- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса в 10 классе по русскому языку
Программа элективного курса в 10 классе по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фаряхутдинова Г.Р. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
«Русское правописание: орфография»
для обучающихся в 10 классе.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для повторения изученного по русскому языку и углубления знаний по теории речевого общения.Программа даёт представление о том, как нужно распределять материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько правил, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Цель курса: повышение грамотности обучающихся, развитие культуры письменной речи.
Для реализации этой цели необходимо:
-
изучать семантическую сторону анализируемого явления;
-
опираться на этимологический анализ при обучении орфографии;
-
систематизировать и обобщить знания в области правописания;
-
формировать умение ориентироваться в орфографии.
Программа курса предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания.
Исходя из задач преподавания курса, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
-
соблюдать нормы письменного общения, а также специфических элементов речевого этикета;
-
обладать языковым чутьём , ориентироваться в многообразии орфографических правил;
-
совершенствовать орфографическую грамотность;
-
пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой.
Курс «Русское правописание: орфография» базируется на концепции профильного обучения. Он повышает грамотность и расширяет возможности социализации обучающихся.
Курс рассчитан на 34 часа, будет служить основой для элективного курса в 11 классе.
Кроме того, изучение курса поможет подготовить обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ.
Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№п\п
Тема занятия.
1.
Особенности письменного общения
2.
Формы письменных высказываний
3.
4.
Орфография как система правил правописания
5.
Правописание гласных корня
6.
Корни с чередованием.
7.
Обозначение на письме согласных корня.
8.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов
9.
Деление приставок на группы
10.
Морфологический принцип написания приставок
11.
Система правил. Связанных с написанием суффиксов в словах разных
частей речи.
12.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание
13.
Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание
14.
Суффиксы глаголов и их написание
15.
Образование причастий с помощью суффиксов
16.
Правописание н и нн в причастиях
17.
Система правил, регулирующих правописание окончаний в разных
частях речи
18.
Различение е и и в именах существительных
19.
Орфографические правила, требующие различение морфем
20.
Правописание на стыке морфем
21.
Правописание ь после шипящих
22.
Использование словарей для объяснения правильного написания слов
23.
Приём морфемной записи слов
24.
Система правил слитного, раздельного, дефисного написания слов.
25.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебных слов и морфем
26.
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.
27.
Написания приставок в наречиях
28.
Написание производных предлогов
29.
Написание сложных слов
30.
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
31.
Работа со словарём
32.
Работа с тестами
33.
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
34.
Работа со словарём.
Образовательный продукт:
-
различные формы письменных сообщений(на выбор обучающихся);
-
опорные конспекты по темам;
-
отредактированный текст;
-
таблицы.
Список литературы:
Для обучающихся
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы /Капинос В.И. и др.М.,2007-2008.
Занимательная орфография./Панов М.В. - М.,1984.
Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов./ Розенталь Д.Э.-М.,- 2000.
Словари
Для учителя
Трудные вопросы орфографии./Иванова В.Ф.- М.,1989.
Сборник диктантов с языковым анализом слов./Львова С.И. - М.,-2003.
Методика обучения орфографии.-М.,-1996.
Современная русская орфография./Кайдалова А.И.- М., -1993