Урок по литературе для 6 класса «Легенда как древний жанр устного народного творчества. Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии. »

Этот урок проводится с целью познакомить детей с новым жанром устного народного творчества - легендой, расширить знания о легендах, существующих на Угличской земле, а так же познакомить учащихся с легендой греческой мифологии - об Арионе, показать, какое отражение нашли легенды в творчестве многих людей, а также писателей и поэтов. Таким образом, мы предполагаем, обогатить знания учащихся в области истории родного края. Так же мы вводим новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе с использованием материала об Угличе в 6 классе.

(2 часа)

Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.

Легенда об Арионе - одна из знаменитых легенд греческой мифологии.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.

2. Познакомить с некоторыми легендам, возникшими на Угличской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом.

3. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.

4. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.

5. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей.

Развивающие:

1. Развивать память учеников.

2. Развивать логически связную речь при ответе учеников.

3. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.

4. Развивать навык работы с легендами.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному краю.

2. Воспитывать коммуникативные умения учеников.

3. Воспитывать дисциплинированного ученика.

Оборудование: карточки с текстами легенд об Угличе, стихотворений об Угличе, учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.

Содержание .

1. Организационный момент, сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое легенда, предание, когда и как они создавались, познакомимся с некоторыми из легенд о городе Угличе, так же прочитаем легенду об Арионе и проанализируем её особенности.

2 .Слово учителя.

-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней - «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира - т.2)

Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) - это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики (Записываем в тетради).

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожигова:

«Предание - это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье - рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.

3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).

-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии

- легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.

Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд. Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион - исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона - «Гимна к Посейдону».

Чтение легенды.

4. Беседа по вопросам.

  • Когда и где происходит действие легенды об Арионе?

  • Почему Арион оказался именно на этом корабле?

  • Как изображены мореходы? Почему они пытались убить Ариона?

  • Каким показан Периандр?

  • Что вас особенно привлекает в образе Ариона?

  • Почему это произведение называется легендой? Докажите.

  • Что главное мы узнаём из легенды?

6. Работа над стихотворением А.С.Пушкина.

-Легенда об Арионе, как и многие мифологические образы и произведения, вошла в мировую культуру. Сюжет стихотворения А.С.Пушкина «Арион» относит нас к этой легенде.

( Чтение стихотворения)

Арион.

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В грудь мощны вёслы. В тишине

На руль, склоняясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я - беспечной веры полн -

Пловцам я пел…Вдруг лоно волн

Измял с налёту вихорь шумный…

Погиб и кормщик, и пловец!

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

- Как использует Пушкин сюжет древней легенды?

7. Легенды города Углича (слово учителя).

- В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые связаны с нашей Угличской землёй, и дошедшие до наших времён. Мы много говорили об истории происхождения города Углича, о названии города. Есть в Угличе легенды, которые жители города словно бы оставили «для внутреннего употребления» и рассказывают далеко не каждому. Впрочем, не исключено, что пройдёт немного времени, и эти предания будут столь же популярны, как и сказ о царевиче Димитрии.

( Учитель знакомит с некоторыми легендами).

  • На левом берегу Волги, на ручье Кука, до сих пор сохранился межевой камень, которым обычно отделялись владения одного рода от соседской земли, на этом камне отчётливо виден отпечаток огромной петушиной лапы. Такой же камень стоял в деревне Петухово у разрушенной Петуховой церкви. Легенда гласит, что перед польским нашествием и в дни смуты на угличскую землю из глухого леса прилетел огромный петух. Он садился на один из камней и громким криком возвещал о приближающейся беде. В 1917 году, когда церкви сметали с лица земли, снесли и Петухову церковь. Камни из её фундамента и тот самый межевой камень были расколоты и пущены на строительство дорог. А второй камень сохранился. Предание это ещё не исследовано. Но некоторые краеведы считают, что петух тут вовсе не при чём, ведь племена Верхневолжья не поклонялись этой птице. Просто трезубец был одним из охранительных знаков рун, который означал мир и спокойствие. Да-да, он очень похож на известную нам пацифистскую « курью ножку», из-за этого эту легенду так и называют.

