Урок - путешествие с презентацией

Урок нетрадиционной формы в виде путешествия. Данный урок является вводным уроком новой темы. Эта разработка является совместным продуктом преподавателя и учеников. Компьютерная презентация позволяют более наглядно представить иллюстрированный материал к уроку,активизировать деятельность учащихся в течение всего урока, проверить понимание нового материала сразу всех учащихся.Данный материал может быть использован учителем во внеурочной деятельности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок православной культуры в 5 классе

(автор учебника В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец)

Тема «Путешествие в древнерусское искусство»

Цель:

  • познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон.

Задачи

  • показать связь прошлого и настоящего;

  • расширить словарный запас и кругозор учащихся;

  • развивать познавательные и творческие способности;

  • воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;

  • воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству - иконописи.

Оборудование:

Учебник «Православная культура 5-6 класс, 10-11 класс, кроссворд (презентация учащихся), фотографии древнерусских икон, основные понятия и имена русских мастеров иконописи написаны на отдельные карточки для последующего выноса на доску по ходу урока, компьютерный диск "Шедевры русской живописи", презентация к уроку «Путешествие в древнерусское искусство» (авторы - Андрианова Елена, Снимщиков Владислав)

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

1 слайд

В Священном Писании рассказано, как Бог сотворил прекрасный мир. Цветам Бог дал неж­ный запах и нектар, который собирают пчёлки. Птиц Бог создал крылатыми. Они летают по голубому небу... Когда красивый мир был сотво­рен, всё замерло в ожидании: кому Бог подарит его? Тогда Бог создал человека, украсив его Своим образом. У него была разумная душа, которая могла понимать добро, и воля, чтобы стремиться его делать.

Бог научил человека любить красоту и самому создавать её, участвуя в Божьем творчестве. Великое богатство хранит в себе православная культура. Но она заключает в себе не только ту красоту, которую создал Бог. Православные зодчие строили красивые храмы, иконописцы писали иконы, композиторы сочиняли музыку. Эта красота родилась в мире, среди людей. Красками, узорами, музыкальными зву­ками они создавали произведения христианского религиозного искусства. И сегодня, ребята, мы с вами отправимся в удивительное путешествие по древнерусской живописи. Мы побываем с вами в мастерской иконописца, познакомимся со знаменитыми мастерами живописи того времени, совершим виртуальные путешествия по уникальным шедеврам древнерусской живописи.

И в первую очередь, мы отправимся в мастерскую иконописца.

2 слайд

Учитель: Как вы думаете, ребята, кого на Руси называли мастером?

Ответы:

1. Мастер - это искусный, опытный в каком-нибудь деле человек.

2. Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.

3 слайд

Учитель: Кто же такие иконописцы?

Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками-монахами. Создание икон это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер.

Иконописание считалось у наших предков делом богоугодным и святым. Это было очень ответственное, почетное и высокое звание. Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремится к нравственному совершенствованию.

4 слайд Учитель: Каковы же были требования к иконописцам ещё?

  1. Должен быть праведником;

  2. Иметь талант художника;

  3. Знание богослова;

  4. Иконописцем не могла быть женщина;

  5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;

  6. Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу

5 слайд

Учитель: Обратите внимание на иллюстрации и рисунки.

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой? (ответы детей)

6 слайд

  • "Икона" в переводе с греческого обозначает "образ", "изображение". На Руси иконы так и называли - "образа".

  • Икона - это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии

  • Икона - основная святыня, которая призвана приковывать взгляды молящихся.

На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что наиболее древним прообразом икон являются египетские погребальные портреты, выполненные на деревянных дощечках воском. Они помещались в головах на могилах и саркофагах для поклонения и прощания с умершим.

Первые христианские иконы появились в IV в. н.э. Пройдя долгий путь гонений и запретов, они стали для церкви символом Божества.

7 слад

Учитель: А теперь мы узнаем, как создавались иконы? Об этом нам расскажут ребята.

Ученик: - Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну - в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

Ученик: Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было.

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

Ученик: Приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога.

Отношение к иконам на Руси.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Символы иконы. Символ христианства

Учитель: Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, и это является символом иконы - нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства? Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа

8 слайд

В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный - признак юности, цветения. Недаром говорят "Молодо-зелено". Голубой - цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно - малиновый - цвет мудрости. Красный (багряный)- цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой - божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон. Черный - символизирует смерть, загробное царство, силы зла.

Учитель: А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун? Ответы детей. Иконы писали только на сюжеты из Библии.

9 слайд

Учитель:

Иконописное искусство прославляли и русские мастера. Какие имена русских иконописцев вам известны?

