Урок литературы в 11 классе В сердце светит Русь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«В сердце светит Русь…»

(Чувство Родины в лирике С.Есенина.)

Цели урока

Обучающие

Ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С.Есенина,

проследить эволюцию образа Родины в его произведениях,

обучить интерпретации лирического текста.

Развивающие

Развивать общекультурную, ценностно-

мировоззренческую компетенции,

формировать творческую личность.

Воспитательные

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,

формировать гуманистическое мировоззрение учащихся,

способность к межличностному и межкультурному диалогу.

Психологические

Создать условия для самореализации учащихся

Оборудование

Эпиграф к уроку

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С.Есенин

Портрет С.Есенина

Оформленный стенд «Отчий край поэта»

Кассета с записями песен на стихи С.Есенина

Стихотворения поэта

Слайды к презентации.

Ход урока.

1.Слово учителя.

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Но всем нам особенно дорого то, что составляет пафос, сердцевину поэзии Есенина - это чувство Родины.

Сергей Есенин! Это имя -

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин.

Есенин - единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Сам поэт писал: «Чувство родины - основное в моем творчестве».

Обращаю ваше внимание: не «тема», а «чувство родины». Певцом России, поэтом, в сердце которого «светила Русь», был Есенин.

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия.… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила» и «синее что-то…» Это Сергеем Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для Есенина любимой рифмой.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Сергей Есенин, как никто другой, пожалуй, в русской поэзии сумел сохранить в своих стихах преданность и признательность отчему дому. Его трепетная любовь к Отчизне на протяжении короткой, тридцатилетней жизни питалась из неизменного родника - села Константиново.

Мы, жители города Чаплыгина, по праву можем считать себя земляками поэта. Ведь до 1954 года Раненбург относился к Рязанской области. Вот почему мы каждый раз, как к близким родственникам, едем в Константиново, чтобы поклониться благословенным местам, породившим песенный голос России, а затем собираемся, чтобы поделиться своими впечатлениями с товарищами, почитать стихи, услышать песни, высказать свое мнение.

Сейчас мы вместе с экскурсоводами на какое-то мгновение перенесемся в отчий край поэта, в чудесную есенинскую страну «березового ситца».

2.Заочная экскурсия в село Константиново (на фоне музыки, слайдов презентации).

1 ученик:

Широки над Рязанью просторы родные,

И выходит Есенин на старый причал.

Он слова отыскал этой ночью впервые

Те, что каждый из нас много раз повторял:

-Ой, ты, Русь…

Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки - многоводной сестры великой Волги.

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красной глиной и сучьями ив…

Эти места - колыбель поэзии Есенина, и, хотя название «Константиново» ни разу не упоминается в его стихах и поэмах, в каждом есенинском слове чувствуется неразрывная связь с рязанской землей:

Милые березовые чащи!

Ты, земля. И вы, равнин пески!

Перед этими сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

С берега Оки открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры. С константиновских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновенье ты чувствуешь себя не на земле, а как бы - во вселенной, в центре мирозданья. И в миг оживают есенинские строки:

Не видать конца и края, -

Только синь сосет глаза.

2 ученик:

А цветы! Любимые друзья поэта. Сколько чудесных встреч было с ними у Есенина! Они как бы радовались свиданию с поэтом в мягкой зелени полей и грустили в час прощанья.

Наверное, именно в тот сокровенный миг любования природой родного края у Есенина сложились проникновенные строки:

Но все же готов упасть я на колени,

Увидев вас, любимые края.

Все, что связано с жизнью и творчеством поэта, бережно хранит Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.

Вот дом, где родился и вырос С.Есенин, низкий дом с голубыми ставнями.

Урок литературы в 11 классе В сердце светит Русь...

Татьяна Федоровна и Александр Никитич Есенины - мать и отец поэта. Слова поэта о родительском доме исполнены тепла и доброты:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда…

Одноэтажный дом в селении. Как он сроднился с этой местностью! Как он мал теперь в сравнении с его всемирною известностью! Обратите внимание на церковь Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм в селе Константиново был воздвигнут в конце 18 века по проекту известного зодчего России Ивана Егоровича Старова.

