- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Квитка И.М. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Квитка Ирина Михайловна
Цели:
-
Обучающая:
знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.
-
Развивающая:
развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; развитие способностей к самостоятельному труду; развитие познавательного интереса.
-
Воспитательная:
воспитание культуры общения, речи и поведения; повышение мотивации к изучению предмета; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; возбудить готовность решать задачи самостоятельно; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала .
Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы.
Ход урока:
Цель 1 этапа урока:
Проверить готовность к уроку, создать благоприятный психологический климат. Поприветствовать учащихся, проверить готовность к совместной деятельности.
-
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом (запись в тетради числа, классная работа). Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, а теперь давайте проверим домашнее задание.
Цель 2 этапа урока:
Закрепить ранее имеющиеся знания у учащихся по теме «Написание не с глаголами».
Методы, используемые на данном этапе урока: беседа, ответ учащихся
Проверка домашнего задания.
-Дома вы должны были повторить правила написания не с глаголами.
Ответ ученика:
-Не с глаголами пишем раздельно, кроме тех слов, которые не употребляются без не, например, недолюбливать пишем слитно, так как нет слова долюбливать.
Далее, вы должны были дома правильно написать следующие слова: не скрипит, не разобраться, не жил, не хотел, недоумевает, не отблагодарить, не встречаться.
Устная проверка глаголов, с объяснением правила.
Сейчас Максим прочитает нам стихотворение об этой очень известной орфограмме.
НЕ с глаголом,
Пиши раздельно.
Например, не хотел, не знал,
Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.
Вывод по данному этапу урока:
Не с глаголами пишем раздельно, кроме тех слов, которые не употребляются без НЕ
Цели 3 этапа урока:
Создание проблемной ситуации. Определение темы урока совместно с учащимися, постановка цели урока.
Узнать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, совместное составление алгоритма, работа над лексическим значением слов. На данном этапе урока необходимо познакомиться с теоретическим материалом, который в дальнейшем поможет при выполнении упражнений.
Изложение основных положений нового учебного материала:
*постановка проблемы;
*составление алгоритма;
*работа с теоретическим материалом учебника;
Методы, используемые на данном этапе при усвоении нового материала урока: словесные (беседа), диспут.
Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах
Изучение нового материала.
- А теперь вернёмся к нашим рабочим тетрадям и запишем следующие слова. А поможет нам в этом правило, которое вы повторили дома и сегодня на уроке.
Исследование языкового материала.
На доске слова: ( Не)годовать, (не)уважать, (не)любить, (не)волить, (не)приятель, (не)хотеть, (не)счастье, (не)чувствовать, (не)настье, (не)доумевать, (не)навидеть, (не)быть, (не)здоровится; (не)друг, а враг
-По какому признаку можно их распределить? (слитное и раздельное написание)
- Правильно. Запишите данные слова в две группы, слитно и раздельно. - Проверка выполнения задания по цепочке.
- Почему не выписали НЕПРИЯТЕЛЬ, ненастье, несчастье ; не друг, а враг (это им. сущ.).
- А как напишем все эти слова? Слитно или раздельно?
-Почему? (версии учащихся).
-А если убрать не, что получится? (версии учащихся)
-Давайте более подробно остановимся на слове неприятель.
-Дома Настя заранее выписала из "Толкового словаря" С. И. Ожегова слово "приятель" и оно расшифровывается следующим образом:
Ответ ученика:
-"Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях".
-Присоединим приставку не к этому существительному и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением:
Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.
- А как вы думаете, что такое ненастье? (дождливая, пасмурная или бурная погода)
-А можно ли данное слово употребить без не? (версии учащихся)
-Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся? (Следуют ответы учащихся).
- Ну а теперь вернёмся к теме нашего урока и запишем её в тетрадях (запись темы урока в тетрадях "Не с существительными. Слитное и раздельное написание").
- Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет).
-Посмотрите ещё раз на тему урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Что нам для этого необходимо? ( Познакомиться с правилами).
-На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.
- А теперь давайте вернёмся к нашим словам и попытаемся разобраться, так как всё же они пишутся , слитно или раздельно. Посмотрите внимательно на доску и по обозначенным орфограммам попытайтесь сформулировать правило слитного и раздельного правописания -НЕ с существительными.
Несчастье (= горе)
Неприятель (=враг)
Ненастье (не употребляется)
союз:
Не друг, а враг
К слову неприятель можно подобрать синоним враг, значит пишем слитно.
К слову несчастье можно подобрать синоним горе, значит пишем слитно.
Слово ненастье не употребляется без не.
В предложении (Не друг, а враг) появился союз а. При его наличии пишем не с существительными раздельно.
А теперь давайте обратимся к учебнику и прочитаем правила
- Сравним с материалом учебника на стр. 234, п. 91 (со 2 абзаца)
-А теперь ещё раз прочитайте правила и расскажите их друг другу (работа в парах).
- Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании НЕ с существительным? Составим план наших действий - алгоритм.
(Совместная работа учителя и учащихся, составление алгоритма)
Существительное
Слитно Раздельно
*Не употребляется без не * Есть противопоставление
*Можно заменить синонимом
(учащиеся записывают алгоритм-схему в тетр.)
