- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Читательская конференция по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо. .. »
Читательская конференция по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо. .. »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухортова Р.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Это надо живым...»
(Читательская конференция в (X классе по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо...»)
В практику многих учителей литературы вошли семинарские занятия, лекции, диспуты и другие формы работы. Одной из эффективных форм урока внеклассного чтения, способствующей активному творческому осмыслению произведения, является конференция. Обмен мнениями на уроке-конференции приучает школьников ясно высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к той или иной проблеме, литературному произведению, писателю.
Мы провели конференцию по книге Светланы Александровны Алексиевич «У войны - не женское лицо...». Почему именно эту книгу, не традиционную для школы, выбрали мы? Эта книга - воспоминания женщин о войне несет правду о героизме и мужестве женщин-фронтовичек, это книга о воспитании человечности в человеке. До конференции учащиеся на уроках знакомились с произведениями В. Закруткнна «Матерь человеческая», В. Быкова «Альпийская баллада», Н. Бирюкова «Чайка», Б. Васильева «А зори здесь тихие...», с поэзией О. Берггольц и Ю. Друниной, где авторы обращаются к теме «женщина и война». Книга - «У войны не женское лицо...» заставила учеников по-новому посмотреть на сегодняшнюю жизнь; дала возможность развить интерес учеников к важным проблемам нравственной, духовной жизни». Книга С. Алексиевич нелегка для восприятия юношеству. Поэтому перед нами в первую очередь встал вопрос: как вызвать интерес к произведению, как побудить каждого ученика открыть его?
С этой целью мы решили заранее познакомить учащихся с некоторыми отзывами. И отзывы читателей, и выступления самого автора - призыв оглянуться на жизнь, посмотреть в будущее - не могли не найти откликов в душах ребят, поэтому интерес к книге возник неподдельный. После размышлений над публикациями о книге «У войны - не женское лицо...» решили не просто прочитать это произведение, но и записать свои отзывы. Вот несколько отзывов:
-
Все эти рассказы женщин до того правдоподобны, что даже живешь их жизнью. Я спорил в душе с ними по вопросу неподготовленности нашего поколения, полностью понимая тех матерей, которые ограждали своих детей от войны, не рассказывая о ней. Я доволен, что мои познания о войне расширились.
-
Это произведение я читала на протяжении нескольких вечеров. И каждый вечер, когда я прекращала читать, долго не могла успокоиться. Столько возникало мыслей и чувств? И чем больше я думала об этих женщинах, девушках, тем больше убеждалась, что многие наши девушки не подготовлены к таким испытаниям не только физически, но и нравственно.
-
Эта книга страшная. Страшная своей правдой. Но именно эта правда и нужна.
За несколько недель до конференции были даны вопросы для обсуждения.
-
«Женщина на войне...». Какие книги на эту тему вы читали? Чем отличается от них книга Светланы Алексиевич?
-
Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге «У войны - не женское лицо...»? Проследите, как наиболее важные раскрываются в произведении.
-
«Война - дело мужское», - говорит один из героев книги. Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну? Каковы их военные профессии?
-
Не кажется ли жестокостью по отношению к вам то, что писательница собрала и опубликовала эту книгу, перевертывающую душу?
Были даны также индивидуальные задания: подготовить рассказ об истории создания книги; оформить альбом воспоминаний о войне женщин-фронтовичек. Вопросы и задания предполагали не только ответы по тексту произведения, но и прежде всего собственные рассуждения, свои взгляды на жизнь. И вот настал день, когда состоялся урок-конференция... Класс был оформлен необычно: на доске - эпиграф:
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.
(А. Твардовский)
Была подготовлена выставка книг по теме, были представлены альбом отзывов учащихся о книге С. Алексиевич, альбом - книга воспоминаний о
войне женщин-фронтовичек, подготовленные учениками материалы о творчестве Ю. Друниной, О. Берггольц, М. Алигер и других. Эмоциональный настрой урока был задан песней Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» (включая и второй куплет: «До свидания, девочки, до свидания, девочки, девочки, постарайтесь вернуться назад»).
Во вступительном слове учитель раскрыл роль литературы в формировании таких нравственных понятий; как память о войне, ответственность людей за судьбы мира.
Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер: поднимать детей, беречь домашний очаг и - ждать их. Но
июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги.
«Женщина на войне...». И, отвечая на первый, предложенный для обдумывания вопрос, ученики вспоминали повести В. Закруткина «Матерь человеческая», Б. Васильева «А зори здесь тихие», поэму М. Алигер «Зоя» и стихи Ю. Друниной, говорили, что все эти произведения отличаются от книги С. А. Алексиевич, документального повествования, основанного на письмах и рассказах самих участниц войны. Понять любое произведение, тем более документальное, помогает нам история его создания.
Как создавалась книга Светланы Алексиевич? Об этом рассказала ученица, выполнявшая индивидуальное задание: «Светлана Александровна говорит нам следующее: «Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полковых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, партизанок, подпольщиц» . Светлана Александровна узнавала адреса бывших фронтовичек. И приезжала к ним. Но в каждом доме ее встречали по-разному. Иные отказывались, говорили: «Нет-нет, с сердцем и так плохо». Но через некоторое время рассказывали, понимая, что все равно будет «плохо». Так получилась книга рассказов-исповедей.
Свою книгу С. Алексиевич писала в документальном, публицистическом стиле. И поэтому с самого начала работы над книгой ее одолевали сомнения в правильности выбранного направления. И эти сомнения сопутствовали автору до последней точки. Хотя вряд ли она будет поставлена в такой работе. Ведь эта тема бессмертна.
