Доклад на тему Из моей педагогической практики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Активизация мыслительной деятельности в организации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС


  1. Новая свободная школа и личность учителя

Один из великих мыслителей, Жан Жак Руссо, изрек: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Так, в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции».

В федеральных стандартах основного общего образования указаны основные критерии результатов обучающихся: предметные, метапредметные и личностные. Особое внимание необходимо уделять метапредметным результатам: регулятивным, коммуникативным

«Литературное искусство состоит из двух отличных частей:

наблюдение-выражение» (Бальзак).

Одно из предъявляемых требований ФГОСа к обучающемуся основной школы: выпускник школы XXI века должен:

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Сегодня, когда современная школа интенсивно обновляется, находится в поиске эффективных способов организации целостного учебно-воспитательного процесса, а педагоги стремятся освоить технологию интеграции урочных и внеурочных занятий, стараются сделать процесс обучения результативным и социально значимым, назрела необходимость обсудить возможности организации урочной и внеурочной деятельности в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Сейчас важнейшая задача в области образования - строительство новой, свободной школы. Школы, в которой не будет принуждения, в которой будет интересно учить и учиться. Школы, которая предоставит возможность выбора и учителем, и учеником таких технологий обучения, которые соответствовали бы требованиям воспитания нового человека - свободного от догм, творческого, способного самостоятельно решать различные жизненные задачи. Однако становление такой школы - дело нелегкое и непростое.

Сегодня мы видим, что естественная речевая среда, окружающая ребенка - язык, радио и телевидение, современные книги, речь взрослых и сверстников - не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее. Сегодня родители смирились с тем, что ребенок мало читает, что общение с книгой вызывает у него скуку, это общение заменено просмотром телепередач и компьютерными играми. Что делает нам, учителям - словесникам ? Как помочь ученику ?

В системе образования постоянно идет активный педагогический поиск новых форм обучения.

В то же время нельзя не учитывать, что любой учитель - это личность, имеющая свой жизненный опыт, свои профессиональные пристрастия, любимые произведения, любимых авторов. И поэтому нельзя навязывать в обязательном порядке учителю тот взгляд, который выражается в статьях ученых, в разработках учителей - практиков. Самое главное, чтобы учитель был в курсе всех существующих оценок и мнений, разных и даже противоречивых.

При изучении творчества великих писателей и поэтов, предусмотренного школьной программой, было бы неправильным искать ответы только на вопросы : «Что делать на уроке ?» и «Как делать?». Я думаю, что нетрадиционные формы обучения позволят учителю разрешить важнейшие для него проблемы. : «Почему так надо сегодня изучать литературу?» и «Зачем это надо знать учащимся?» В ответах, как я полагаю, самая большая ценность нестандартных уроков.

Работа литературно - драматического кружка

«Поэзия и театр»

Работа учителя - словесника трудная, но прекрасная.

Стремление как можно полнее воздействовать на учащихся художественным словом, шире использовать в целях воспитания идейное и эмоциональное богатство литературы требует от учителя напряжения всех духовных сил, больших знаний, педагогического мастерства. Словесник должен работать с изобретательностью, чтобы окончившие школу были всесторонне образовательными людьми, имеющими эстетические потребности и хороший художественный вкус.

Наши школьники (особенно последние годы) знакомятся с литературой весьма подробно и разнообразно, но к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени просто не хватает. Поэтому, внеклассная и внешкольная работа по литературе приобретает все большее значение : это и важная образовательная проблема, и надежный путь применения знаний к жизни, и в известной мере, решение вопроса о правильности организации досуга подростка, и путь к развитию его индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьника .

Вот уже несколько лет я совмещаю преподавание своего предмета с внеклассной работой. И считаю это важным. Я убеждена, что если ограничиться пусть даже мастерским анализом произведения, минуя внеклассные занятия, то о Пушкине, Фонвизине, Тургеневе, Толстом и Лермонтове, Гоголе и Чехове, об Ахматовой и Цветаевой и многих других ученики получат лишь приблизительное представление.

В своей работе я опираюсь на интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся. С этой целью много лет тому назад был создан литературно - драматический кружок «Поэзия и театр» .

Немного подробнее расскажу о работе кружка. Литературно - драматический кружок - прекрасное место для общения ребят всех возрастов. Здесь бывает интересно абсолютно всем : и ученикам средних классов и старших. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу между его участниками. Выход на театральные подмостки - опыт для ребят новый, неожиданный.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. искусства, цикл Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Важно, что в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески изменять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, привносят элементы своих идей . Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

С чего же начинается работа кружка ?

