- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Обучение написанию выборочного изложения» (на примере отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»)
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Обучение написанию выборочного изложения» (на примере отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Солдатова Н.Г. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Солдатова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 7», г. Саранск
Конспект урока русского языка в 7 классе
на тему:
«Обучение написанию выборочного изложения»
(на примере отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»)
Цели:
Образовательные:
- обучить написанию выборочного изложения, обучить видам сжатия текста;
Развивающие:
- развить навыки определения основной мысли, выделения микротем;
- развить навыки использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку
Здравствуйте, ребята! Проверим готовность к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш. Садитесь.
-
Проверка отсутствующих на уроке
Есть ли сегодня у нас отсутствующие на уроке?
-
Сообщение темы и целей урока. Слайд №1
-
Вступительное слово учителя
- Давайте посмотрим на доску, на тему нашего урока и подумаем, какие же цели стоят сегодня перед нами?
(Научиться писать выборочное изложение)
- Верно. Но это еще не все. Сегодня мы с вами не только научимся писать выборочное изложение, но и познакомимся со способами сокращения или сжатия текста.
-
Актуализация опорных знаний
- Вспомним, что представляет собой такая работа, как изложение?
Изложение - работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.
- Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?
«Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах»?
Для справки: Пьер Буаст (1765-1824 гг.) - лексикограф, автор универсального словаря французского языка
- Назовите способы сокращения текста.
(Удаление, обобщение, объединение)
-
Изложение нового материала.
-
Слово учителя.
Сжатие текста - это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст.
-
Работа с памяткой: «Основные правила написания изложения»: Слайд №2-4
-
стараемся передать содержание каждого абзаца и всего текста в целом;
-
разные микротемы в один абзац не объединяются;
-
каждый абзац начинаем с красной строки;
-
сохраняем авторский стиль и типы речи;
-
стараемся использовать языковые средства выразительности, встречающиеся в тексте;
-
обязательно проверяем готовое изложение перед сдачей учителю.
-
Работа с текстом. Слайд № 5, 6
Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок».
Выполните задания.
Слайд №7,8
-
Объяснить правописание выделенных орфограмм. Сгруппировать слова в соответствии с основными правилами правописания:
корабль, капитан, матрос, обезьяна, (на) палубе, минута, секунда, (посреди) народа, (изо) рта, (из) носа, обошел, возвращался, забавляются, расходилась, подпрыгнул, вынырнул, (не) отставал, (не) понимал, вытянулась, радовалась, раззадорился, выделывали, прицелился, размахнулся, показалось.
-
Чем объясняется различие в лексическом значении и правописании сопоставляемых слов и словосочетаний:
двенадцатилетний мальчик - мальчик двенадцати лет; надеть - одеть; взобраться - забраться; оступиться - отступиться; было аршина два - было два аршина; секунд через сорок - через сорок секунд?
-
Объяснить значение слова аршин.
-
Подготовка к написанию выборочного изложения.
Слайд №9,10
Фрагмент для сжатого изложения
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
-
Выполните задания и ответьте на вопросы.
Слайд №11
-
Определите стиль, тип, жанр текста.
-
Какова тема и основная мысль рассказа?
-
На какие части можно разделить текст?
-
Озаглавьте части текста и составьте план.
-
Найдите лексико-семантические средства, при помощи которых связываются части текста и предложения внутри них.
-
Объясните, почему в первом абзаце текста использованы глаголы несовершенного вида, а во втором и последующих - по преимуществу глаголы совершенного вида. Как меняется характер действий обезьяны и мальчика и чем это вызвано?
-
Закрепление изученного материала.
1. Написание выборочного изложения.
1. Внимательно прочитайте фрагмент произведения.
2. Составьте план.
3. Каким способом сокращения текста вы воспользуетесь?
4. Напишите выборочное изложение, сохранив авторский стиль и тип речи.
5. Внимательно проверьте свое изложение, после завершения работы.
-
Рефлексия
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось… и т.д.
VI. Подведение итогов урока
Итак, наш урок подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Какие трудности испытали?
-Какие задания вам больше понравились?
Спасибо за работу!
Приложение 1
Л. Н. Толстой
«Прыжок»
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась. Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше. - Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: - В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю! Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул. Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
Фрагмент для сжатого изложения
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
6