Статья Формирование социальной компетенции на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование социальной компетенции на уроках русского языка

Ю.С. Дубко, преподаватель русского языка и литературы

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение «Краснодарское президентское кадетское училище»

Реалии современного российского государства требуют от каждого молодого гражданина быстрой социальной адаптации, активной реализации собственных потенциалов, умения «зажечь» людей вокруг и повести их за собой. Скромный, застенчивый, неамбициозный, безыдейный работник давно уже не в почете. Яркая страна ждет ярких молодых людей. Безусловно, перестроиться на новый для себя лад: стать коммуникабельным, научиться решать трудные задачи, сформировать в себе жизнестойкость и уверенность - невозможно по щелчку пальцев. Это длительный процесс социального становления личности, который должен начинаться на уроках в школе. Ведь кто как не учитель, добрый друг и товарищ, способен вложить в души и сердца учеников ценности, диктуемые самой жизнью. И дело тут вовсе не в жестких задачах для школ, обусловленных концепцией модернизации российского образования. Дело в личном отношении учителя к ученику, участии в его судьбе, желании вырастить и отпустить в свободный путь социально адаптированного, готового к любым невзгодам жизни гражданина. Так что же такое социальная компетентность и какие психолого-педагогические приемы должен использовать преподаватель для ее формирования у обучающихся?

Социальная компетентность включает в себя:

  • знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

  • знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса; [1]

  • знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций) в различных сферах и областях социальной жизни: национальной, политической, религиозной, экономической и др.;

  • восприятие себя как социального субъекта и т.д.;

  • навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

  • умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение механизмами взаимопонимания в процессе общения). [2]

Начать работу над формированием данных знаний, умений и навыков можно с включения в урок элементов, способствующих принятию обучающимися общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремлению к его пониманию на теоретическом уровне. Анализ текстов различной тематики (в том числе общественно-политической), как нельзя лучше поможет реализовать данные цели на уроках русского языка. Особое внимание следует уделить содержанию текста, обсудить освещенные в нем нормы общества, записать ключевые предложения и работать над ними уже с языковой точки зрения. Кроме того тексты социальной направленности, приобщающие кадет к доброте, толерантности, вежливости, также способствуют развитию освещаемой компетенции.

Безусловно, теоретические знания необходимо облечь в практическую форму. Различные виды групповой деятельности на уроке русского языка формируют личную ответственность обучающегося за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, за должное выполнение своей роли в коллективе. Переходящая роль координатора группы и распределение функционала остальных ее членов (к примеру, ответственные за сбор информации, дизайнер-оформитель проекта, члены группы, защищающие полученный продукт) помогут обучающимся адекватно оценить, соотнести конкретные условия и свои возможности по достижению предполагаемого результата в данной ситуации. Каждый участник группы должен осознавать, что его роль является важной, без ее выполнения невозможно получить итоговый продукт.

Составление алгоритмов на любом этапе урока, будь то постановка целей или разбор задания для самоподготовки, научит обучающегося планированию своей деятельности, четкому осознанию необходимости последовательно выполнять обозначенные задачи. В тоже время преподаватель может предложить обучающимся составить несколько планов действий по достижению конечной цели. Это даст возможность выбора наиболее эффективных и понятных конкретному кадету способов деятельности, вариантов поведения. Поощрение педагогом собственной позиции ребенка в различных ситуациях взаимодействия также ведет к формированию социальной компетенции.

Любая деятельность на уроке должна преследовать одну цель - развитие личности обучающегося. Школа - это, в первую очередь, подготовка к самостоятельной жизни, а уже потом формирование предметных знаний, умений и навыков. Каждый преподаватель обязан научить кадета адекватно воспринимать действительность, должно относиться к окружающим, помочь ему найти свое место в этом огромном мире. Все это и входит в понятие социальная компетентность.

Библиографический список:

  1. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228с.

  2. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе. - Известия Уральского государственного университета, 2007, № 50

© 2010-2022