Рабочая программа по литературе (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №1

Протокол № 1 Протокол № МС с.Кандры

от « » августа 2014 г. от « » августа 2014 г. ________Салишова Р.Ф.

Руководитель ШМО ________Сагитова С.Ф. приказ № от « »сент. 2014 г.

_________Муллагильдина О.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

6 в класс


Ахметзянова Л.Р.

учитель русского языка и литературы









2014 - 2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана в соответствии с основными положениями

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, требованиями основной общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2014-2015г., учебным планом на 2014-2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1 с.Кандры на 2014-2015 учебный год, приказом «Об утверждении перечня учебников, допущенных (рекомендованных) для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2014-2015 учебный год.

При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089;

- Примерные программы по учебным предметам;

- Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана на основе учебной Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной -М.: Просвещение, 2009.

Цели обучения:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи обучения Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого обучающегося.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

В VI классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Обучающиеся VI класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 с. Кандры рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение литературе в объеме 2 часов в неделю (68 часов за учебный год).

Основной учебник:

Литература. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. /под ред. В.Я.Коровиной.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.

Содержание рабочей программы

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

В дорогу зовущие. Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(3ч)

Русская басня. И.И.Дмитриев. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Особенности языка XVIII столетия.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30ч)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

«Повести Белкина». «Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». «Выстрел». Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Юмор. Приёмы изображения комического. Особенности стиля А. П. Чехова.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20ч)

Александр Иванович Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Чудесный доктор».

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть А. Лиханова «Последние холода». Дети и война.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказы «Срезал», «Критики». Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ч)

К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малым мой народ». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).



















Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 0,5 - 1,0 страницы, в 6 классе - 1,0 - 1,5, в 7 классе - 1,5 - 2,0, в 8 классе - 2,0 - 3,0, в 9 классе - 3,0 - 4,0. Экзаменационное сочинение - 3-5 листов.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  • Содержание работы полностью соответствует теме.

  • Фактические ошибки отсутствуют.

  • Содержание излагается последовательно.

  • Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  • Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  • Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  • Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  • Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  • В работе допущены существенные отклонения от темы.

  • Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  • Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  • Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  • Работа не соответствует теме.

  • Допущено много фактических неточностей.

  • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  • Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  • Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.












Перечень учебно-методического обеспечения (УМК)

1.Амбушева Т.М., Серёгина Л.М.Литература.5-6 классы: конспекты уроков. - Волгоград: Учитель, 2011

2.Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам Полухиной В.П. - Москва: ВАКО, 2009

3.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 6класс. - М.: Просвещение,2008

4.Русский язык и литература. Все для учителя! Научно-методический журнал. - М.: ИГ «Основа», 2012-2014

5.Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 6 класса

6.Черных В.А.,Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс.-Москва: ВАКО,2011

7.Шадрина С.Б.Литература.6 класс: Поурочные разработки по учебнику Полухиной В.П.- Волгоград: Учитель, 2010









№ урока

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Сроки

Приме

ча

ние

План

Факт

Введение

1

В дорогу зовущие

1

03.09

Устное народное творчество

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

06.09

3

Пословицы и поговорки. Загадки

1

10.09

Древнерусская литература

4

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

13.09

Произведения русских писателей XVIII века

5

Русская басня. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства

1

17.09

6

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего искусства

1

20.09

7

И.А.Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик». Роль власти и народа в достижении общественного блага

1

24.09

Произведения русских писателей XIX века

8

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

27.09

9

А.С.Пушкин. Дружба в жизни и творчестве поэта. Стихотворение «И.И.Пущину»

1

01.10

10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

04.10

11

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

1

15.10

12

А.С.Пушкин. «Дубровский». Пожар в Кистеневке. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма

1

18.10

13

А.С.Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

22.10

14

А.С.Пушкин. «Дубровский». Два мальчика

1

25.10

15

Р.р. А.С.Пушкин. «Дубровский». Подготовка к домашнему сочинению «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» или «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

29.10

16

Внекл.чт. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

Сюжет и герои повести

1

01.11

17

Внекл.чт. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Повесть «Выстрел». Три выстрела и три рассказа о них

1

05.11

18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Мотивы тоски и одиночества поэта-изгнанника

1

08.11

19

Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

1

12.11

20

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…»

1

15.11

21

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей в рассказе

1

26.11

22

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Смысл рассказа «Бежин луг»

1

29.11

23

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья»

1

03.12

24

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного

1

06.12

25

А.А. Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы». Природа как мир красоты и истины, как мерило человеческой нравственности

1

10.12

26

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа- созидателя

1

13.12

27

Своебразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» Трёхсложные размеры стиха

1

17.12

28

Вн.чт. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема

в творчестве поэта

1

20.12

29

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1


24.12

30

Народ и власть в сказе Н. С. Лескова «Левша»

1

27.12

31

Р.р. Особенности языка сказа Н. С. Лескова «Левша»

1

31.12

32

Р.р. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

10.01

33

Вн.чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах»

1

14.01

34

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе

1

17.01

35

Вн.чт.А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». Речь героев и художественная деталь как источник юмора

1

21.01

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

36

Родная природа в стихотворениях Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого

1

24.01

Произведения русских писателей XX века

37

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор»

1

28.01

38

Вн.чт. А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». История Ассоль

1

31.01

39

А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни

1

04.02

40

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца»

1

07.02

41

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тропа Насти и Митраши

1

11.02

42

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца»

1

14.02

43

Р.р. Сочинение. Сравнительная характеристика Насти и Митраши

1

25.02

44

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас

1

28.02

Произведения о Великой Отечественной войне

45

Р.р. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов, Д.С.Самойлов

1

04.03

46

Вн.чт. А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

1

07.03

47

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Сюжет рассказа, его автобиографический характер

1

11.03

48

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы

1

14.03

49

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Отражение в произведении трудностей послевоенного времени

1

18.03

50

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

21.03

51

Р.р. Классное сочинение «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

25.03

Писатели улыбаются

52

«Чудики» В.М. Шукшина. Рассказы «Критики» и «Срезал»

1

28.03

53

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1

01.04

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века

54

Стихотворения А.А.Блока, С.А.Есенина

1

04.04

55

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…»

1

15.04

56

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

1

18.04

Из литературы народов России

57

Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворениях К.Кулиева и Г.Тукая

1

22.04

Из зарубежной литературы

58


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе

1

25.04

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

1

29.04

60

Гомер и его героические эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

02.05

61

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

1

06.05

62

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1

09.05

63

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества

1

13.05

64


М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях

1

16.05

65

66

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

2

20.05

23.05

67

Путешествие по стране Литературии 6 класса

1

27.05

68

Итоговый урок. Рекомендации на лето

1

30.05




© 2010-2022