В центре церкви было зарегистрировано рождение Сергея Александровича Есенина, и мальчик, конечно же, часто посещал ее.

Особый интерес у посетителей вызывает дом Л.И.Кашиной, которой С.А.Есенин посвятил немало поэтических строк. Судьба последней константиновской помещицы легла в основу поэмы «Анна Снегина».

Придерживает низкий небосвод

Крутая крыша дома с мезонином.

И кажется, что в белом платье длинном

Вот-вот хозяйка выйдет из ворот.

Итак, памятные есенинские места представляют собой целый музейный комплекс, где всюду живет память о великом русском поэте, стихи которого до сих пор волнуют, восхищают, будят наши сердца и души.

3.А капелла «Утро» в исполнении творческой группы.

Урок литературы в 11 классе В сердце светит Русь...

4.Слово учителя.

Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками.

Первый этап в развитии образа Родины - любовь к природе:

О Русь - малиновое поле,

И синь, упавшая в реку…

(Запись в тетради).

5.Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

Ответ на вопрос «Как происходит раскрытие образа Родины в этом стихотворении?»

Следующий этап в изображении образа Родины - родина - рай (ученики фиксируют этот этап в тетрадях).

6.Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и его интерпретация.

Словарная работа

Распределите слова: лебеда, роза, овес, мимоза - на две группы:

а) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном;

б) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

-Сохраняется ли в стихотворении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?

-Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

-Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

-Кто она, юная красавица?

-Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

-Какие изобразительно-выразительные средства вы нашли в этом стихотворении?

-Найдите в стихотворении эпитеты, обозначающие цвет. Как меняются оттенки?

Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Обратимся к ним.

-Каким настроением овеяно это стихотворение?

-Заканчивается ли стихотворение прощанием?

7.Слово учителя.

Следующий этап эволюции образа Родины - цикл «Москва кабацкая».

Итак, стихотворение - яркий пример того, как в творчестве С.Есенина сливаются воедино три самые важные темы: природа, родной край, любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, оценить красоту.

8.Творческая группа учащихся исполняет песню «Отговорила роща золотая…».

9.Слово учителя.

От проникновенных слов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер до тревожных раздумьях о Родине, о судьбе России в суровые, грозные годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отчизне.

Следующий этап эволюции образа Родины - тревожные раздумья о судьбе России (учащиеся записывают это в тетради).

Мужественная, самозабвенная любовь к Отчизне, кровная связь с народной жизнью помогали Есенину - поэту и гражданину - находить свой путь.

10.Чтение наизусть отрывка из стихотворения С.Есенина «Русь советская».

Интерпретация этого произведения

-По каким особенностям стихотворения мы могли бы угадать имя автора, даже если бы нам его не называли?

-Чем отличается это стихотворение от изученных произведений Есенина? Какие новые, образные качества поэтики Есенина проявились в нем?

-О чем говорит заключительная строфа произведения?

… Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».


(В последних словах стихотворения - вся жизнь Есенина, все его творчество и огромная любовь к Родине).

Следующий этап эволюции образа Родины - стремление постигнуть «Русь советскую»

11.Подготовка к ЕГЭ.

Тестирование учащихся

1. Литературным крестным Есенина («С него и началась моя дорога») был:

а) Н. Клюев

б) С. Городецкий

в) А. Блок

г) Р. Иванов-Разумник.

2. Первый сборник стихов Есенина:

а) «Радуница»

б) «Русь советская»

в) «Москва кабацкая»

г) «Исповедь хулигана».

3. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения С.Есенина «Береза»:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Какой прием использован поэтом?

а) гротеск

б) аллегория

в) метафорическое сравнение

г) инверсия

4. Из какого произведения Есенина эти строки:

… Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

а) «Пороша»

б) «Русь советская»

в) «Отговорила роща золотая…»

г) «Гой ты, Русь, моя родная…».