Алгоритм:
1. Определи, употребляется ли существительное без - НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замени существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.
(более подробный алгоритм на мониторе)
Устная работа.
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
-
(Не)погода помешала уборке урожая, а …
-
(Не)счастье помогло исследователю, а …
-
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
-
(Не)друг ты мне, а …
-
(Не)воля ожидала его, а …
Итак, данные существительные в предложениях пишем раздельно, так как есть противопоставление в виде союза а. А теперь назовите только существительные из этих предложений (непогода, несчастье, неприятель, недруг, неволя). Как они будут писаться? Правильно, слитно, потому что к ним можно подобрать синонимы (ненастье, беда, враг, заключение).
А теперь немного отдохнём.
Гимнастика для глаз, физкультминутка.
Вы работали старательно, слушали внимательно.
Ваши глаза, наверное, устали.
Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Глазки наши отдохнули, теперь расслабим мышцы плечевого пояса. Напишите в воздухе носом 2 слова, которые без НЕ не употребляются и пишутся с НЕ слитно.
Выводы по данному этапу урока:
На данном этапе урока мы ознакомились с теоретическим материалом, составили алгоритм. Ещё раз с учащимися повторяем алгоритм.
1. Определи, употребляется ли существительное без - НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замени существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
Цели 4 этапа урока:
знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.
Научиться применять на практике, изученные в начале урока правила написания не с существительными.
Методы работы: практические: (упражнения, графический диктант)
Методы контроля: самоконтроль
4. Закрепление учебного материала.
-Давайте покажем, как мы умеем пользоваться новым правилом. Самые внимательные сделают задание без ошибок. Графический диктант. Напишите цифры от одного до девяти. Если слитно НЕ с существительным ставим плюс, если раздельно - минус.
Учитель диктует предложения.
1.Оля - маленькая неряха.
2.Ты мне не друг, а попутчик.
3. Рассказать небылицу товарищу.
4. Я люблю голубые незабудки.
5.Выразить недоверие собранию.
6.Ты большая неженка.
7.Нерешительность вратаря подвела команду.
8.Видна небрежность в одежде.
9.На улице разыгралась непогода.
Сверяем с доской
-У кого правильно? Похвалите себя. Поставьте + на полях. Кто ошибся, тот ставит на полях -.
-А теперь давайте поработаем с синонимами.
Синонимы с приставкой НЕ.
К данным словам самостоятельно подберите синоним с приставкой НЕ, например, БОЛЕЗНЬ - НЕДУГ.
Ложь - _________________; Отсутствие свободы - _________________;
Ошибка - _________________ ; Слабость - _________________.
Слова для выбора:
неправда, непосредственность, неуместность, несвобода, незадача, недуг, недоступность, недочет, непоседливость, неловкость, немощность.
Затем на мониторе показываются правильные ответы, учащиеся самостоятельно себя проверяют.
-Следующее задание выполняется устно. Я читаю предложение, если не с существительными пишется слитно, поднимаем красную карточку, если раздельно - зелёную.
(Не)работа сушит, а забота.
Чувствовать (не)приязнь.
Рассказывать (не)былицы.
Слезы (не)годования.
(Не)решительность действий.
(Не)точность в ответе.
Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
(Не)пером пишут, а умом.
Лишний ум (не)помеха.
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник.
- У кого сколько правильных ответов? Похвалите себя. Если ошиблись, не расстраиваетесь, у нас будет ещё время отработать данные правила и закрепить изученный материал.
Выводы данного этапа урока:
Мы учились использовать теорию на практике, выполняя разнообразные упражнения. Подбирали синонимы, выполняли графический диктант, учились проверять сами себя (самоконтроль) и находить ошибки.
Цели 5 этапа урока:
*Познакомить учащихся с заданием на дом. Все учащиеся должны выучить теоретический материал. Тематика второго задания определяется учащимся самостоятельно.
*Подвести итог урока. С помощью метода «Вопрос-ответ» и рефлексии проверить, насколько учащиеся усвоили материал для того, чтобы скоординировать дальнейшую работу по теме.
5 этап урока
Задание на дом.
Подведение итогов урока.
Домы вы должны:
-
Выучить алгоритм написания не с существительными.
-
Второе задание будет творческое. Вам необходимо написать небольшое сочинение, используя в нём как можно больше существительных, которые пишутся слитно и раздельно с не. Темы на выбор: «Школьная жизнь», «Моя семья», «Мои друзья».
Подведение итогов урока.
-Ребята, вам понравился урок?
-Достигли мы цели урока?
-Что вы нового сегодня узнали об именах существительных?
-Запомнили вы, как пишется НЕ с существительными.
-Кто может сказать, что хорошо запомнил правило, у кого не было затруднений с выполнением заданий. Остальным не стоит расстраиваться, завтра мы продолжим отработку данного правила.
В русском языке много частей речи, мы сегодня говорили о правописании НЕ с глаголом и именем существительным. Впереди нас ждёт знакомство с правилами правописания -НЕ с другими частями речи.
Рефлексия (продолжите фразу). (Учащиеся письменно продолжают фразу на заранее приготовленных учителем карточках, для того чтобы сделать выводы об эффективности данного урока).
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
Благодарю вас за урок!