УУД на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Универсальные учебные действия, выполняемые обучающимися

на уроках открытия нового знания по ТДМ

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное

вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни).

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию обучающихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода обучающихся в рефлексию пробного учебного действия.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе обучающиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они выполняют следующие учебные действия:

1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,

  • согласовывают тему урока,

  • выбирают способ,

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- разрешение конфликтов (К).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе обучающиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные обучающимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- поиск необходимой информации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов (К).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выведение следствий (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- управление поведением партнера (К)

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).



© 2010-2022