Во-первых, с подбора репертуара. Потом составляю сценарий. Пути его всевозможные : беру и драматические произведения, и прозу, которую перевоплощаю в драматическое произведение, и сама что-то пишу и так далее. Потом проводится как бы своеобразный кастинг. Юные актеры на репетициях проходят длинный путь - от нервного зажима во время первой читки своей роли к полной раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене перед публикой. Но это не всегда удается.. На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь это так важно - чувствовать игру партнера, подыгрывать, когда это требуется, создавая правильное настроение и у актера и у зрителя. Некоторые репетиции бывают индивидуальными. Этому сопутствует ряд объективных причин. Во - первых, у нас так построены учебные занятия, что дети из разных сел, обучающиеся в школе, практически лишены всех внеклассных мероприятий, хотя среди них много одаренных и желающих. Вот и приходится заниматься в те промежутки времени, которые выпадают. Поэтому, вместо намеченных двух дней, занимаюсь каждый день. Во -вторых, есть такие дети с которыми нужно учить одну фразу целый час, чтобы достичь нужного результата. Хочется сказать, что репетиции - это в некотором роде тихая, простодушная театральная рутина, от которой юному артисту еще только предстоит учиться получать удовольствие.

Занятия в кружке как бы дисциплинируют детей. Порой хулиганистые дети всерьез проникаются атмосферой искусства, что в какой-то мере изменяются их характеры. У меня с ними складываются теплые, доверительные отношения, и я считаю, что все благодаря кружку. Я не боюсь давать детям сложные роли, так как ребенок чувствует недоверие к своим способностям со стороны руководителя, если тот не воспринимает его всерьез.

Юный человек, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли , уже не будет в жизни пасовать перед трудностями.

Не надо беспокоиться, когда в представлении приходится занимать ребят разных возрастов. Они прекрасно ладят, ведь ничто не сближает, как совместные театральные труды. Несмотря на разный возраст, ребята великолепно чувствуют общую тему. Моя задача - раскрепостить детей, раскрыть потенциал, дать им необходимую культурную базу для дальнейшей жизни.

После выступления мы делаем обсуждение своим рабочим коллективом : что в нем оказалось удачным, а на что следует обратить внимание при следующем представлении.

Одно из главных художественных выразительных средств - это человеческая речь. С приходом детей в кружок их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый мною текст, овладевают опытом расстановки в нем логических ударений, логических пауз, инверсивных, психологических , начальных, финальных, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу, работая при этом над рифмой и ритмом.

Важным компонентом для успешного приобретения этих умений является разговорная практика самого школьника. Я обычно обращаю внимание : как, в каком темпе, с какой скоростью говорит тот или иной ребенок, воспроизводит ли он верно все звуки в тех словах, которые произносит.

Во время обычных школьных уроков неразборчивое проговаривание ребенком текста не вызывает у педагога сильной тревоги, в конце концов, учителя и сверстники приноравливаются к пониманию детской скороговорки, воспринимая ее даже с определенной долей юмора. На уроках литературы я говорю детям, если задаю учить наизусть : «Выучить вы обязаны, а вот как рассказать, в этом-то - суть». И они уже сами знают и могут даже объективно оценить рассказанное, конечно, это еще не в пятых классах.

Но с приходом ученика в кружок от такого недостатка в речи приходится избавляться. Иначе это может послужить причиной многих неприятностей. И поэтому большое внимание я уделяю дикции исполнителя. Есть еще одна тонкость - правильно подобрать грим. Это большое искусство. Он развивает эстетический вкус. Но без него вполне можно обойтись, за исключением в некоторых случаях.

Подбор и примерка театральных костюмов один из самых любимых занятий ребят. Конечно, они могут быть условными. Итак, главный вопрос - где взять их ? У нас нет средств для настоящих костюмов. И приходится изощряться, как только возможно. Многое приношу из дома. Есть уже какие-то собственные накопления. Прошу на прокат кое-что в ДК. Предлагаю ребятам принести из дома какие-либо вещи. Даже некоторые костюмы родители шьют. Например, шили кафтан, русское национальное платье. В общем, как говорят : «С миру по нитке - голому рубаха». Также и с театральными декорациями. Во многом большое подспорье - это утварь и костюмы «Русской избы».

А теперь немного о результатах работы кружка «Поэзия и театр». Уже несколько лет подряд дети занимают первые и вторые места на районный конкурсах среди чтецов и чтецких ансамблей. Постоянные победители районного смотра - конкурса театральных коллективов «Школьные подмостки» и участники республиканских конкурсов, также чтецов и чтецких ансамблей. Награждены Дипломами Министерства образования Республики Крым.

В школе постоянно ставим театрализованные представления по произведениям Н.В. Гоголя, Ф.И. Фонвизина, А.П. Чехова, Б. Васильева, А. Твардовского, М. Алигер, М. Джалиля, Р. Рождественского, В. Высоцкого и др. Инсценировали на патриотическую тему « Дневник солдата», «Никто не забыт, ничто не забыто», «У войны не женское лицо», «Час поэзии подвига», «За двумя зайцами» , «Портрет» (по произведениям Н. Гоголя), «Звездопад в краю тихих зорь» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»), «Играем Чехова» (по произведениям А.П. Чехова) ,«Лошадиная фамилия» (по рассказу А. Чехова, « Недоросль» (по комедии Д. Фонвизина), сценарии по сказкам А.С. Пушкина, «Веселые приключения Бабы Яги» и многие другие. Также представляли на суд зрителей инсценировку, созданную по принципу «кривого зеркала», борясь со сленгом.

