Программа элективного курса в 10 классе по русскому языку

Программа элективного курса  «Русское правописание: орфография» для обучающихся в 10 классе.          Пояснительная записка Программа курса предназначена для повторения  изученного по русскому языку и углубления знаний  по теории речевого общения.Программа даёт представление о том, как нужно распределять материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в ег... №п\п Тема занятия.       1. Особенности письменного общения       2. Формы письменных высказываний       3. 4. Орфография как система правил правописания       5. Правописание гласных корня   6. Корни с чередованием.   7. Обозначение на письме согласных корня.   8. Правописание иноязычных словообразовательных элементов   9. Деление приставок на группы   10. Морфологический принцип написания приставок   11. Система правил. Связанных с написанием суффиксов в словах разных  частей речи.     12. Типичные суффиксы имён существительных и их написание   13. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание   14. Суффиксы глаголов и их написание   15. Образование причастий с помощью суффиксов   16. Правописание н и нн в причастиях   17. Система правил, регулирующих правописание окончаний в  разных  частях речи     18. Различение е и и в именах существительных   19. Орфографические правила, требующие различение морфем   20. Правописание на стыке морфем   21. Правописание ь после шипящих   22. Использование словарей для объяснения правильного написания слов   23. Приём морфемной записи слов   24. Система правил слитного, раздельного, дефисного написания слов.   25. Орфограммы, связанные с различением на письме служебных слов и морфем   26. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.   27. Написания приставок в наречиях   28. Написание производных предлогов   29. Написание сложных слов   30. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.   31. Работа со словарём  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Русское правописание: орфография»

для обучающихся в 10 классе.


Пояснительная записка

Программа курса предназначена для повторения изученного по русскому языку и углубления знаний по теории речевого общения.Программа даёт представление о том, как нужно распределять материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько правил, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Цель курса: повышение грамотности обучающихся, развитие культуры письменной речи.

Для реализации этой цели необходимо:

  • изучать семантическую сторону анализируемого явления;

  • опираться на этимологический анализ при обучении орфографии;

  • систематизировать и обобщить знания в области правописания;

  • формировать умение ориентироваться в орфографии.

Программа курса предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания.

Исходя из задач преподавания курса, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • соблюдать нормы письменного общения, а также специфических элементов речевого этикета;

  • обладать языковым чутьём , ориентироваться в многообразии орфографических правил;

  • совершенствовать орфографическую грамотность;

  • пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой.

Курс «Русское правописание: орфография» базируется на концепции профильного обучения. Он повышает грамотность и расширяет возможности социализации обучающихся.

Курс рассчитан на 34 часа, будет служить основой для элективного курса в 11 классе.

Кроме того, изучение курса поможет подготовить обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ.


Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе


№п\п

Тема занятия.



1.

Особенности письменного общения



2.

Формы письменных высказываний



3.

4.

Орфография как система правил правописания



5.

Правописание гласных корня

6.

Корни с чередованием.

7.

Обозначение на письме согласных корня.

8.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов

9.

Деление приставок на группы

10.

Морфологический принцип написания приставок

11.

Система правил. Связанных с написанием суффиксов в словах разных

частей речи.

12.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание

13.

Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание

14.

Суффиксы глаголов и их написание

15.

Образование причастий с помощью суффиксов

16.

Правописание н и нн в причастиях

17.

Система правил, регулирующих правописание окончаний в разных

частях речи

18.

Различение е и и в именах существительных

19.

Орфографические правила, требующие различение морфем

20.

Правописание на стыке морфем

21.

Правописание ь после шипящих

22.

Использование словарей для объяснения правильного написания слов

23.

Приём морфемной записи слов

24.

Система правил слитного, раздельного, дефисного написания слов.


25.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебных слов и морфем


26.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.


27.

Написания приставок в наречиях


28.

Написание производных предлогов


29.

Написание сложных слов


30.

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.


31.

Работа со словарём


32.

Работа с тестами


33.

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.


34.

Работа со словарём.



















Образовательный продукт:

  • различные формы письменных сообщений(на выбор обучающихся);

  • опорные конспекты по темам;

  • отредактированный текст;

  • таблицы.

Список литературы:

Для обучающихся

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы /Капинос В.И. и др.М.,2007-2008.

Занимательная орфография./Панов М.В. - М.,1984.

Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов./ Розенталь Д.Э.-М.,- 2000.

Словари

Для учителя

Трудные вопросы орфографии./Иванова В.Ф.- М.,1989.

Сборник диктантов с языковым анализом слов./Львова С.И. - М.,-2003.

Методика обучения орфографии.-М.,-1996.

Современная русская орфография./Кайдалова А.И.- М., -1993


© 2010-2022