На доске вывешиваются карточки с именами и фамилиями иконописцев.

Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий, Андрей Рублев, Симеон Ушаков

Самым известным из них мастером является Андрей Рублёв, но почему же он не первый в списке? (Ответы детей)

Это потому, что издавна на Руси в почёте были люди старшего возраста, пожилые. А все мастера, стоявшие перед Рублёвым в списке, были старше его. Это известно из летописей.

Учитель: А сейчас, мы послушаем ребят, которые расскажут нам о знаменитых иконописцах.

1ученик:

Феофан Грек

Греческий иконописец и мастер фрески монах Феофан приехал из Византии в Новгород в 1370-х годах. Он исповедовал новое течение богословской мысли - исихазм, умное творение молитвы сердцем в уединении от мира. Это направление продолжало древнехристианский монашеский путь духовного возрастания. В Новгороде Феофан Грек исполняет росписи в храме Спаса Преображения на Ильине улице. Однокупольный храм с трёхаспидным алтарём был расписан за одно лето. Феофан Грек написал фрески Христа Пантократора в куполе собора, «Евхаристии и святительского чина в аспиде, ветхозаветную «Троицу» на хорах храма в северо-западной части, изображение монахов-столпников, среди них Макария Египетского, одного из столпов исихазма. Образы написаны в широкой, свободной манере, поверх тёмной красновато-коричневой санкири (краска), форма проработана белыми размашистыми мазками (пробелами).

Эти фрески оказали большое влияние на дальнейшее развитие монументальной живописи в Новгороде, церкви Фёдора Стратилата на Ручье, Успения на Волотовом поле (церковь была разрушена во время Второй мировой войны), написаны в манере работы Феофана Грека новгородской школы рубежа 14-15 веков, также отличается свободной манерой письма, ярким декоративным цветом, звучностью красок.

В 1395 году Феофан Грек работает уже в Москве. Помимо фресок в храме Благовещения 1392годом датируется двусторонняя икона «Богоматерь Донская» (на другой стороне - образ Успения Богоматери)

В 1405 году Феофан Грек выполнил совместно с двумя русскими мастерами Федором с Городца и Андреем Рублёвым роспись Благовещенского собора Кремля. Она не сохранилась, как и древний иконостас этого храма.

Учитель: Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе "Богоматерь Донская", созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.

Экскурсия по иконе Феофана Грека "Богоматерь Донская" - материал диска "Шедевры русской живописи"- проводит Ярцева Юлия

2 ученик Дионисий

Мастер Дионисий в 16 веке был назван наряду с Андреем Рублёвым иконописцем, чьи творения должны приниматься современными художниками в качестве образцов.

Молодые годы Дионисий провёл в качестве иконописца-послушника в Пафнутьево - Боровском монастыре, где исполнил фрески в соборе Успения Богородицы, там сохранились фрагменты его работы. После посещения монастыря Иваном Третьим в 1480 году слава художника возросла, и через год он был приглашён в Москву для работ в Успенском соборе Кремля, выстроенном в 1475-1479 годах итальянским зодчим Аристотилем Фиораванте по образу Успенского собора во Владимире.

Фрески в новом Успенском соборе посвящены Похвале Богородице. Росписи расположены регистрами, по стенам написаны сцены, передающие в зримых образах отдельные строки Похвалы Богородице, а на столбах храма написаны святые воины и святители. Зеленовато-синие, красные, коричневые краски создают единый лёгкий и тёплый золотистый в солнечном свете колорит интерьера. Пластика удлинённых, прекрасных, как античные скульптуры, фигур статична. Они создают размеренный, величавый ритм пространства, будто поднимающегося ввысь, к куполу храма.

Дионисий работает в Москве до 1502 года. Он создаёт житийные иконы московских святителей митрополита Алексия и митрополита Петра, канонизированных в эти годы.

Образы Дионисия воплотили письменное описание митрополитов и их жития, простота и глубина композиций, раскрывающих основной смысл текста, стали образцом для изображения Алексия и Петра в последующие времена.

В 1502-1503 году Дионисия приглашает настоятель Ферапонтова монастыря для росписи нового собора Рождества Богородицы. Монастырь был заложен учеником Сергия Радонежского Кириллом Белозерским по дороге на Белое озеро. Подобно связи традиции монастыря с Троицкой лаврой, Фрески Дионисия продолжают линию изысканной по цвету, простой и радостной живописи. Фрески Ферапонтова расположены в интерьере и частично на фасаде собора, они изображают цикл композиций на широко распространенную в тот период тему акафиста Похвала Богородицы.

