Урок по русскому языку 7 класс «Наречие как часть речи»

Урок русского языка «Наречие как часть речи». Материал урока позволит детям расширить и обогатить словарный запас детей. Увидеть сферу влияния наречий, определить смысловые группы наречий. Я думаю, что каждому из моих учеников, мои уроки помогут в жизни быть конкурент но способными грамотными людьми, с развитой монологической речью.Каждый ученик сделает свой вывод , что важно уметь анализировать свою учебную деятельность, уметь объяснять языковые явления; развивать аналитическую деятельность. Ве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «ЗСОШ №6» Заинского муниципального района РТ


Учитель: Сальникова Галина Михайловна

Класс : 7 а, г

Дата 16.12. 13г.

Предмет: русский язык.

Тема: Наречие как часть речи.

Цели урока:

1.Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий.

  1. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация); формировать коммуникативные умения.

3.Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.

Тип урока:

изучение нового материала.

Оборудование:

  • карточки для психологического теста;

  • учебник;

  • информационные карточки с заданиями,

  • ноутбук,

  • мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку,

  • экран.

Ход урока

I. Оргмомент.

Игра «Мордашки».

- Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)

II. Словарный диктант.

В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)

Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.

Кроссворд

  1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента.

  2. Расстояние, промежуток между чем-нибудь.

  3. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень.

  4. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.

  5. Обычный, ставший привычкой.

  6. Дверца в заборе, в воротах.

  7. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде.

II. Формулирование темы и цели урока.

Загадка.

Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

- Наречие - очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих. - Задача нашего урока - расширить уже известные нам сведения о наречии.

СИНГЛ РАУНД РОБИН

- Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме. (На экран проецируются вопросы, которые помогают детям работать в группе)

Вопросы:

  1. Что обозначает наречие как часть речи?

  2. Какие вопросы задаются к наречиям?

  3. К каким частям речи присоединяется наречие?

  4. Можно ли изменить наречие?

  5. Каким членом предложения является наречие?

- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

3. Составление кластера.

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

СТЁ ЗЕ КЛАСС

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

- Какие трудности встретились вам при его составлении?

1. Наблюдение над наречиями.

При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст.

Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю.

Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-иному красивый.

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени, звон, скрытый в них.

Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора.

- Прочитайте выразительно текст (на экране). Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)

РЕЛЛИ ТЕЙБЛ

- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце - это жизнь.)

- Каково лексическое значение слова благословляет?

1. Напутствовать.
2. Воздать благодарность кому-то.
3. У религиозных людей: перекрестить

(передают этим знаком покровительство, пожелание удачи. - Ожегов С.И. «Словарь русского языка»).

- Каков состав этого слова? (Благословляет.)

Произошло от греческого eulogein (eu - благое, logein - слово, говорить).Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание

.

РАУНД ТЭЙБЛ

- Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно.

- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)

Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.

- Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.

- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы - причастие и деепричастие.

- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Вывод: наречие обозначает признак действия.)

- В нашем предложении какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других предложениях какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья - признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)

Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия.

- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам - постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)

- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.)

- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? ( Взгляда исподлобья, взглядом исподлобья); зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!

- В 1-м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)

Инструкция: в словосочетании с предполагаемым наречием изменяется главное слово; если изменяется и зависимое - это не наречие; если зависимое не изменяется - это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое - это не наречие; если не изменяется - наречие.

Сравним:

люблю солнце

любуюсь солнцем

люблю особенно

любуюсь особенно

по-новому одеться

по-новому учиться

- В 1-ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)

Вывод 4-й: наречие - неизменяемая часть речи.

Физминутка: ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР (под музыку все двигаемся за лидером)

1. Беседа с классом по вопросам.

- Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо?

2. Перечислите эту информацию.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью?

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

2. Возвращение к кластеру.

- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили?

Обоснуйте!

- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

- Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру.

- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.

1У. Заключительный этап.

1. Беседа.

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).

- Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие».

