Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слитное и раздельное написание не с именами существительнымиКонспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными»

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Квитка Ирина Михайловна

Цели:

  1. Обучающая:

знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

  1. Развивающая:

развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; развитие способностей к самостоятельному труду; развитие познавательного интереса.

  1. Воспитательная:

воспитание культуры общения, речи и поведения; повышение мотивации к изучению предмета; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; возбудить готовность решать задачи самостоятельно; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала .

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы.

Ход урока:

Цель 1 этапа урока:

Проверить готовность к уроку, создать благоприятный психологический климат. Поприветствовать учащихся, проверить готовность к совместной деятельности.

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом (запись в тетради числа, классная работа). Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, а теперь давайте проверим домашнее задание.

Цель 2 этапа урока:

Закрепить ранее имеющиеся знания у учащихся по теме «Написание не с глаголами».

Методы, используемые на данном этапе урока: беседа, ответ учащихся

Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были повторить правила написания не с глаголами.

Ответ ученика:

-Не с глаголами пишем раздельно, кроме тех слов, которые не употребляются без не, например, недолюбливать пишем слитно, так как нет слова долюбливать.

Далее, вы должны были дома правильно написать следующие слова: не скрипит, не разобраться, не жил, не хотел, недоумевает, не отблагодарить, не встречаться.

Устная проверка глаголов, с объяснением правила.

Сейчас Максим прочитает нам стихотворение об этой очень известной орфограмме.
НЕ с глаголом,
Пиши раздельно.
Например, не хотел, не знал,
Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.

Вывод по данному этапу урока:

Не с глаголами пишем раздельно, кроме тех слов, которые не употребляются без НЕ

Цели 3 этапа урока:

Создание проблемной ситуации. Определение темы урока совместно с учащимися, постановка цели урока.

Узнать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, совместное составление алгоритма, работа над лексическим значением слов. На данном этапе урока необходимо познакомиться с теоретическим материалом, который в дальнейшем поможет при выполнении упражнений.

Изложение основных положений нового учебного материала:

*постановка проблемы;

*составление алгоритма;

*работа с теоретическим материалом учебника;

Методы, используемые на данном этапе при усвоении нового материала урока: словесные (беседа), диспут.

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах

Изучение нового материала.

- А теперь вернёмся к нашим рабочим тетрадям и запишем следующие слова. А поможет нам в этом правило, которое вы повторили дома и сегодня на уроке.

Исследование языкового материала.
На доске слова: ( Не)годовать, (не)уважать, (не)любить, (не)волить, (не)приятель, (не)хотеть, (не)счастье, (не)чувствовать, (не)настье, (не)доумевать, (не)навидеть, (не)быть, (не)здоровится; (не)друг, а враг
-По какому признаку можно их распределить? (слитное и раздельное написание)

- Правильно. Запишите данные слова в две группы, слитно и раздельно. - Проверка выполнения задания по цепочке.

- Почему не выписали НЕПРИЯТЕЛЬ, ненастье, несчастье ; не друг, а враг (это им. сущ.).

- А как напишем все эти слова? Слитно или раздельно?

-Почему? (версии учащихся).

-А если убрать не, что получится? (версии учащихся)

-Давайте более подробно остановимся на слове неприятель.

-Дома Настя заранее выписала из "Толкового словаря" С. И. Ожегова слово "приятель" и оно расшифровывается следующим образом:

Ответ ученика:

-"Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях".

-Присоединим приставку не к этому существительному и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением:

Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.

- А как вы думаете, что такое ненастье? (дождливая, пасмурная или бурная погода)

-А можно ли данное слово употребить без не? (версии учащихся)

-Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся? (Следуют ответы учащихся).

- Ну а теперь вернёмся к теме нашего урока и запишем её в тетрадях (запись темы урока в тетрадях "Не с существительными. Слитное и раздельное написание").

- Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет).
-Посмотрите ещё раз на тему урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Что нам для этого необходимо? ( Познакомиться с правилами).

-На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.

- А теперь давайте вернёмся к нашим словам и попытаемся разобраться, так как всё же они пишутся , слитно или раздельно. Посмотрите внимательно на доску и по обозначенным орфограммам попытайтесь сформулировать правило слитного и раздельного правописания -НЕ с существительными.
Несчастье (= горе)

Неприятель (=враг)
Ненастье (не употребляется)
союз:
Не друг, а враг

К слову неприятель можно подобрать синоним враг, значит пишем слитно.

К слову несчастье можно подобрать синоним горе, значит пишем слитно.

Слово ненастье не употребляется без не.

В предложении (Не друг, а враг) появился союз а. При его наличии пишем не с существительными раздельно.

А теперь давайте обратимся к учебнику и прочитаем правила

- Сравним с материалом учебника на стр. 234, п. 91 (со 2 абзаца)

-А теперь ещё раз прочитайте правила и расскажите их друг другу (работа в парах).
- Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании НЕ с существительным? Составим план наших действий - алгоритм.

(Совместная работа учителя и учащихся, составление алгоритма)

Существительное

Слитно Раздельно

*Не употребляется без не * Есть противопоставление

*Можно заменить синонимом

(учащиеся записывают алгоритм-схему в тетр.)