Современные художники, в том числе Н. И. Андронов, обратили внимание на цветовое решение работ Дионисия, объединённых между собой насыщенным синим фоном. Мастер использовал в качестве красок цветные местные камни, так фрески Ферапонтова связаны с землёй Ферапонтова колоритом Северных земель

.

Учитель: Сейчас мы с вами просмотрим иконы написанные рукой мастера Дионисия. Просмотр икон с диска «Шедевры русской живописи».

3ученик: Андрей Рублёв


Инок московского Андроникова монастыря Андрей Рублев был духовным чадом Сергия Радонежского. По благословению своего наставника в 1400 году он отправляется с товарищами во вновь устроенный монастырь в Звенигороде, созданный учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским на землях, выделенных звенигородским князем Андреем, глубоко почитавшим Радонежского и его учеников. Освященный под этот год

Городской собор Звенигорода Андрей Рублёв и Федор с Городца расписывают за одно лето. В однокупольном четырехстолповом храме реставраторы открыли изображения святых Флора и Лавра и небесное воинство на столбах храма, принадлежащие руке мастера Андрея. Их отличают плавная пирамидальность силуэтов, легкость линий, радостный холодный колорит зеленовато-голубых тонов. Для иконостаса этого храма были исполнены иконы, среди них обнаруженные академиком И. Грабарем в 1918 году три иконы из Деисусного ряда, так называемый «Звенигородский чин»: иконы Спаса, апостола Петра, архангела Гавриила.

В 1405 году Андрей Рублёв работает с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Кремля, там происходит встреча двух крупнейших мастеров рубежа 14-15 веков, встреча двух иконописных манер, византийской - «Греческой», очень экспрессивной манеры Феофана и «московской школы», плавной и лирической Андрея Рублёва.

В 1408 году Андрей Рублёв работает в храме Успения во Владимире. Рядом с этим храмом находится Дмитровский собор известный росписями 12века, среди которых до сих пор сохранилась фреска «Страшный суд». Их, возможно, изучал Андрей Рублев в процессе создания своего произведения. Древняя, неоднократно перестроенная архитектура Успенского собора в 15 веке была заново расписана артелью Рублёва.

Его кисти принадлежат сохранившаяся на западной стене фреска «Страшный суд» и на столбах и подпружных арках западной части стены «Свёртывание неба», медальоны с образами пророков Давида и Исайи, «Шествие праведников в рай и сцена «Этимасия» Иконостас Успенского собора, принадлежащий кисти мастерской Андрея Рублёва, был найден в селе под городом. Шуя Владимирской области и хранится в Третьяковской галерее.

В 1411 году «В память и похвалу» основателя Троицкой лавры святого преподобного Сергия Радонежского Андрей Рублёв пишет икону Троицы, помещенную в деревянном храме монастыря. В 1420-х годах после возведения каменного храма , чудотворная икона была перенесена в новый храм, где находилась до передачи в Третьяковскую галерею. Икона Троица Рублёва стала символом эпохи. Тема иконы - посещение Авраама и Сары тремя ангелами - была задана в Ветхом Завете, в Новом Завете образ трех ангелов стал восприниматься как единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа, изобразительное воплощение Символа Веры.

Цвет иконы прозрачен и радостен. Первоначально фон иконы был золотым, на нём горели пурпур и киноварь, голубец и зеленый цвета, сочетающиеся с теплыми охристыми оттенками в личном письме. Так, драгоценные краски , привезенные из дальних стран, сочетались с красками, добытыми из камней Русской земли.

Кисти Рублёва приписывается и Евангелие боярина Хитрово, созданное в ту эпоху. Миниатюры, написанные легкими линиями, гармоничные по цвету, они напоминают манеру мастера.

Экскурсия по иконе Андрея Рублёва «Троица» - материал диска "Шедевры русской живописи" - проводит Ярцева Валентина

Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве (Презентация «Кроссворд к уроку» - авторы Снимщиков Владислав, Осипенко Артем)

  1. Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)

  2. Разговор человека с Богом. (Молитва)

  3. Важнейший символ христианства. (Крест)

  4. Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)

  5. Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)

  6. Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)

  7. Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)

  8. Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)

  9. Самая знаменитая икона А.Рублёва. (Троица)

  10. Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)

  11. Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)

  12. Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа)

В выделенном столбике мы можем прочитать "Третьяковка".

Ученик: Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.

10 слайд

Выводы: Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Произведения древнерусского искусства создавали мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Своим искусством они призывали и призывают к миру и согласию. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

Рефлексия. Методика «Барометр настроения»


© 2010-2022