Как это делать:

Тема(существительное)____________________________________________

Описание (два прилагательных)______________________________________

Действие (три глагола)______________________________________________

Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________

Повторение сути (синоним темы)_____________________________________

V. Домашнее задание.

Выучить материал по кластеру; стр. 92, упр. 198; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбирать и выписывать на карточки тексты с наречиями (100 слов).

(В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь).















































Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" по технологии РКМ.

Возможно, стоит рассказ прочитать и обсудить на уроке. Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Основной методический прием - «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя.

Технологическая карта :

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета

Сопоставление версии с новым фрагментом текста

Выдвижение новой версии развития сюжета

Подготовка к уроку.

  • Текст рассказа заранее разделить и разрезать на пять частей.

  • Записать на доске технологическую карту, правила синквейна.

  • Найти в «Толковом словаре» лексическое значение слов: зипун, кнут, отвал (кровати), фуксин, а также слова самопожертвование,

Ход урока

Стадия вызова.

Вопрос к аудитории:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?

Дети предлагают свои варианты ответов. Составляем из них первую колонку вариантов предложений: «Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто - то потерял лапти».

После этого учащиеся приступают к чтению рассказа до того места, где предполагается сделать остановку. (Чтение вслух, про себя, вполголоса).

Первая часть текста.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?».

Стадия осмысления и стадия вызова.

Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

Учитель. Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?

- Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.

- Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?

На доске составляется вторая колонка предположений: «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач».

Вторая часть текста.

«Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

- Лапти? Что за лапти такие?

- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки - все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

- Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».

Стадия осмысления и стадия вызова.

Вторая остановка в чтении и беседа.

- Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги.

Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?

Заполняем первую колонку предложений: «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».

Третья часть текста.

«Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

Стадия осмысления и стадия вызова.

Третья остановка в чтении и беседа.

- Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.

Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

Заполняем вторую колонку предложений: «Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед».

Четвертая часть текста.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Стадия осмысления и стадия вызова.

Четвертая остановка в чтении и беседа.

- Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.

Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор.

Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?

Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». « Никто не стучал, просто показалось».

Чувствуется ожидание счастливого финала.

Последнюю часть текста лучше прочитать учителю.

Четвертая часть текста.

«Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,- белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Тишина в классе. Никто не ожидал такой драматической развязки. И все же задаю детям тот же самый вопрос.

- Нефед замерз, но он достал лапти.

- Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами.

Стадия рефлексии.

Текст разделен на 5 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свой версии сюжета. После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия - рефлексия. Можно развернуть обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.

Примерные вопросы:

  • Какое положение в доме занимал Нефед? Как отнеслась к его идее мать мальчика? Почему же Нефед все-таки пошел?

  • Знал ли Нефед дорогу? Почему сбился с пути?

  • В чем, по-вашему, смысл смерти Нефеда?

Далее предлагаю письменно ответить на вопросы различной сложности.

Учитель.

  1. Нефед отправился в страшный путь, чтобы спасти чужого ребенка, но о его судьбе автор ничего не говорит. Как вы думаете, как сложится судьба мальчика?

  2. Как вы думаете, любой ли человек способен на самопожертвование? Способны ли вы?

  3. Напишите синквейн.

Ответы детей.

  1. «Я думаю, что ребенок просто обязан выздороветь, ведь спасая его жизнь, погиб другой, чужой человек. И к тому же исполнилось желание его души: ему принесли новенькие лапти, которые только нужно покрасить фуксином. Душа жива, поэтому ребенок будет жить. Метель утихнет, приедет врач, привезет лекарства. Потом мать расскажет мальчику эту страшную и чудесную историю, а он будет ухаживать за могилой Нефеда». (Ульянкин Женя, 7 б класс).