Алгоритм:
1. Определи, употребляется ли существительное без - НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замени существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.

(более подробный алгоритм на мониторе)

Устная работа.

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …

  2. (Не)счастье помогло исследователю, а …

  3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

  4. (Не)друг ты мне, а …

  5. (Не)воля ожидала его, а …

Итак, данные существительные в предложениях пишем раздельно, так как есть противопоставление в виде союза а. А теперь назовите только существительные из этих предложений (непогода, несчастье, неприятель, недруг, неволя). Как они будут писаться? Правильно, слитно, потому что к ним можно подобрать синонимы (ненастье, беда, враг, заключение).

А теперь немного отдохнём.

Гимнастика для глаз, физкультминутка.
Вы работали старательно, слушали внимательно.
Ваши глаза, наверное, устали.
Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

Глазки наши отдохнули, теперь расслабим мышцы плечевого пояса. Напишите в воздухе носом 2 слова, которые без НЕ не употребляются и пишутся с НЕ слитно.

Выводы по данному этапу урока:

На данном этапе урока мы ознакомились с теоретическим материалом, составили алгоритм. Ещё раз с учащимися повторяем алгоритм.

1. Определи, употребляется ли существительное без - НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замени существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
Цели 4 этапа урока:

знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

Научиться применять на практике, изученные в начале урока правила написания не с существительными.

Методы работы: практические: (упражнения, графический диктант)

Методы контроля: самоконтроль

4. Закрепление учебного материала.

-Давайте покажем, как мы умеем пользоваться новым правилом. Самые внимательные сделают задание без ошибок. Графический диктант. Напишите цифры от одного до девяти. Если слитно НЕ с существительным ставим плюс, если раздельно - минус.

Учитель диктует предложения.

1.Оля - маленькая неряха.

2.Ты мне не друг, а попутчик.

3. Рассказать небылицу товарищу.

4. Я люблю голубые незабудки.

5.Выразить недоверие собранию.

6.Ты большая неженка.

7.Нерешительность вратаря подвела команду.

8.Видна небрежность в одежде.

9.На улице разыгралась непогода.

Сверяем с доской

-У кого правильно? Похвалите себя. Поставьте + на полях. Кто ошибся, тот ставит на полях -.

-А теперь давайте поработаем с синонимами.

Синонимы с приставкой НЕ.

К данным словам самостоятельно подберите синоним с приставкой НЕ, например, БОЛЕЗНЬ - НЕДУГ.

Ложь - _________________; Отсутствие свободы - _________________;

Ошибка - _________________ ; Слабость - _________________.

Слова для выбора:

неправда, непосредственность, неуместность, несвобода, незадача, недуг, недоступность, недочет, непоседливость, неловкость, немощность.

Затем на мониторе показываются правильные ответы, учащиеся самостоятельно себя проверяют.

-Следующее задание выполняется устно. Я читаю предложение, если не с существительными пишется слитно, поднимаем красную карточку, если раздельно - зелёную.

(Не)работа сушит, а забота.

Чувствовать (не)приязнь.

Рассказывать (не)былицы.

Слезы (не)годования.

(Не)решительность действий.

(Не)точность в ответе.

Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.

(Не)пером пишут, а умом.

Лишний ум (не)помеха.

Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник.

- У кого сколько правильных ответов? Похвалите себя. Если ошиблись, не расстраиваетесь, у нас будет ещё время отработать данные правила и закрепить изученный материал.

Выводы данного этапа урока:

Мы учились использовать теорию на практике, выполняя разнообразные упражнения. Подбирали синонимы, выполняли графический диктант, учились проверять сами себя (самоконтроль) и находить ошибки.

Цели 5 этапа урока:

*Познакомить учащихся с заданием на дом. Все учащиеся должны выучить теоретический материал. Тематика второго задания определяется учащимся самостоятельно.

*Подвести итог урока. С помощью метода «Вопрос-ответ» и рефлексии проверить, насколько учащиеся усвоили материал для того, чтобы скоординировать дальнейшую работу по теме.

5 этап урока

Задание на дом.

Подведение итогов урока.

Домы вы должны:

  1. Выучить алгоритм написания не с существительными.

  2. Второе задание будет творческое. Вам необходимо написать небольшое сочинение, используя в нём как можно больше существительных, которые пишутся слитно и раздельно с не. Темы на выбор: «Школьная жизнь», «Моя семья», «Мои друзья».

Подведение итогов урока.

-Ребята, вам понравился урок?

-Достигли мы цели урока?

-Что вы нового сегодня узнали об именах существительных?
-Запомнили вы, как пишется НЕ с существительными.

-Кто может сказать, что хорошо запомнил правило, у кого не было затруднений с выполнением заданий. Остальным не стоит расстраиваться, завтра мы продолжим отработку данного правила.
В русском языке много частей речи, мы сегодня говорили о правописании НЕ с глаголом и именем существительным. Впереди нас ждёт знакомство с правилами правописания -НЕ с другими частями речи.

Рефлексия (продолжите фразу). (Учащиеся письменно продолжают фразу на заранее приготовленных учителем карточках, для того чтобы сделать выводы об эффективности данного урока).
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
Благодарю вас за урок!

© 2010-2022