  • Ещё говорят, это вторая легенда, что на речке Карёге появляется русалка. Садится она на камень, который торчит из обмелевшей речки, и плачет. Предание гласит, что в русалку превратилась девушка, утопившаяся в этой речке из-за несчастной любви много лет тому назад.

И по сей день краеведы и археологи находят на волжских берегах Углича, рядом с достижениями цивилизации, следы древних захоронений. Кто знает, может быть, эти поиски обогатят историю новыми сказаниями.

  • Самое знаменитое предание, которое знает почти каждый угличанин, о нескольких «воскресших» царевичах Димитриях. Легенда об убиенном сыне Ивана Грозного стала достоянием истории, и рассказывается она на разные лады. Существует несколько версий о том, как погиб Дмитрий. Одна из них гласит о том, что у Димитрия, когда он играл в ножички, случился приступ аппилепсии, и он нечаянно наткнулся на нож и погиб. А ещё говорят о том, что Дмитрия убили по приказанию Бориса Годунова, который хотел попасть на престол.

Московские историки оказались более жестокими и склонны верить в версию об убийстве. Угличане же считают, что царевич на самом деле уцелел и воспитывался затем на польской границе образованным поляком. Вторую версию подтверждает и поведение его матери, Марии Нагой, которой на опознание представляли каждого из самозванцев (а их было не менее семи!) и каждый раз она говорила: « Похож», - словно ждала возвращения сына.

Царевича Димитрия называют «человек-легенда», и он причислен к разряду святых, так как, по убеждению многих:

- было убито безгрешное невинное дитя,

- мощи его после вскрытия гроба остались нетленными,

- те, кто прикасался к его мощам, исцелялся от недугов, болезней.

8. Чтение и анализ отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».

-И не виноват Углич, что на его долю выпало нести через века кровавую историю о гибели Царевича. А она живёт-бытует словно уже сама по себе, вроде тех сказок, что ветер по свету носит. И, конечно, любой человек творческий просто не может не коснуться её как-либо в своих произведениях.

-Эта тема нашла своё отражение и в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов», в которой он отразил основные моменты этого события. ( Чтение и анализ отрывков)

Учащимся на карточках выданы отрывки из поэмы:

1) «Тогда я в дальний Углич 3) «- Димитрий жив.

На некое был послан послушанье; - Вот-на! Какая весть!

Пришёл я в ночь. Наутро час обедни Царевич жив! Ну подлинно чудесно.

Вдруг слышу звон, ударили в набат, И только-то?

Крик, шум. Бегут во двор царицы. Я - Послушай до конца.

Спешу туда ж - а там уже весь город. Кот б ни был он, спасённый ли царевич,

Гляжу: лежит зарезанный царевич; Иль некий дух во образе его,

Царица мать в беспамятстве над ним, Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,

Кормилица в отчаянье рыдает…» Но только там Димитрий появился».

2) «Тут народ 4) « Три дня

Вслед бросился бежавшим трём убийцам; Я труп его в соборе посещал,

Укрывшихся злодеев захватили Всем Угличем туда сопровождённый.

И привели пред тёплый труп младенца, Вокруг его тринадцать тел лежало,

И чудо - вдруг мертвец затрепетал - Растерзанных народом, и по ним

«Покайтеся!» - народ им завопил: Уж тление приметно проступало,

И в ужасе под топором злодеи Но детский лик царевича был ясен

Покаялись - и назвали Бориса». И свеж и тих, как будто усыплённый;

Глубокая не запекалась язва,

Черты ж лица совсем не изменились.

Нет, государь, сомненья нет: Димитрий

Во гробе сопит».

