Технологическая карта учебного занятия по пониманию и анализу текста на основе клоуз-теста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)»


Кафедра гуманитарного образования




Контрольное задание дистантного модуля

(курсы: 26 октября - 9 ноября 2015 г.)



Технологическая карта учебного занятия по пониманию и анализу текста на основе клоуз-теста



Выполнил:

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Гимназия №13»

Центрального района

г. Новосибирска

Кожина Марина Сергеевна

Проверил:

д. филол. н. Н.В. Максимова











Новосибирск

2015




Технологическая карта урока

Класс

5 класс

Дата

Учитель

Кожина Марина Сергеевна

Предмет

Литература

Тема

Путь героя от зла к добру в сказке

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель

Организовать восприятие учащимися смысловой стороны сказки через анализ эпического произведения (используем клоуз-тест). Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме.

Основной технологический прием

Анализ текста на основе клоуз-теста; учебный диалог.

Планируемые результаты

I Личностные

- развитие познавательных процессов

(внимание, память, мышление, речь), творческого потенциала учащихся,

- формирование адекватной самооценки;

-проявление реакции на форму и художественные приемы в тексте.

II Метапредметные

- принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста;

-умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения;

-навык формулирования и донесения своего предположения до одноклассников и учителя;

-навык обмена индивидуальными результатами труда (отстоять свое мнение и услышать мнение собеседника);

-опыт построения гипотез и их проверки.

III Предметные

-повышение уровня восприятия смысловой стороны текста в опоре на предыдущий читательский опыт;

-умение находить в тексте нужную информацию.

Этапы учебного занятия

1 Мотивация.

Включение в деловой ритм. Поиск ответа на поставленный вопрос. (словесная форма, постановка проблемного вопроса).

2. Актуализация знаний.

Объяснение целеполагания урока.

Сравнить народную сказку и литературную

Обозначить проблематику сказок

Разграничить понятия добра и зла.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока.

3. Работа с клоуз-тестом .

Ответы на вопросы по первичному восприятию. Работа с художественными приемами. Ответы на вопросы по проблеме текста (добро/зло). Разграничение понятий добро и зло.

4. Лингво-физкультминутка.

Приложение №1.

5. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи.

6. Подведение итогов.


7. Рефлексивно-оценочный этап.

8. Домашнее задание.

Установить осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организовать деятельность по применению полученных знаний.

Установить осознанность

восприятия.

Учитель организует деятельность по применению полученных знаний.

Обсуждение результата работы с эпическим произведением

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Объяснение и запись домашнего задания в дневник.

Клоуз-тест

- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, говорила бабка. - … колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. … стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни.

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От … людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный-подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот … .

- Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька.

- От охлаждения …, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

- Чего ж теперь делать, бабка? - спросил Филька из-под тулупа.

К.Г. Паустовский. Отрывок из сказки «Теплый хлеб». 197 слов



Карта текста

  1. Вопросы на восприятие.

Какова тема текста? Сравнение с темой урока.

Какое название можно дать сказке, прочитав этот отрывок?

Предположите, какие два понятия противопоставляются в сказке?

  1. Пропущенные слова: заморозил, голая, (от) злобы, помер, сердца.

  2. Текст предназначен для учащихся 5 класса на этапе изучения сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

  3. Как вы понимаете фразу «охлаждение сердца»?

  4. Как природа реагирует на изменения, которые происходят с Филькой?

  5. Через что нужно переступить, чтобы стать милосердным?

  6. Назовите средства выразительности в данном тексте, определите их роль в раскрытии идеи текста, позиции автора, формировании позиции читателя (метафора, олицетворение).


  1. Домашнее задание. В конце текста Филька задает вопрос, как вы думаете, что ответит бабка? (используем прием опережающего чтения).

Краткое обоснование пропусков.

Заморозил. Одно из ключевых слов (заморозил, мороз, холод, холодный - антоним слову «теплый» (в самом названии «теплый хлеб). В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». От холода к теплу. Затем к концу этого урока или на будущем уроке делаем вывод о том, что одновременно с изменениями в погоде наблюдаем изменение в душе Фильки.

Голая. ЛСГ (безжизненная, неплодородная, некрасивая, бедная, пустынная, мертвая…) Много синонимов, а почему, именно, «голая» (лишенная растительности) . Предыдущие предложения (Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали.) заставляет задуматься читателя над тем, какой станет земля главного героя (сторона, родной край), если всё засохнет, не будет расти… Задумаемся над последствиями… чем будут питаться звери, люди? Что произойдет, если ничего так и не вырастет?

(От) злобы. Злоба. Выясняем причину всех бедствий. Холода и голода. Поработаем с парами слов (холод, зло, добро, тепло). Холод и тепло - тактильные ощущения, материальное восприятие образов; через тактильное восприятие лучше сможем понять понятие злоба (зло), добро).

Помер. На этом месте в тексте делаем паузу (детям полный текст не показываем). Задаем вопрос. Что случилось с мужиком? Прием опережающего чтения. Что же может произойти с тем, кто явился зачинателем этого голода и холода? (помер… как результат… как последнее действие, которое может случиться с человеком… если все будут так поступать, будут злыми, то грозит вымирание?! или …

(Охлаждение) сердца. От чего помер? От охлаждения чего?

Тела? Души? Мозга? Рук и ног? Тут, скорее всего, дети должны мыслить не логически, а прочувствовать… Сердце - орган , отвечающий за наличие доброты в человеке, добрый - сердечный, добросердечный, теплый; злой - бессердечный, холодный.

Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».





Приложение 1

Задание

  • Закрыть глаза и представить какого-нибудь доброго героя из сказки

Зарядка для глаз




Мое понимание деятельностного потенциала приема «клоуз-тест».

Главная цель работы с клоуз-тестом - научить понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и на этой основе работать с языковыми явлениями, правилами и законами.

Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности. Контекстное мышление - способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации - кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации. способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как: способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция, коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

Очевидно, что отдельные клоуз-тесты не могут , сами по себе, стать основой обучения, проектной деятельности учащихся, ее контроля и самоконтроля, но в то же время в совокупности с заданиями самого разного типа, направленными на развитие читательского потенциала учеников, они выполняют отведенную им роль в понимании смысла текста, устройства его смысловой организации, в творческой работе с языковыми явлениями, законами, правилами языка.

Основной принцип применения клоуз-теста - попадание в зону посильной трудности, в зону ближайшего развития детей.


© 2010-2022