- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Край родной мой-просторы Тюменские» Урок внеклассного чтения посвящён Тюменскому поэту, члену Союза писателей России Николаю Васильевичу Денисову
Край родной мой-просторы Тюменские» Урок внеклассного чтения посвящён Тюменскому поэту, члену Союза писателей России Николаю Васильевичу Денисову
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Е.Н. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Край родной мой- просторы Тюменские»
Урок внеклассного чтения посвящён Тюменскому поэту, члену Союза писателей России
Николаю Васильевичу Денисову.
Цель урока:
-
Познакомиться с поэтическим творчеством Н.В.Денисова.
-
Воспитывать у каждого ученика бережное отношение к родному краю, уметь видеть красоту своей малой родины.
Оборудование: портреты писателя, выставка его книг, альманаха «Тюмень литературная», географическая карта Тюменской области, рисунки учащихся с пейзажными зарисовками, картины художников, карандаши, краски, бумага, фломастеры.
Форма работы: групповая.
Я в деревне вырос,
с ветрами резвился,
у росы туманной
чистоте учился
Н.Денисов
Слово учителя:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Мир сотворил нас такими, какими мы и стали. И мы ему благодарны за это. Пришло время творить свой собственный мир. Мир красоты, добра, чести, справедливости, мир чувств. Этого невозможно сделать без 2-х составляющих, как бы вы ни старались, без поэзии и живописи.
Обращаясь к поэзии, следует отметить одну очень важную закономерность, - никто из поэтов не смог обойти в своём творчестве тему своей малой родины. Ту , совсем маленькую, точку на географической карте, где и появился человек, поэт…
Помните у С.А.Есенина:
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь…
А у Николая Рубцова:
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу.
Поэт Луговской о своей Родине:
До сосен Заонежья
Река небес тиха
Так трепетно и нежно
Внизу цветёт ольха.
Предлагаю вам послушать ещё одно
Ученик:
Среди полей, где мир и тишина,
Где даже гром грохочет с неохотой
Лежит моя крестьянская страна
Со всей своей заботой.
Там ждут апреля ранние цветы,
На тёплой зорьке лопаются почки.
И мать хлопочет утром у плиты
В простой домашней ситцевой сорочке
И так светлы в заснеженную стынь
Ушедших лет сомненья и печали.
Там деревенька с именем простым-
В других краях о ней и не слыхали.
И по ночам всё тот же свет в окне,
И люди в каждый светлый праздник мая,
Наверное, вспоминают обо мне,
Когда застольной песни не хватает.
Учитель:
А название этой деревеньки-Окунёво, что расположилась в Бердюжских местах Тюменской области. А автора данного стихотворения зовут Николай Васильевич Денисов. Родился он 6 ноября 1943 года.
Кто же он?
Большой человек, талантливый поэт, прозаик, публицист, автор ни одного десятка книг, моряк дальнего плавания, член Союза писателей России, издатель и редактор альманаха «Тюмень литературная».
А по поводу отношения к родным местам Денисов скажет:
Ученик: «Чтобы глубже понять истоки творчества русского поэта или прозаика, надо побывать в тех местах, где прошло его детство. Именно отчая глубинка всегда была и остаётся «питательной силою», движителем чувств и представлений для сочинителя»
Учитель:
И только стихи поэта помогут постичь нам его духовные глубины. Мы не будем сегодня говорить о биографии поэта- ведь биографией поэта являются, прежде всего, его стихи.
Работать будем в группах
Каждой группе предлагается индивидуальное задание по творчеству Н.В.Денисова , выдаётся маршрутный лист с комментариями, заданиями:
Лист 1 (группа 1)
«Все мы родом из детства»
«…четверо было нас в семье. Стихи писать я начал рано, ещё в начальных классах. В селе была богатая библиотека. Чтение приносило лишь восторг. Когда подрос, выучился играть на гармошек…»
Стихи для анализа «Ночные гости», «Ласточки», «День 12 апреля», «Эта девочка снится всегда», «Из детства», «Воспоминания о школе», «В детстве».
Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи?
Какой общей темой они объединены?
В чём вы увидели особенности авторского стиля?
Какие выразительные средства встречаются?
Лист 2 (группа 2)
«Времена года»
« Как-то одна из читательниц мне написала, что в стихах моих много снега, морозов, леденящих вьюг…но что делать, родился я в сибирском селе, где , как говорят, девять месяцев зима, остальное лето. Но есть ещё пронзительные синие вёсны и, особо любимые мной, золотые деньки осени, когда чаще тянет к перу, к бумаге, когда возникает душевное равновесие, способствующее творчеству…»
Стихи для анализа «Осень пришла», «Последняя сказка», «Улетели журавли», «Много снега и света в окне», «Дождь», «Звёзды падают», «Звенел апрель», «Наконец- то выпал снег»
Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи?
Какой общей темой они объединены?
В чём вы увидели особенности авторского стиля?
Какие выразительные средства встречаются?
Лист 3 (группа 3)
«Свет родного очага»
«…строгие были старшие Денисовы- мать , Екатерина Николаевна, и отец, Василий Ермилович», по части справедливости и честности. Это ещё из староверческих дедовских корней пришло. Правда, сами в вере не усердствовали, но мораль осталась и ребятне передавалась, чтоб чужого во двор - ни-ни!...
Я вот недавно в Окунёво был, возле отцовского дома постоял, там другие люди теперь живут, но всё родное вспоминается светло…»
Стихи для анализа: «Герани», «У заколоченной избы», «Вечереет», «Заповедник вдвоём стерегли»
Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи?
Какой общей темой они объединены?
В чём вы увидели особенности авторского стиля?
Какие выразительные средства встречаются?
Лист 4 (группа 4)
Выбирают понравившееся стихотворение Денисова о природе и переносят его на бумагу. (в эту группу входят ребята, которые умеют успехи в живописи»
Лист 5 (группа 5)
Предлагается набор репродукций о природе, учащиеся должны подобрать к ним строчки стихов из творчества Н В.Денисова.
На подготовку группам даётся 15-20 минут.
Выступления, защита.
Учитель:
Мы смело можем сказать, что каждый поэт, прежде чем им стать, научился замечать красоту родного края. Поэтому и художниками не рождаются, ими становятся.
Сегодня мне хочется познакомить вас с картинами нашего школьного художника…. (рассказ о любом ученике, умеющим рисовать, занимающемся в школе искусства и т.д.)
Николай Васильевич Денисов однажды сказал: «Вот эти картины природы , смена времён года и были , пожалуй, первым позывом к фантазиям, воображениям и тому внутреннему состоянию души, которое и называется состоянием поэтическим. Наверное, всё это и есть тот божий дар - умение воспринимать мир так, как его воспринимает не всякий человек. И важно научиться воспроизводить это состояние души посредством слова, поэтической инструментовки. Приходит это с опытом, знаниями, воспитанием чувств, через большой труд»
Не первый год вы ходите в школу по одному и тому же пути и знаете наизусть улицы, дома, каждое деревце и травинку. Но, согласитесь, не каждый из вас умеет удивляться , восхищаться, замечать необыкновенное в таком уже знакомом.
Послушайте ещё одно стихотворение:
Живу я там,
Где всходит солнце по утрам,
Где хлебом пахнет и цветами,
Где умывает всех роса,
Где простирают птицы небеса,
Где звучно плещется река,
Где освещает путь луна,
Где доброты, любви наш полон дом-
Всё это здесь, в краю родном,
Откуда, может быть, уеду я
Коль , пожелает так судьба моя,
Но обещаю я- вернусь сюда,
Хоть на минутку, на денёк,
Чтоб вспыхнул в сердце огонёк.
Это стихотворение принадлежит перу нашей ученице Морозовой Евгении, наполнены они чувством гордости к родной стороне.
Задача нашего урока была прикоснуться к творчеству Н.В.Денисова и увидеть, что прекрасное находится рядом, необходимо лишь остановиться и посмотреть вокруг себя.
Всем спасибо за урок.