Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе

Рабочая программа (календарно-тематическое планирование) по литературному краеведению в 7 классе. Современная образовательная политика предполагает знание школьниками  этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся. Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу данного спецкурса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности. Программа предназначена для общеобразовательной школы как региональный компонент базисного плана. Курс рассчитан на 35 часов в каждом классе – с 5-го по 11-й. Основные задачи курса: - знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края; - осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности; - знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством; - приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе. Программа включает: - пояснительную записку, - основное содержание курса, - списки рекомендуемой литературы для каждого класса, - календарно-тематическое планирование.   В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи, творческие встречи с местными авторами. Данный спецкурс представляет собой переизданную, расширенную и обновлённую программу «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанную в 1995 году. Примерное календарно-тематическое планирование включает общую тему занятия, количество часов на тему, литературоведческое понятие, дату проведения урока, домашнее задание. С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая (и др.) работа. В 5–6 классах приоритетными являются занимательные формы организации деятельности учащихся, а в средних и старших – практикумы, семинары, проектная деятельность и т.д.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Старокулаткинская СОШ №1

Рассмотрено Согласовано Принято на педагогическом Утверждаю

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР совете Директор МБОУ - СОШ№1

гуманитарного цикла _________ Ахметова Г.А. Протокол № 2 _________ Баширова Г.В.

Протокол № 1 от 29 августа 2013г. Приказ № 92-о 28 августа 2013 г. от 30 августа 2013г.

Руководитель МО

__________ Курамшина Г.Р.


Рабочая программа


Наименование учебного предмета: литературное краеведение

Класс: 7 Б

Учитель русского языка и литературы: Усманова Гульшат Ряхимжановна

Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часов в год (1 час в неделю)

Рабочая программа составлена на основе регионального компонента базисного плана среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа составлена на основе программы спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области»./ Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина. - ИПК ПРО, 2009г.

Учебник: Литературное краеведение. Край прелестный - это ты… (фольклор, язык, литература). Учебная хрестоматия по литературному краеведению/Составитель, автор статей и примечаний В.Н.Янушевский. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. - Издательство «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2009г.




Программа спецкурса для 5-11 классов

"Литературное краеведение Ульяновской области"

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина "Литературное краеведение Ульяновской области". Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ.

Пояснительная записка

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу данного спецкурса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Программа предназначена для общеобразовательной школы как региональный компонент базисного плана.

Курс рассчитан на 35 часов в каждом классе - с 5-го по 11-й.

Основные задачи курса:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Программа включает:

- пояснительную записку,

- основное содержание курса,

- списки рекомендуемой литературы для каждого класса,

- календарно-тематическое планирование.

В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи, творческие встречи с местными авторами.

Данный спецкурс представляет собой переизданную, расширенную и обновлённую программу «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанную в 1995 году.

Примерное календарно-тематическое планирование включает общую тему занятия, количество часов на тему, литературоведческое понятие, дату проведения урока, домашнее задание.

С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая (и др.) работа. В 5-6 классах приоритетными являются занимательные формы организации деятельности учащихся, а в средних и старших - практикумы, семинары, проектная деятельность и т.д.


Основное содержание курса

7 класс (35 часов)

Мир детства

1. Введение. Детство как важнейший период формирования личности.

Интерес писателей к этой поре человеческой жизни. Писатели - «тоже родом из детства». Богатство и многообразие художественных произведений о детстве. Автор и герои.

2. Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени».

«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе. Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей «натуры», обстоятельств жизни для становления души главного героя.

Литературно-художественные особенности произведения.

Теория литературы: понятие о сентиментализме.

3. C.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».

Автобиографичность повести. Картины «малой» родины в произведении. «Детские годы Багрова-внука» - история формирования личности, история открытия мира юным существом. Герои, рассказчик и автор. Особенности языка произведения.

Теория литературы: жанр автобиографической повести как вид эпической литературы. Жизненный материал и художественный сюжет.

4. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Слово о писателе. Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети. Гуманизм автора.

Теория литературы: Идея произведения.

5. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «В детском кругу», «На баррикаде».

Интерес к детской литературе «взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество в журнале «Задушевное слово».

Поэт об антиестественности «сословных различий в среде детей» (стихотворение «В детском кругу»).

Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде». Гражданственность и гуманизм автора. Особенности стихотворений Минаева: эпичность, образность, эмоциональность языка.

Теория литературы: сюжет в поэтическом произведении.

6. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», «Гимназисты».

Слово о писателе. Мир детства в его произведениях. Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство Тёмы». Тёма и сверстники. Мир детства и мир взрослых в повести.

Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».

Теория литературы: система образов литературно-художественного произведения.

7. А.А. Коринфский. Стихотворения: «Моя мать», «Детский мир», «Малолетка».

Странички симбирского детства поэта. Поэзия для детей - важнейшая часть творчества Коринфского. Страстная проповедь бережного отношения к миру детства в стихотворении «Детский мир». Гуманизм и патриотизм автора в стихотворении «Моя мать». Стихотворение «Малолетка» - проникновенный рассказ о прекрасной поре детства вопреки жизненным «метелям» и «туманам». Богатство изобразительных средств.

Теория литературы: тропы

8. А.Н. Толстой. «Детство Никиты».

Волшебный мир детства в автобиографической повести А. Толстого. Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей. Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.

Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.

Теория литературы: юмор.

9. А.С. Неверов. «Ташкент - город хлебный».

Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира. Гуманизм писателя и оптимизм его мировосприятия. Самобытность авторского языка.

Теория литературы: сюжет, фабула.

10. А.И. Царёв. «Неслух».

Слово об авторе. Чудесный мир мальчишек и девчонок в повести, их дружба и мечты. Деятельность и активность как основа характеров героев.

Теория литературы: повесть как эпический жанр.

11. Л.Л. Фомин. «Белая рыбка», «Повесть о Ёлке и сером волке».

Слово об авторе. Мир детства конца 60-х г.г. Повседневное и героическое, грустное и забавное в повестях. Нравственный поиск героев.

Теория литературы: повесть как эпический жанр.

12.Мир детства в стихотворениях современных поэтов края (А. Царёва, А. Белова и др.)




Литература

2

1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Повести. - М., 1976.

2. Карамзин Н.М. Избранное. - М., 1991.

3. Косулина А.Г. Подвиг честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995.

4. Писатели нашего края 18-19 в.в. - Ульяновск, 1977, с. 5-17.

5. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 12-15.

6.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.

7. Край прелестный - это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 88.

8. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72.

3

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. - М., 1990.

2. В.А. Кошелев. Время Аксаковых.- // «Литература в школе», № 4, 1993, с. 9.

3. Писатели нашего края 18-19 в.в. - Ульяновск, 1977, с. 29-37.

4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 91-100.

4

1. Григорович Д.В. Повести и рассказы. - М., 1973.

2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 1, 1990, М.

3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 177-178.

5

1. Писатели нашего края 18-19 в.в. - Ульяновск, 1977, с. 65-76.

2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 2, 1990, М., с. 35-38.

3. Русская поэзия детям. - Л., 1989, с. 211-216, 696.

4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 51-56.

5. Край прелестный - это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 180.

6

1. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Гимназисты,- Минск, 1985.

2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 1, 1990, М.

3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 180-182.

7

1. Русская поэзия детям. - Л., 1989, с. 400-421.

2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 69-70, 186.

8

1. Толстой А.Н. Детство Никиты. - М., 1989.

2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 156-161.

9

1. Неверов А.С, Ташкент - город хлебный. Рассказы, повести. - М., 1983.

2. Русские писатели. Библиографический словарь - том 2, 1990, М., с. 66-67.

3. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969, с. 162-174.

10

1. Ульяновские писатели - детям. Памятка читателю. - Ульяновск, 1971, с. 21-23.

2. Царёв А.И. Неслух. - Ульяновск, 1963.

11

1. Ульяновские писатели - детям. Памятка читателю. - Ульяновск, 1971, с. 17-20.

2. Фомин Л.Л. Белая рыбка. - Саратов, 1967.

3. Фомин Л.Л. повесть о Ёлке и сером волке. - Саратов. 1970.




Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

Литературоведческое понятие

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Домашнее задание

1

Введение. Тема детства в художественных произведениях

1

02.09.2013г.

Подготовить сообщение о Н.М.Карамзине

2

Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени». Чтение и обсуждение отрывков.

1

Сентиментализм

09.09.2013г.

Прочитать стр.88-91

3

Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени». Тематика произведения.

1

Сентиментализм

16.09.2013г.

Выучить определение сентиментализма

4

Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени». Литературно-художественные особенности.

1

Сентиментализм

23.09.2013г.

Творческое задание

5

С.Т. Аксаков. «Детские года Багрова-внука.». Автобиографичность повести. Чтение и анализ отрывков из произведения.

1

30.09.2013г.

Прочитать повесть

6

С.Т. Аксаков. «Детские года Багрова-внука.». Особенности языка повести. Жанр автобиографического произведения как вид эпической литературы.