  2. «Я думаю, что не всякий человек может совершить такой поступок. Но есть много примеров, когда один спасает другого и погибает сам.
    Одно дело, когда мать спасает ребенка от смертельной опасности. Но так поступают и животные. А вот решиться самому, как Нефед спасти другого, жертвуя собой, не каждый сможет. За это ничем не платят, ничего не обещают взамен.
    Только сильные спасают, жертвуя жизнью, больных, слабых, беспомощных, тех, кому нужна защита.
    Смогла бы я? Не знаю, подумала бы о маме, папе, брате». (Желобовская Анастасия, 7 б класс).

  3. Пример синквейна
    Человек,
    Обыкновенный и простой.
    Живет, думает, делает.
    Спасая других, жертвует собой!
    Герой.

  4. Тема: Родная природа в поэзии, музыке и живописи.

  5. Цель урока:

  6. - создать целостное представление о родной природе по картинам художников, стихотворениям, музыке;

  7. - показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;

  8. - развивать навыки анализа поэтического текста.

  9. - определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного.

  10. Оборудование урока: портреты поэтов; репродукции картин - пейзажей русских художников; музыкальные произведения, компьютер.

  11. Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.

  12. Ход урока

  13. Боже! Воистину мир твой чудесен!
    Молча собрав полевую росу.
    Сердце свое, сердце, полное песен,
    Не расплескав до тебя донесу.

  14. (В. Набоков)

  15. I. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит "Вокализ").

  16. 19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, и другие известные поэты. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова.

    Природа - неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа

    привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства

    помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном

    новое и необычайное.


  17. Звенит, смеется как младенец,

  18. И смотрит солнышку вослед,-

  19. И меж берез, домов, поленниц,

  20. Горит, струясь, небесный цвет!

  21. Как над заплаканным младенцем,

  22. Играя с нею после гроз,

  23. Узорным чистым полотенцем

  24. Свисает радуга с берез.

  25. И сладко, сладко ночью звездной

  26. Ей снится легкий скрип телег…

  27. И вдруг разгневается грозно,

  28. Совсем, как взрослый человек!

  29. Как человек богоподобный,

  30. Внушает в гибельной борьбе

  31. Пускай не ужас допотопный,

  32. Но поклонение себе…

  33. Николай Рубцов «Природа»

  34. Учитель: Ребята, кто внушает поклонение себе? /Природа /

  35. -Что значит поклоняться?

  36. Ученик: Поклоняться - относиться к кому-нибудь с почитанием, благоговейно

  37. чтить.

  38. (Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. М. 1972, стр. 505)

  39. Учитель: Как вы это понимаете? Природа - это то, что нас окружает,

  40. живое. Вспомните строки стихотворения Федора Ивановича Тютчева.

  41. Ученик: Не то, что мните вы, природа:

  42. Не слепок, не бездушный лик -

  43. В ней есть душа, в ней есть свобода,

  44. В ней есть любовь, в ней есть язык…

  45. Учитель:

    Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Яков Полонский, Аполлон Майков, Алексей Толстой и многие другие. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет чувство любви к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы, родного края.

  46. II. Поэтическая страничка Ф.И.Тютчева

  47. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.

  48. Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге - наследственном имении отца в Орловской губернии. Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе.

  49. Чтение стихотворения «Неохотно и несмело…».

  50. Неохотно и несмело

  51. Солнце смотрит на поля.

  52. Чу, за тучей прогремело,

  53. Принахмурилась земля.


  54. Ветра теплого порывы,

  55. Дальний гром и дождь порой...

  56. Зеленеющие нивы

  57. Зеленее под грозой.


  58. Вот пробилась из-за тучи

  59. Синей молнии струя -

  60. Пламень белый и летучий

  61. Окаймил ее края.

  62. Чаще капли дождевые,

  63. Вихрем пыль летит с полей,

  64. И раскаты громовые

  65. Всё сердитей и смелей.

  66. Солнце раз еще взглянуло

  67. Исподлобья на поля -

  68. И в сиянье потонула

  69. Вся смятенная земля.

