«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Цели: Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение  учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных; Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы; Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деят...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: « Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

Цели:

Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Знать: что значит сложные прилагательные.

Уметь: отработать навык слитного и дефисного написания прилагательных.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: комбинированный.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа, устный опрос, наблюдение, комментарий учителя, выполнение упражнений, лексическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Ну, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.

2. Актуализация знаний (слайд №1). (Повторить все о прилагательном).

А) Опрос. Вопросы классу:

- Какую большую тему вы сейчас изучаете?

- Что вы знаете об этой части речи?

- Имя прилагательное

- Обозначает - (признак предмета)

- Изменяется по - (родам, числам, падежам)

- Каким членом предложения может быть (сказуемым, определением,)

- Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)

- Какие орфограммы вы изучили - (не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц., одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных).

Б) Лексическая работа.

Правильный ответ, печальная песня, знойные дни, отважный поступок, правдивый человек.

- Подберите к прилагательным синонимы и антонимы.

В) Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 2)

Морской

Матросский

Флотский

Рыболовецкий

(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным).

- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.

3. Формирование знаний.

А) Работа с текстом.(слайд №3)

- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько - соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно - зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело - розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Вопросы классу:

- Слова, какой части речи у нас подчеркнуты?

-Что отличает их от других прилагательных?

- Почему они являются сложными? ( часть из них пишется слитно, часть - через дефис).

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис. (Слайд № 4,5)

Слитно

Через дефис

Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Водонепроницаемый плащ

Горько-соленое море

Трехмачтовый бриг

Темно-серый плащ

Носорожья туша

Бело-розовые облака

Вопросы классу:

Проблемный вопрос:

- Почему они пишутся по- разному?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Давайте запишем ее. (Слайд №6)

- Чему мы должны научиться к концу урока? ( акцентировать внимание на: Знать, уметь).

- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?

Работа учащихся (устно).

Работа со слайдом (№7). Проблемный вопрос: от какой части речи образованы данные слова? (слайд №7)

Носорожья - носорог,

Юго - западный - юго - запад

- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

- Какой мы вывод можем сделать?

- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд №8)

Рыболовецкое - ловец (чего?) рыбы,

Седобородый - борода (какая?) седая,

Водонепроницаемый - непроницаемый( чем?) водой,

Трехмачтовый - три(чего?) мачты

Вопрос классу:

- Как пишутся все эти сложные прилагательные?

Ответы учащихся.

Вывод учителя: Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.

Вопрос классу:

-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?( слайд № 9)

Сине - зеленый

Горько- соленый

Темно - серый

Бело - розовые

- Что объединяет подчеркнутые прилагательные? (Цвет).

- Как они пишутся?

Ответы учащихся.

Вывод учителя: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.

Вопрос классу:

- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое. (Слайд №10)

-Как пишутся такие прилагательные?

Ответы учащихся.

Вывод учителя: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.

Б) Вопрос классу.(слайд № 11)

Задание: Сформулируйте правило.

Слитно

Через дефис

1.


1.

2.


2.


3.

Проверка. (Слайд №12).

4. Формирование умений и навыков.

Тренировочные упражнения. Работа по учебнику.

№ 688.

Задание по рядам. Работаете в паре, затем один из вас представляет свою работу.

Индивидуальное задание: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.(слайд №13)

Первый ряд: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.(слайд №14)

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-

Флот военный, морской-

Старый, славянский обряд-

Столб почтовый, телеграфный-

Второй ряд: от данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные.(Слайд №15)

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь-

Административный, хозяйственный объект-

Бумага, хлопчатый ткань-

Военный, промышленный комплекс-

Третий ряд: Образовать сложные имена прилагательные от существительных. (слайд №16)

Северо - восток-

Северо - запад-

Юго -восток-

Наука, публицистика-

Плоды, овощи-

Шлак, бетон-

Индивидуальное задание: Образовать сложные имена прилагательные. (Слайд №17)

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод -

Темный, красный-

Машина, строить-

Вагон, ремонт-

Проверка.

Закрепительные упражнения. Объяснительный диктант.

Из-под земли показались бледно-зеленые листики растений. Могучий столетний дуб раскинул свою необъятную крону. Северо- восточный ветер усиливается. Плодово-ягодный участок расположился на солнцепеке. Последние темно- фиолетовые осенние цветы увядали.

689.

5. Итоги урока.

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)

- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

- Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?

-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание§47(выучить правило), упр. 690(выписать СС.)

- А теперь нам предстоит, проверить достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Для этого проведем следующую работу.

Самостоятельная работа: подчеркни « третье лишнее».

1. (Немецко)французский, (садово)огородный, (железно)дорожный.

2. (Кисло) молочный, (сельско)хозяйственный, (ярко) желтый.

3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный.

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.

Ответы (слайд №19).

Критерии.

- Кто-то сегодня работал очень хорошо, и у него все получилось, кто - то был сегодня не в настроении и работал не в полную силу.

- Я по рядам пущу кораблики. В зависимости от того, насколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.

- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!











© 2010-2022