5) « В вечерний час ко мне пришёл однажды Вот Углича достиг я, прихожу

Простой пастух, уже маститый старец, В святой собор, и слушаю обедню,

И чудную поведал он мне тайну. И, разгорясь душой усердной, плачу

« В младых летах, - сказал он, - я ослеп Так сладостно, как будто слепота

И с той поры не знал ни дня, ни ночи Из глаз моих слезами вытекала.

До старости…» Когда народ стал выходить, я внуку

« Раз, Сказал: - Иван, веди меня на гроб

В глубоком сне, я слышу, детский голос Царевича Димитрия. - И мальчик

Мне говорит: - Встань, дедушка, поди Повёл меня - и только перед гробом

Ты в Углич-град, в собор Преображенья; Я тихую молитву сотворил,

Там помолись ты над моей могилкой, Глаза мои прозрели; я увидел

Бог милостлив - и я тебя прощу. И божий свет, и внука, и могилку».

- Но кто ж ты? - спросил я детский голос. Вот, государь, что мне поведал старец.

- Царевич я Димитрий. Царь небесный Я посылал тогда нарочно в Углич,

Приял меня в лик ангелов своих, И сведано, что многие страдальцы

И я теперь великий чудотворец! Спасение подобно обретали

Иди, старик. - Проснулся я и думал: У гробовой царевича доски».

Что ж? может быть, и самом деле бог

Мне позднее дарует исцеленье.

Пойду - и в путь отправился далёкий.

-На основе этой легенды создано немало стихотворений, в которых показано отношение угличан к событию, ставшему образом и символом города.

9. Чтение и анализ стихотворений.

В древнем Угличе тайн немерено. Город на высоком волжском берегу,

Не смотри, что все на виду. Куполами храмов озарённый,

Быль теперь уже далью времени В незапамятные времена

В небыль прячется на ходу. Угличем он наречён был.

За грехи, за ту кровь безвинную, Много повидал он на своём веку

Что отец так безбожно лил, Жизнь его была не гладкой.

Пролил Дмитрий здесь кровь невинную, В нём Димитрй_царевич зарезан был,

Волей Божией искупил. Его смерть до сих пор - загадка.

Так ли было, иль показалося, Как крепкий гранит,

Кто же сможет решить сейчас? История эту тайну хранит…

Слишком мало следов осталося Надежда Муравьёва

Как, наверное, и от нас, (из поэмы «Углич - частичка России»)

Как бы ни было-исцеление

Отрок людям несёт святой.

Для душевного очищения

Ты его для себя открой…

Алексей Будников

10. Итог урока.

  • Что такое легенда

  • Какие легенды города Углича вы узнали?

  • С какой легендой мы с вами познакомились?

  • Что интересного узнали?

  • Какие признаки легенды мы нашли в легенде об Арионе?

  • Какие ещё легенды вам известны? Постарайтесь узнать новые легенды.

Библиография.

1.Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. В.П. Полухина. - 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2004.

2.Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. - М.: Вако, 2003.

3. А.С.Пушкин « Борис Годунов» (отрывки из поэмы).

4. Вся Ярославская область. «Юность». /Авт.-сост. Светлана Кулакова. - М.: № 39. - 2002.

5. Углече Поле. Историко-краеведческий и литературный журнал. №2, 2006г.

Предполагаемые результаты урока.

Этот урок проводится с целью познакомить детей с новым жанром устного народного творчества - легендой, расширить знания о легендах, существующих на Угличской земле, а так же познакомить учащихся с легендой греческой мифологии - об Арионе, показать, какое отражение нашли легенды в творчестве многих людей, а также писателей и поэтов. Таким образом, мы предполагаем, обогатить знания учащихся в области истории родного края. Так же мы вводим новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при изучении данной темы и последующих. Урок преследует и такую цель, как привлечь учащихся к дальнейшему изучению своей Угличской земли.





6

© 2010-2022