1

Автобиографическое произведение

07.10.2013г.

Творческое задание

7

С.Т. Аксаков. «Детские года Багрова-внука.». Жизненный материал и художественный сюжет.

1

14.10.2013г.

Подготовить сообщение о Д.В.Григоровиче

8

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Слово о писателе.

1

Идея произведения

21.10.2013г.

Прочитать рассказ «Гуттаперчевый мальчик»

9

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Чтение и анализ рассказа.

1

11.11.2013г.

Подготовить пересказ

10

Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Гуманизм автора.

1

18.11.2013г.

Творческое задание

11

Д.Д.Минаев. Стихотворения. Чтение и анализ стихотворений «В детском кругу», «На баррикаде».

1

Сюжет в поэтическом произведении

25.11.2013г.

Прочитать стр. 179-190

12

Сотрудничество Д.Д. Минаева с журналом «Задушевное слово».

1

02.12.2013г.

Подготовить сообщение

13

Д.Д.Минаев. Своеобразие языка стихотворений

1

Сюжет в поэтическом произведении

09.12.2013г.

Анализ стихотворений Д.Д.Минаева

14

Н.Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы». Чтение и анализ эпизодов из произведений.

1

Система образов художественного произведения

16.12.2013г.

Прочитать эпизоды из произведения «Детство Темы»

15

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Гимназисты». Чтение и анализ эпизодов из произведений.

1

23.12.2013г.

Прочитать эпизоды из произведения «Гимназисты»

16

Н.Г. Гарин-Михайловский. Галерея детских портретов.

1

13.01.2014г.

Творческое задание

17

А.А. Коринфский. Симбирское детство поэта. Стихотворения («Моя мать», «Детский мир», «Малолетка»). Чтение и анализ.

1

20.01.2014г.

Анализ стихотворений А.А.Коринфского

18

А.А. Коринфский. Богатство изобразительных средств. Разнообразие тропов.

1

27.01.2014г.

Ответить на вопросы

19

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Автобиографичность повести.

Чтение и анализ фрагментов.

1

Юмор в произведении

03.02.2014г.

Прочитать повесть «Детство Никиты»

20

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Чтение и анализ фрагментов.

1

10.02.2014г.

Ответить на вопросы

21

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Художественные особенности авторской манеры повествования.

1

17.02.2014г.

Творческое задание

22

А.С. Неверов. Слово о писателе. «Ташкент - город хлебный». Чтение и анализ фрагментов.

1

Сюжет. Фабула

24.02.2014г.

Прочитать «Ташкент-город хлебный»

23

А.С. Неверов. «Ташкент - город хлебный». Красота детской души и страшный реализм окружающего мира.

1

Сюжет. Фабула

03.03.2014г.

Ответить на вопросы

24

А.С. Неверов. «Ташкент - город хлебный». Самобытность авторского языка.

1

10.03.2014г.

Подготовить сообщение о А.С.Цареве

25

А.И. Царёв. Слово об авторе.

«Неслух». Чтение и анализ фрагментов повести.

1

Повесть как эпический жанр

17.03.2014г.

Прочитать повесть А.С.Царева «Неслух»

26

А.И. Царёв. «Неслух». Чтение и анализ фрагментов повести.

1

31.03.2014г.

Ответить на вопросы

27

А.И. Царёв. «Неслух». Жизненная активность как основа характеров героев.

1

07.04.2014г.

Составить характеристику героев

28

Л.Л. Фомин. Слово об авторе.

«Белая рыбка». Чтение и обсуждение отрывков из повести.

1

Закрепление понятия повести как эпического жанра

14.04.2014г.

Прочитать повесть Л.Л.Фомина «Белая рыбка»

29

Л.Л. Фомин. «Повесть о ёлке и сером волке». Чтение и обсуждение отрывков из повести.

1

21.04.2014г.

Прочитать повесть Л.Л.Фомина «Повесть о елке и сером волке»

30

Л.Л. Фомин. Нравственный поиск героев.

1

28.04.2014г.

Творческое задание

31

Мир детства в стихотворениях современных поэтов края. А. Царёв, А. Белова, В.Дворянсков и др. (по выбору).

Чтение и анализ стихотворений.

1

05.05.2014г.

Прочитать и проанализировать стихотворения (по выбору)

32-33

Обобщающие занятия

Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

2

12.05.2014г.

19.05.2014г.

Подготовить презентацию

34

Конкурс знатоков (на краеведческом материале).

1

26.05.2014г.

35

Резервный урок.

1




© 2010-2022