Учитель:

А название этой деревеньки-Окунёво, что расположилась в Бердюжских местах Тюменской области. А автора данного стихотворения зовут Николай Васильевич Денисов. Родился он 6 ноября 1943 года.

Кто же он?

Большой человек, талантливый поэт, прозаик, публицист, автор ни одного десятка книг, моряк дальнего плавания, член Союза писателей России, издатель и редактор альманаха «Тюмень литературная».

А по поводу отношения к родным местам Денисов скажет:

Ученик: «Чтобы глубже понять истоки творчества русского поэта или прозаика, надо побывать в тех местах, где прошло его детство. Именно отчая глубинка всегда была и остаётся «питательной силою», движителем чувств и представлений для сочинителя»

Учитель:

И только стихи поэта помогут постичь нам его духовные глубины. Мы не будем сегодня говорить о биографии поэта- ведь биографией поэта являются, прежде всего, его стихи.

Работать будем в группах

Каждой группе предлагается индивидуальное задание по творчеству Н.В.Денисова , выдаётся маршрутный лист с комментариями, заданиями:

Лист 1 (группа 1)

«Все мы родом из детства»

«…четверо было нас в семье. Стихи писать я начал рано, ещё в начальных классах. В селе была богатая библиотека. Чтение приносило лишь восторг. Когда подрос, выучился играть на гармошек…»

Стихи для анализа «Ночные гости», «Ласточки», «День 12 апреля», «Эта девочка снится всегда», «Из детства», «Воспоминания о школе», «В детстве».

Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи?

Какой общей темой они объединены?

В чём вы увидели особенности авторского стиля?

Какие выразительные средства встречаются?

Лист 2 (группа 2)

«Времена года»

« Как-то одна из читательниц мне написала, что в стихах моих много снега, морозов, леденящих вьюг…но что делать, родился я в сибирском селе, где , как говорят, девять месяцев зима, остальное лето. Но есть ещё пронзительные синие вёсны и, особо любимые мной, золотые деньки осени, когда чаще тянет к перу, к бумаге, когда возникает душевное равновесие, способствующее творчеству…»

Стихи для анализа «Осень пришла», «Последняя сказка», «Улетели журавли», «Много снега и света в окне», «Дождь», «Звёзды падают», «Звенел апрель», «Наконец- то выпал снег»

Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи?

Какой общей темой они объединены?

В чём вы увидели особенности авторского стиля?

Какие выразительные средства встречаются?

Лист 3 (группа 3)

«Свет родного очага»

«…строгие были старшие Денисовы- мать , Екатерина Николаевна, и отец, Василий Ермилович», по части справедливости и честности. Это ещё из староверческих дедовских корней пришло. Правда, сами в вере не усердствовали, но мораль осталась и ребятне передавалась, чтоб чужого во двор - ни-ни!...

Я вот недавно в Окунёво был, возле отцовского дома постоял, там другие люди теперь живут, но всё родное вспоминается светло…»

Стихи для анализа: «Герани», «У заколоченной избы», «Вечереет», «Заповедник вдвоём стерегли»

Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи?

Какой общей темой они объединены?

В чём вы увидели особенности авторского стиля?

Какие выразительные средства встречаются?

Лист 4 (группа 4)

Выбирают понравившееся стихотворение Денисова о природе и переносят его на бумагу. (в эту группу входят ребята, которые умеют успехи в живописи»

Лист 5 (группа 5)

Предлагается набор репродукций о природе, учащиеся должны подобрать к ним строчки стихов из творчества Н В.Денисова.

На подготовку группам даётся 15-20 минут.

Выступления, защита.

Учитель:

Мы смело можем сказать, что каждый поэт, прежде чем им стать, научился замечать красоту родного края. Поэтому и художниками не рождаются, ими становятся.

Сегодня мне хочется познакомить вас с картинами нашего школьного художника…. (рассказ о любом ученике, умеющим рисовать, занимающемся в школе искусства и т.д.)

Николай Васильевич Денисов однажды сказал: «Вот эти картины природы , смена времён года и были , пожалуй, первым позывом к фантазиям, воображениям и тому внутреннему состоянию души, которое и называется состоянием поэтическим. Наверное, всё это и есть тот божий дар - умение воспринимать мир так, как его воспринимает не всякий человек. И важно научиться воспроизводить это состояние души посредством слова, поэтической инструментовки. Приходит это с опытом, знаниями, воспитанием чувств, через большой труд»

Не первый год вы ходите в школу по одному и тому же пути и знаете наизусть улицы, дома, каждое деревце и травинку. Но, согласитесь, не каждый из вас умеет удивляться , восхищаться, замечать необыкновенное в таком уже знакомом.

Послушайте ещё одно стихотворение:

Живу я там,

Где всходит солнце по утрам,

Где хлебом пахнет и цветами,

Где умывает всех роса,

Где простирают птицы небеса,

Где звучно плещется река,

Где освещает путь луна,

Где доброты, любви наш полон дом-

Всё это здесь, в краю родном,

Откуда, может быть, уеду я

Коль , пожелает так судьба моя,

Но обещаю я- вернусь сюда,

Хоть на минутку, на денёк,

Чтоб вспыхнул в сердце огонёк.

Это стихотворение принадлежит перу нашей ученице Морозовой Евгении, наполнены они чувством гордости к родной стороне.

Задача нашего урока была прикоснуться к творчеству Н.В.Денисова и увидеть, что прекрасное находится рядом, необходимо лишь остановиться и посмотреть вокруг себя.

Всем спасибо за урок.


© 2010-2022