  70. Чтение стихотворения

  71. «Осенний вечер»

  72. Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть:
    Зловещий блеск и пестрота дерев,
    Багряных листьев томный, легкий шелест,
    Туманная и тихая лазурь
    Над грустно-сиротеющей землею,
    И, как предчувствие сходящих бурь,
    Порывистый, холодный ветер порою,
    Ущерб, изнеможенье - и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья

  73. Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворения ( какие ассоциации возникают у вас?)

  74. Найдите изобразительно - выразительные средства (эпитеты, сравнения) Слайд №13

  75. Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения?

  76. ( Природа живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека. Основной прием пейзажной лирики Тютчева - изображение природы через восприятие человека. Смена настроения человека передана сменой картин природы.)

  77. Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

  78. III. Поэтическая страница Е.А.Баратынского.

  79. И, пробужденный вдохновеньем,

  80. Природу снова обниму... (Е.А. Баратынский)

  81. Е.А.Баратынский родился 7 март 1800 г. В Тамбовской губернии в родовом имении Мара. Село раскинулось в живописной местности. "Начальной любовью" называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы. Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.

  82. Чтение стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист…»

  83. Ученик: В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Поэт радостно приветствует раннюю весну. Природа пробуждается, во всем стихотворении чувствуется движение, оно быстрое стремительное, увлекает за собой читателя и создает радостное приподнятое настроение.

  84. Учитель: Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловечными, одухотворенными? (Олицетворение. "Летают облака", "лист шумел", "шумят ручьи", "блестят ручьи", "река ревёт")

  85. 3. Какие метафоры и эпитеты вы нашли? (Метафоры - Своей лазурию живой слепит мне очи небосклон", "река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед")

  86. (Эпитеты - "Яркая вышина", "заздравный гимн", "торжествующий хребет"). Обратите внимание на последнее четверостишье.

  87. Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы в единое целое)

  88. Беседа с классом.

  89. В этом стихотворении поэт подробно рассказывает

  90. о наступающей весне. Какие приметы весны видит поэт?

  91. ( Чистый воздух, ясный синий небосвод, поднятый на реке лёд, бегущие ручьи, песня жаворонка).

  92. Какой литературный приём помогает сделать картину

  93. живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  94. (Сделать картину живой, одухотворённой помогает использование такого художественного приёма, как олицетворение: «Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «..река несёт, на торжествующем хребте, поднятый ею лёд», метафоры: «на крыльях ветерка», «на торжествующем хребте»)

  95. Каким настроением проникнуто стихотворение?

  96. ( Баратынского пронизывает чувство восхищения, единения с природой).

  97. Яркую, радостную картину весны передают чистые, сияющие краски: лазурь»ослепительная», небосвод «ясен», в вышине «яркой», гимн весне «заздравный». Большое количество восклицательных предложений придают стихотворению экспрессивный настрой. Оно звучит как заздравный гимн весне.

  98. Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны

  99. Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к слиянию с природой.

  100. IV. Поэтическая страничка Афанасия Афанасьевича Фета.

  101. Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

  102. C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

  103. С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах. Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

  104. Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

  105. Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

  106. Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

  107. Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе - ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её. Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила».

  108. Ель рукавом мне тропинку завесила

  109. Ветер. В лесу одному

  110. Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

  111. Я ничего не пойму.

  112. Ветер. Кругом все гудёт и колышется

  113. Листья кружатся у ног.

  114. Чу, там вдали неожиданно слышится

  115. Тонко взывающий рог.

  116. Сладостен зов мне глашатая медного!

  117. Мертвые что мне листы!

  118. Кажется, издали странника бедного

  119. Нежно приветствуешь ты.

  120. Словарная работа:

  121. Гудёт (устар.) - гудит.

  122. Рог - 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

  123. Глашатай - в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

  124. Ученик: В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

  125. Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

  126. Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

  127. Работа с текстом стихотворения «Первый ландыш»

  128. 2) Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

  129. 3) Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу, по настроению.
    4)Зачитываем вслух ответы.
    Вывод: у каждого свое восприятие этого стихотворения, возникли разные ассоциации

  130. V. Я.П.Полонский Поэтическая страничка Чтение и анализ его стихотворений о природе.

  131. Биографическая справка ( рассказывает ученик)

  132. Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.

