- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байкалова Т.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей, у общественности. Психологи, методисты, учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть" орфограммы.
Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.
Отсутствие соответствующего умения - орфографической зоркости - считается важнейшей причиной орфографических ошибок, по которой может быть перечёркнуто всё хорошее знание правил и умений их применять. Поэтому с уверенностью можно сказать, что причиной низкой грамотности у учащихся является неумение видеть орфограммы. Главным в обучении правописания является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание.
-
Внимательно прочитай предложение.
-
Повтори его не заглядывая в текст.
-
Подчеркни в предложении все орфограммы.
-
Прочитай предложение орфографически.
-
Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
-
Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
-
Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания, я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
-
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
-
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
-
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
-
Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
-
Спиши слова определённой части речи.
-
Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача - объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо.
-
Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
-
Самостоятельное чтение хором.
-
Объяснение орфограмм (коллективно).
-
Считают количество предложений в тексте.
-
Чтение по предложениям.
-
Орфографическое чтение.
-
По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.)
-
Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
-
Проверка написанного.
7. Письмо по памяти.
-
Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
-
Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
-
Упражнение в запоминании.
-
Орфографическое чтение слов с орфограммами.
-
Запись.
-
Проверка.
8. Диктант
-
Предупредительный диктант
-
Объяснительный диктант
-
Выборочный диктант
-
Свободный диктант
-
Самодиктант
-
Зрительно-слуховые диктанты
-
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
-
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
-
Словарный диктант.
9. Орфографические минутки
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям - вот основные условия успеха.