- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нургалиева А.Ж. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: « Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».
Цели:
Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.
Знать: что значит сложные прилагательные.
Уметь: отработать навык слитного и дефисного написания прилагательных.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: комбинированный.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа, устный опрос, наблюдение, комментарий учителя, выполнение упражнений, лексическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
- Ну, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.
2. Актуализация знаний (слайд №1). (Повторить все о прилагательном).
А) Опрос. Вопросы классу:
- Какую большую тему вы сейчас изучаете?
- Что вы знаете об этой части речи?
- Имя прилагательное
- Обозначает - (признак предмета)
- Изменяется по - (родам, числам, падежам)
- Каким членом предложения может быть (сказуемым, определением,)
- Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)
- Какие орфограммы вы изучили - (не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц., одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных).
Б) Лексическая работа.
Правильный ответ, печальная песня, знойные дни, отважный поступок, правдивый человек.
- Подберите к прилагательным синонимы и антонимы.
В) Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 2)
Морской
Матросский
Флотский
Рыболовецкий
(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным).
- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.
3. Формирование знаний.
А) Работа с текстом.(слайд №3)
- Прочитайте текст.
Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько - соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно - зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело - розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.
Вопросы классу:
- Слова, какой части речи у нас подчеркнуты?
-Что отличает их от других прилагательных?
- Почему они являются сложными? ( часть из них пишется слитно, часть - через дефис).
Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис. (Слайд № 4,5)
Слитно
Через дефис
Рыболовецкое судно
Юго-западный ветер
Седобородый человек
Сине-зеленые волны
Водонепроницаемый плащ
Горько-соленое море
Трехмачтовый бриг
Темно-серый плащ
Носорожья туша
Бело-розовые облака
Вопросы классу:
Проблемный вопрос:
- Почему они пишутся по- разному?
- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Давайте запишем ее. (Слайд №6)
- Чему мы должны научиться к концу урока? ( акцентировать внимание на: Знать, уметь).
- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?
Работа учащихся (устно).
Работа со слайдом (№7). Проблемный вопрос: от какой части речи образованы данные слова? (слайд №7)
Носорожья - носорог,
Юго - западный - юго - запад
- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?
- Какой мы вывод можем сделать?
- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд №8)
Рыболовецкое - ловец (чего?) рыбы,
Седобородый - борода (какая?) седая,
Водонепроницаемый - непроницаемый( чем?) водой,
Трехмачтовый - три(чего?) мачты
Вопрос классу:
- Как пишутся все эти сложные прилагательные?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.
Вопрос классу:
-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?( слайд № 9)
Сине - зеленый
Горько- соленый
Темно - серый
Бело - розовые
- Что объединяет подчеркнутые прилагательные? (Цвет).
- Как они пишутся?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.
Вопрос классу:
- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое. (Слайд №10)
-Как пишутся такие прилагательные?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.
Б) Вопрос классу.(слайд № 11)
Задание: Сформулируйте правило.
Слитно
Через дефис
1.
1.
2.
2.
3.
Проверка. (Слайд №12).
4. Формирование умений и навыков.
Тренировочные упражнения. Работа по учебнику.
№ 688.
Задание по рядам. Работаете в паре, затем один из вас представляет свою работу.
Индивидуальное задание: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.(слайд №13)
Первый ряд: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.(слайд №14)
Язык Древней Руси-
Техника по строительству судов-
Обряды старой Руси-
Флот военный, морской-
Старый, славянский обряд-
Столб почтовый, телеграфный-
Второй ряд: от данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные.(Слайд №15)
Бумажный и картонный комбинат-
Взлетная и посадочная полоса-
Русский и татарский словарь-
Административный, хозяйственный объект-
Бумага, хлопчатый ткань-
Военный, промышленный комплекс-
Третий ряд: Образовать сложные имена прилагательные от существительных. (слайд №16)
Северо - восток-
Северо - запад-
Юго -восток-
Наука, публицистика-
Плоды, овощи-
Шлак, бетон-
Индивидуальное задание: Образовать сложные имена прилагательные. (Слайд №17)
Водопровод-
Лесопарк-
Трубопровод -
Темный, красный-
Машина, строить-
Вагон, ремонт-
Проверка.
Закрепительные упражнения. Объяснительный диктант.
Из-под земли показались бледно-зеленые листики растений. Могучий столетний дуб раскинул свою необъятную крону. Северо- восточный ветер усиливается. Плодово-ягодный участок расположился на солнцепеке. Последние темно- фиолетовые осенние цветы увядали.
№ 689.
5. Итоги урока.
- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
- Какой была наша цель?
- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)
- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?
- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?
- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?
- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?
- Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?
-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание§47(выучить правило), упр. 690(выписать СС.)
- А теперь нам предстоит, проверить достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Для этого проведем следующую работу.
Самостоятельная работа: подчеркни « третье лишнее».
1. (Немецко)французский, (садово)огородный, (железно)дорожный.
2. (Кисло) молочный, (сельско)хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.
Ответы (слайд №19).
Критерии.
- Кто-то сегодня работал очень хорошо, и у него все получилось, кто - то был сегодня не в настроении и работал не в полную силу.
- Я по рядам пущу кораблики. В зависимости от того, насколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.
- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!