  133. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок.

  134. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

  135. Чтение и анализ стихотворения «Посмотри - какая мгла…»

  136. Беседа по вопросам.

  137. -Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)

  138. -Как он делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)

  139. Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)

  140. -Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)

  141. -Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно.

  142. -Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона) .

  143. Словарная работа. (Несколько учеников объясняют лексическое значение слов.)

  144. Ракита - дерево или кустарник сем ивовых, растущее по берегам рек.

  145. Сонм - скопление, множество кого-нибудь.

  146. Дебри- место, заросшее непроходимым лесом.

  147. Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…) (Выразительно читает учитель).

  148. Беседа по вопросам

  149. -Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью : есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет.)

  150. -Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р».А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ).

  151. -Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж . Он динамичен- это впечатление создают глаголы движения, действия.)

  152. Найдите в тексте противопоставления.

  153. В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором освещают пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки : громкие , резкие противопоставлены приглушенному ответу скалы.

  154. VI.Пейзаж в музыке, живописи

  155. Учитель: неоднократно сегодня говорилось о мелодичности пейзажной лирики.

  156. Мы начали урок с музыки С.В. Рахманинова. Прослушайте эту композицию.

  157. (Звучит "Вокализ" 30 сек.)

  158. Ответьте на вопросы:

  159. 1. Как называется это произведение Рахманинова? ("Вокализ")

  160. 2. Что такое вокализ? (Вокализ - то песня без слов)

  161. 3. Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

  162. 4. Как вы думаете, почему в вокализе нет слов?

  163. Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый "Вокализ", вспоминала: "Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами".

  164. Ученик:

  165. Его жизнь связана с тамбовским краем.

  166. «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, - рассказывал он. - Имение было степное, а степь - это то же море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы и овса от горизонта до горизонта.»

  167. В воспоминаниях Асафьева читаем: "В Рахманинове-пианисте всегда присутствовала русская стихия, хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и "говор" и тишину лесов и полей".

  168. . Прослушивание романса Рахманинова "Сирень".

  169. Природа! Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией.

  170. Давайте, вспомним, что такое романс?

  171. Романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением, в то время как песня может исполняться и хором, и без аккомпанемента.

  172. Звучит романс "Сирень

  173. Вы почувствовали, что музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха. Может ли музыка передать все эти ощущения? Оказывается, может.

  174. Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга.

  175. Работа с репродукциями.

  176. - Что такое пейзаж?

  177. Пейзаж-1.Вид какой-нибудь местности. 2.Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Изд-тво «Советская энциклопедия» М. 1972, стр. 455).

  178. Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России - подчас самые привычные взгляду, но в них-то и выражается то, что поэты и художники зовут душою природы.

  179. Одним из замечательных пейзажистов является И.И.Левитан. Рассмотрите его репродукции. Созвус\чны ли его полотна со стихотворениями о природе?

  180. Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью, а композиторы выражают свои чувства с помощью музыки.

  181. Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

  182. Постарайтесь же стать такими!

  183. Благодарю всех участников нашего урока за работу, за создание презентации, которая в педагогической копилке займёт достойное место и найдёт своё применение.

  184. А сейчас, пока я буду выставлять оценки, поработайте в группах: предлагаю вам разгадать кроссворд. Какая группа справится с этим заданием быстрее?

  185. Объявление оценок за урок.

  186. Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника.







Урок литературы по теме "Родная природа в лирике русских поэтов XIX века. 6-й класс

  • Бледнова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы

Цель: развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.

Задачи:

  1. создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.

  2. способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста.

  3. создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы музыки и живописи.

Тип урока: изучение нового материала (с элементами повторения ранее изученных произведений).

Вид урока: интегрированный.