Участники кружка оформили стенд «Театральные подмостки».

Подводя итог сказанному, хотелось бы, чтобы такие театрализованные представления не превращались в очередное «мероприятие», оставили бы след в душе каждого участника и зрителя (как ни высокопарно это звучит). А если после проведения подобного представления у кого-то появится желание узнать о том или ином писателе или эпохе побольше, или записаться в литературно - драматический кружок- наша цель будет достигнута.

Еще древние говорили, что ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь.

3. Этнографический уголок «Русская изба».

Народная педагогика несет в себе мощный потенциал, способный возродить лучшие традиции школы. Такая педагогика исходит из основания. Воспитания детей и молодежи должно вестись на базе народной мудрости, историко-культурных традиций народа, в тесном единстве педагогических воздействий на новые поколения как со стороны образовательного учреждения, так и семьи.

Мы живем в сложное время. И хотя оно никогда не было простым, сегодня наиболее остро ощущается «беспорядок внутри себя». Забыли люди вековечные заповеди, душу свою истерзали и не заметили, как потеряли свою память, свою историю - то, в чем, по философским словам А. Пушкина, «обретает сердце пищу, - любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

Вот уже тридцать четыре года я живу и работаю в Крыму и наблюдала, как мало внимания уделялось возрождению национальных традиций русского народа. Задумалась : а почему мы, учителя русского языка и литературы, не придаем необходимого значения именно русской культуре, народным традициям русского народа ?

Я много думала над тем, что многое сложившееся веками русского уклада жизни, памятное и дорогое уходит: это уважительное отношение к старшим, почтение и долг перед родителями, колыбельные песни, русские народные сказки, поговорки, пословицы, веселые застольные игры, вышитые рушники и масса других милых сердцу действий и вещей. Каждый из нас обнаруживает, что их отсутствие обделяет нас не столько предметно, сколько духовно, вселяет в нас неуверенность в завтрашнем дне, выводит из жизненного равновесия.

И тогда, несколько лет тому назад, я поставила перед собой задачу : создать этнографический уголок - музей «Русская изба» с целью умения возрождать и нести в себе те духовные и культурные ценности, которые веками воспитывались в человеке - это любовь к Родине, к матери, к другим близким людям; преданность и творческий подход к своему любимому делу; знакомить учащихся с тем, как осмыслялся дом в народной культуре, с его атрибутами.

Многие экспонаты этнографического уголка привезены мной из Нижегородской и Московской областей, собраны детьми. «Русская изба» пополняется предметами быта до настоящего времени. Здесь лапти, самотканые рушники, прялка, гончарные изделия, фарфор, деревянные матрешки, солонки, чашки, ложки хохломской и полховско - майданской росписи и другие экспонаты.

Предметы быта, одежда служат реквизитом для спектаклей, подготовленных литературно - драматическим кружком «Поэзия и театр».

На базе этнографического уголка проводятся уроки - экскурсии, многие внеклассные мероприятия. Учащиеся, обращаясь в далекое прошлое своих предков, соприкасаются с обстановкой, дающей представление о дореволюционном времени их жизни; расширению кругозора; развитию логического мышления; улучшению письменной и устной речи. Работа учащихся в этнографическом уголке - наглядный пример межпредметных связей, когда литература как учебный предмет взаимодействует с историей, устным народным творчеством, живописью и так далее.

На уроке по теме «Фольклор» дети, рассматривая прялку, представляют труженицу -пряху. Этот образ проявляется и в игрушке, и в росписях, где сцена прядения такой же торжественной, как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашел отражение не только в народном творчестве, но и в поэзии А.Пушкина, И.Никитина.

Для эмоционально - эстетического представления образа труженицы-пряхи зачитываю отрывки из русских народных сказок, сказок Пушкина, прослушиваем музыкальные фрагменты народных песен.

Содержание таких уроков на базе этнографического уголка помогает в воспитании чувства уважения к истории народа, бережного отношения к его традициям.

Таким образом этнографический уголок «Русская изба» - это не только эффективная форма самостоятельной творческой работы учащихся, но и лаборатория, дающая им больше возможности проникновения в прошлое русского народа, помогающая воспитывать в себе устойчивые моральные и нравственные качества.

4.Основа моей педагогической деятельности - мудрость,

самобытный талант В.А. Сухомлинского

В целом, в своей работе я опираюсь на педагогическую мудрость, самобытный талант Василия Александровича Сухомлинского, который считал, что если словесник не сумел осознать силу и красоту своего предмета, не увидел заложенных в нем огромных возможностей для влияния на формирование мировоззрения воспитанников, то ему не следует даже заходить в класс.


© 2010-2022