5. Укажите стихотворение, не принадлежащее перу С. Есенина:

а) «Поет зима - аукает…»

б) «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

в) «Не ходить, не мять в кустах багряных…»

г) «Край любимый! Сердцу снятся…».

12.Последний этап эволюции образа Родины -

Я думаю, как прекрасна земля

И на ней человек.

Ответ на вопрос «Чем вам близка и дорога лирика С.Есенина?»

За что я люблю Есенина? За то, что его стихи помогли мне задуматься о том, как должна любить Родину, природу, жизнь и любимого человека. В его стихах есть что-то «несказанное, синее, нежное», которое играет, как веселый ветер, в душе поэта. Оно передается нам, читателям. Вместе с Есениным я полюбила белую березку, зеленый клен, черемуху. Стихи Есенина плывут легко и тихо, как нежный вальс Шопена. За что я люблю Есенина? За то, что его лира воспела самые искренние и нежные чувства.

Черешнева Мария


Я люблю Есенина потому, что он был человечный. Любил животных, природу, свою любимую, родных, но, прежде всего, любил свою Родину.

Копылов Евгений

Для меня Есенин - прежде всего певец русской природы. Какие у него стихи чистые, ясные, свежие, кажется, что сама душа поэта раскрылась передо мной. Еще на меня сразу произвело впечатление то единство между природными картинами, которые рисует Есенин, и человеческим психологическим состоянием. И, когда сама я читаю его стихи, они могут изменить мое настроение. Как будто я начинаю чувствовать, думать, дышать вместе с самим поэтом. Если на душе радостно, а я прочитаю «Кто же сердце порадует, кто его успокоит, мой друг…», мне становится грустно. А если что-то мучит мое сердце, и я прочитаю «Только мне не плачется, на душе светло», то будто солнечный луч проникает и успокаивает меня.

Климкина Анжела

Есенина нельзя не любить. Ведь в его стихах вылилась вся его душа, вся его любовь к людям, к природе, к Родине. Он писал для людей, которые жили в его время, писал и для нас - будущих потомков.

Седых Николай

13.Итоги урока.

Какова эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина? (Обращение к презентации).

Эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина.


  • «О Русь - малиновое поле,

И синь, упавшая в реку…»


  • Изображение родины - рая


  • Цикл «Москва кабацкая»


  • Тревожные раздумья о судьбе России


  • Стремление постигнуть «Русь советскую»


  • «…как прекрасна земля

И на ней человек».


13.Заключительное слово учителя.

Сергей Есенин! Этот поэт всегда будет почитаем и любим народом, так как его стихи зовут к добру и свету, учат любить Родину.

Сергей Есенин!

Это имя -

В степях разбуженной России,

В березах розовых и синих,

В зеленых с проседью осинах,

В хлебах из золота осенних,

В твоих стихах, Сергей Есенин!

Не случайно С.А.Есенина называют «поэтическим сердцем России». И пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы - сестры русского рассвета -

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло - он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже -

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер,

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя,-

России стихотворная душа…

14..Домашнее задание

Подготовьте эссе* по теме «Чувство Родины в лирике С.Есенина».

*Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно.

Творческое задание

Напишите стихотворение в стиле Есенина, учитывая своеобразие мироощущения и мировоззрения поэта.

Исследовательская работа

Сопоставьте стихотворение С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» со стихотворением А.Блока «Вхожу я в темные храмы…» (из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»).

В каких строках стихотворения С.Есенина любимая напоминает Прекрасную Даму Блока, а где приобретает свои, неповторимые черты? Выделите эти черты, земные, легко представляемые, связанные у Есенина с миром родной природы. Какие чувства лирического героя эти образы помогают высказать?

Советы учащимся

Если вы хотите больше узнать о художественном мире С.Есенина, то изучите следующие книги:

1.Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.

2.Кошечкин С.П. Сергей Есенин: Раздумья о поэте. М., 1974.

3.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1979.

© 2010-2022