Оборудование: распечатанные тексты стихотворений Е. Баратынского, А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; мультимедийная презентация (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла "Времена года", Антонио Вивальди из цикла "Времена года"), информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, ватманы А1, кисти и краски для рисования, анкеты - опросники по результатам урока.

Методика (Технологичность) урока: элементы технологии мастерских, элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах. (необходимо расставить стулья для учащихся полукругом, в центре приготовить четыре стола для работы в группах; очень важным условием является то, что ребята сидят лишь в начале урока (10-13) минут, все остальное время они работают стоя!)

Содержание урока.

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие участники сегодняшнего праздника красоты! Да, вы не ослышались! Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные волшебники: поэты, музыканты, художники. Ребята, а как можно создавать красоту? (Ответы: сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи). Вы совершенно правы! И нам необходимо конкретизировать тему урока, в этом нам поможет указание на домашнее задание, которое я предлагаю вам выполнить после сегодняшнего урока (из трех выбрать два и выполнить дома):

  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

  • Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе.

  • Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):

Весна:
О чем говорит березка с ландышем?
Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
Прощальная песенка тающей сосульки.

Лето:
Приключения солнечного лучика.
Галчата учатся летать.
Разговор зеленой травы с тополиными листьями.

Осень:
Путешествие осеннего ветра.
О чем поет красная осинка?
Разговор падающих листьев.

Зима:
Сказка зимнего леса.
О чем чирикает воробей на зимней ветке?
Песенка снежинки.

Если предлагается получить результаты в виде такой работы, то как же мы определим тему? О чем мы сегодня будем говорить? (О том, как представлены образы природы в лирике русских поэтов.)

2. Запись темы в тетрадь: "Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века", теоретическая работа с термином "пейзаж".

Закрепление понятия "пейзаж"(устная работа по вопросам):

  • Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? (Ответы: да, мы уже знакомы с описанием природы как в лирических текстах, так и в прозе.)

  • Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы (пейзажа) в художественном произведении? (Ответы: яркие эпитеты, метафоры, олицетворения т. д. Для того, чтобы ярче показать свое отношение к родной земле и природе, чтобы образы получились более яркими, красивыми, живыми.)

3. Знакомство с новым материалом: рассмотрим произведения, в которых отражена родная природа.Выразительное чтение учителя, (возможно чтение наизусть учащихся) (ранее изученные поэтические произведения).

4. Слово учителя: Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы. Для объединения я вам представляю 1-2 минуты.

Учащиеся объединяются на 4 группы, знакомятся с заданиями, которые обозначены в информационных картах:

1-я группа: вы работаете по времени года "Зима". Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о зиме в презентации "Времена года" Приложение 1 , послушать пьесу П.И. Чайковского "Декабрь" из цикла "Времена года" Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут)

2-я группа: вы работаете по теме "Весна". Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о весне в презентации "Времена года" Приложение 1, послушать пьесу "Весна" Антонио Вивальди из цикла "Времена года"Приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

3-я группа: вы работаете по теме "Лето". Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации "Времена года" Приложение 1, послушать пьесу "Лето. Предчувствие грозы" Антонио Вивальди из цикла "Времена года" Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

4-я группа: вы работаете по теме "Осень". Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации "Времена года" Приложение 1, послушать пьесу "Осень. Октябрь" П.И. Чайковского из цикла "Времена года"Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

4. Выполнение задания:

Выразительное чтение стихотворений (по учебнику, с информационной карты), демонстрация нарисованных иллюстраций.

5. Подведение итогов:

  • Над какой темой работали сегодня?

  • Какое понятие повторили?

  • Какими средствами пользовались сами, чтобы передать свои впечатления о прочитанном?

Рефлексия.

Отметить в анкете те пункты, с которыми вы согласны, и которые, по-вашему, отражают атмосферу сегодняшнего урока

6. Заключительное слово учителя: Благодарю всех участников сегодняшнего праздника красоты за активное творчество и содружество.

Желаю всем удачи и дальнейших успехов!



© 2010-2022