Урок литературы по теме Путешествие в историю 1812 года по страницам литературного произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Урок литературы по теме "Путешествие в историю 1812 года по страницам литературного произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино»". Изучение произведения строиться на связи его с реальными историческими событиями войны 1812 года. В ходе урока учащиеся познакомятся с историческими личностями (М.И. Кутузов, И.П. Багратион, М.Б.Барклай, Наполеон Б.), изучат краткую биографию М.Ю.Лермонтова (происхождение, детство, образование), обогатят свою лексику. В качестве иллюстраций к материалам урока подобраны пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Путешествие в историю 1812 года по страницам литературного произведения

М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели урока: расширить знания обучающихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины; формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; совершенствовать навык выразительного чтения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей страны.

Оборудование урока: АРМ учителя.

Ход 1 урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Использование АРМ

I. Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы отправимся в далекий XIX век. Век удивительных людей и знаменательных дат. Остановку же сделаем в 1812 году.

Презентация Слайд 1

II. Актуализация знаний.

- кто знает, что это за дата?

- что вы о ней знаете?

- где происходило решающее сражение? Молодцы! Вы неплохо знаете историю.

Отечественная война

Рассказы учеников

Бородинское поле

Презентация

Слайд 2

Слайд 3-4-5

Слайд 6

III. Театрализованное представление.

Ребята, смотрите, у нас гости!

Давайте внимательно рассмотрим форму и зададим интересующие нас вопросы.

В класс входят обучающиеся, переодетые в костюмы солдат той эпохи. Они исполняют первый куплет песни.

Дети идут мимо парт, отвечают на вопросы одноклассников.

Звучит «минус» песни «Солдатушки, браво ребятушки!»

II. Актуализация знаний.

- а в нашем, XXI веке, мы встречались с героями этой войны?

- какие литературные произведения были созданы как отклик на это событие?

- что вы знаете о поэте?

- что вы знаете об истории создания стихотворения?

Встречались

И.А. Крылов «Волк на псарне»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Рассказ подготовленного ученика

В основу легло ранее написанное стихотворение «Поле Бородина». Затем в ссылке на Кавказе поэт его переработал. Оно было откликом на 25-ую годовщину Бородинского сражения.



Слайды 7-11



Слайд 12

Физминутка

III. Работа с текстом.

Дома вы прочитали стихотворение. Возможно, в начальной школе учили отрывки наизусть.

- подберите к данным репродукциям слова из текста;

- в тексте встретились устаревшие слова. Значение этих слов нам помогут понять наши гости.

Обратимся к рифме.

- какие виды рифмовки вы знаете?

- определите вид рифмы следующей строфе

На что обращают внимание при выразительном чтении?

- расставьте в первой строфе логическое ударение в каждой строчке. Что получилось? Прочитайте выразительно. Правда, красиво?!

- а кто может прочитать также красиво наизусть?

А вот что было дальше на Бородинском поле, мы сейчас посмотрим…



Учащиеся находят устаревшие слова, «солдаты» помогают понять значение этих слов.

Парная, кольцевая, перекрестная

Парная, кольцевая

На логическое ударение

Работа в парах

Читают учащиеся до слов «Французы тут как тут»



Слайды 13-15



Слайд 16



Слайд 17















Видеоролик «Реконструкция Бородинского сражения»

IV. Подведение итогов урока.

- как увековечили славу Бородино в Москве?

- в заключении наши гости приготовили игру «Собери слово».

Правило: участник игры берет карточку, читает вопрос, отвечает на него и крепит карточку обратной стороной на доску.

Какое слово получилось?

1. Какова тема этого стихотворения?

2. В чем заключается основная мысль?

3. какими чувствами оно пронизано?

МОЛОДЦЫ!

Слайд 19













Слайд 20

V. Слово учителя.

Вы поработали сегодня очень хорошо! Но нам пора возвращаться в наш век. Мы прощаемся с бравыми солдатами до следующего урока, где будем говорить о героях стихотворения. Дома вас ждут оценки за урок. Уважаемые гости, большое вам спасибо за помощь! До новых встреч!

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Выпишите эпитеты, характеризующие бой.

Дайте характеристику героям.

Слайд 21

Спасибо всем за урок. До новых встреч.


© 2010-2022