В ответах на второй вопрос - о проблемах, важных для нашего времени, которые подняты в произведении «У войны - не женское лицо...», - было много интересных высказываний учеников. Вот некоторые из них.
-
Хотя книга С. Алексиевич и написана о войне, это произведение современное. Поэтому читатель не только узнает о тех событиях, но
и задумывается о том, какие проблемы затронуты в книге. Произведение написано в наши дни, поэтому в нем отражены проблемы, актуальные для нас. Это отношение к войне, отношение к женщине, воспитание чувств, отношения между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее. -
Без чувства долга, чести, гражданственности, патриотизма нет духовного богатства человека, нет человека в подлинном смысле слова.
Поэтому воспитание чувств-центральная проблема книги С. Алексиевич. В книге война раскрывается через чувства женщин - участниц войны, которые пережили ее. Это не случайно; мужчины и женщины по-разному воспринимают войну, вот как говорит об этом Саул Генрихович Подвышенский, муж Ольги Васильевны: «У меня больше конкретного военного знания, а у нее чувства. А чувства всегда ярче». -
Книга «У войны - не женское лицо...» заканчивается призывом: «Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию».Это призыв к нам - молодым. Работая над своим характером, мы должны воспитать в себе все человеческие чувства, и прежде всего чувство уважения к женщине, особенно к женщинам-фронтовичкам. Читая воспоминания любой из женщин, мы узнаем, что они чувствовали, когда первый раз стреляли в противника или видели рукопашный бой; когда спасали
раненых или слышали голос падающего в колодец ребенка; какие чувства борются в душе
у матери, когда она отправляет своего ребенка в разведку. А ведь мы не просто читаем книгу, мы ей безоговорочно верим, впитываем
мысли, чувства героинь. -
Проблема отношения к женщине очень актуальна для нашего времени. Эта проблема поднимается во многих произведениях литературы, Например, Р. Гамзатов пишет так:
Я спросил на вершине,
поросшей кизилом:
«Что мужского достоинства
служит мерилом?»
«Отношение к женщине»,-
молвило небо в ответ.
«Чем измерить,- спросил я у
древней былины,-
настоящее мужество
в сердце мужчины?»
«Отношением к женщине»,-
мне отвечала она.
«Чем любовь измеряется
сердца мужского?»
«Отношением к женщине!..»
«Нету мерила такого!»,-
Возразили служители мер и весов.
Наверное, эти слова можно взять за основу. Как же относились к женщине на войне и после войны? Об этом рассказывают белорусская писательница и ее героини. Перед нами встают женщины военных лет: санитарка, подпольщица, труженица тыла. Каждая из них в своем рассказе о тех грозных годах упоминает об отношении к ним солдат. Мы видим, что на войне и после победы солдаты, огрубевшие от военной жизни, не утратили уважения и любви к женщине. Молодые девчонки, прибывшие на фронт, вызывали жалость и тяжелые раздумья у солдат: «Неужто мужиков не хватало, что дитэй таких побрали... дивчаток...» Чем же стали эти молодые девчата для солдат? Ветеран Ольга Васильевна Корж вспоминает: «Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал...» «Сестренки», - так ласково называли их солдаты. Они оберегали их, жертвуя своей жизнью, прикрывая от немецкой пули. Многие из воинов были обязаны им жизнью. «У войны - не женское лицо...» - это призыв к нам, к современному поколению, которому так не хватает внимания и заботы друг о друге!»
Интерес учащихся и оживленные споры вызвал вопрос: «Война - дело мужское». Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну? Каковы их военные профессии?» Отвечая на него, учащиеся приходили к пониманию смысла заглавия книги: собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо; они звучат как свидетельства - обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жены. Фашизм обвиняют женщины. И это не случайно: женщина дает жизнь, женщина и жизнь - синонимы.
Вот некоторые из рассуждений учеников:
- Они уходили на фронт. «Все для нас, девчонок, в армии было сложно»,- вспоминает Нина Яковлевна Вишневская, старшина, санинструктор танкового батальона... «Надо ли было пускать девушек на войну? Не знаю... Но они были на войне и сделали великое дело. Они, как и мы, носили кирзовые сапоги, тяжелые шинели, спали на снегу. Умирали от пуль и осколков...»,-вспоминал о военной женской доле Саул Генрихович Подвышенский. Женщины утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками - они были солдатами. «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы»- писал Маршал .Советского Союза А. И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители, и пехотинцы, хотя в нашем языке у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что работу эту еще никогда не делали женщины. Это были смелые, необыкновенные девчонки. За свои подвиги многие из них были награждены орденами и медалями, А что значит получить орден «За боевые заслуги?» Это значит вынести пятнадцать тяжелораненных с поля боя. Да еще с личным оружием. Будь то винтовка, автомат или пулемет. Но женщина вынесла все и при этом сумела сохранить нежность и женственность, Есть и другие слова - «сестра», «жена», «друг» и самое высокое - «мать». Женщина не предназначена для войны, ее место у домашнего очага, «Когда посмотришь на войну нашими, бабьими, глазами, так она страшнее страшного»,- сказала А. И, Мишутина, сержант, санинструктор. В этих словах простой женщины, которая всю войну прошла, потом вышла замуж, родила троих детей, теперь нянчит внуков, и заключена главная идея книги.
Все меньше людей остается, которые пережили войну. Обязанность молодых - хранить память о них, перенимать их опыт. Предисловием к сборнику «Имя его известно» является обращение М. Шолохова к писателям с призывом защитить жизнь, пока не поздно. Этот призыв относится не только к писателям, но и ко всем людям. О книге С. Алексиевич можно сказать словами В. Астафьева: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней».
Этот урок сопричастности, сопереживания, урок самостоятельных суждений дал ученикам многое.